Памятка по диагностике и анализу урока (с позиции соответствия требованиям ФГОС основного общего образования)

2
0
Материал опубликован 8 December 2015 в группе

Памятка по диагностике и анализу урока

(с позиции соответствия требованиям ФГОС основного общего образования)

Каков вклад урока в образовательные достижения учащихся (согласно ФГОС ООО)?

Какие образовательные изменения в учащихся порождал (активизировал) урок: а) предметные; б) метапредметные; в) личностные (знания, действия, отношения, ценности, смыслы, поведение → последействие урока)

Какова цель урока?

Чья это цель:

учителя и учеников? Или она есть результат их совместной деятельности по проектированию цели урока?

Что цель урока предусматривала? Представлены ли в цели ее компоненты: а) учительский (создать условия для образовательных изменений в учениках, активизировать учащихся, побудить их к деятельности и саморазвитию); б) ученический: знаниево-действенный (узнать, овладеть, применить), ценностный (принять ценность, демонстрировать позитивно-ценностное отношение), смысловой (вырабатывать смыслы своей деятельности). Или это неполная, «усеченная» цель? Понятна ли цель учителю и ученикам? Можно ли измерить заключенный в цели образовательный результат? Включает ли он в соответствии с ФГОС ООО предметную, метапредметную, личностную составляющие? Что доминирует? Почему? Соответствует ли реальный результат урока его цели?

Соответствует ли логика построения урока его цели и приоритетам ФГОС ООО?

Примечания:

1) В системно-деятельностной модели обучения каждый урок проектируется в системе уроков, включающей следующие типы (по Л.К. Максимову)1:

- постановки учебной задачи;

- конструирования нового способа действия;

- конкретизации и освоения обобщенного способа действия;

- контроля и оценки обобщенного способа действия.

2) Ведущая деятельность учеников – учебная.

Оцените логику построения урока по вопросам:

Создаются ли учителем условия для постановки и формулирования учащимися учебной задачи?

Побуждаются ли учащиеся к актуализации прежних и конструированию новых способов действия при решении учебной задачи?

Обращается ли учитель к ученикам с предложением выдвигать гипотезы, делать предположения?

Какова формула вопросов, с которыми учитель обращается к ученикам (репродуктивная/личностно-ориентированная/побуждающая к деятельности) Используется ли дискуссия как метод преподнесения знаний? Какой вид диалога (подводящий/побуждающий) использует учитель?

Использует ли учитель приёмы работы, чтобы подчеркнуть динамику образовательных достижений учеников – в знаниях, действиях, личностных новообразованиях? Насколько они эффективны?

Существует ли урок сам по себе или взаимосвязан с другими уроками, образуя с ними цикл (период) образовательных изменений учащихся?

Сделайте вывод: это урок просветительский, репродуктивный или развивающий в деятельности.

Удачно ли подобрано содержание урока для достижения цели?

Соответствует ли содержание урока приоритетам ФГОС ООО?

Содержание урока – это сообщаемая информация или средство образовательных достижений учеников?

Как организована работа с содержанием обучения на уроке: репродуктивно или деятельностно?

Проведен ли учителем логико-предметный анализ изучаемого материала при построении рабочей программы? Использованы ли на уроке результаты такого анализа?

Соответствует ли методический (технологический) инструментарий учителя приоритетам ФГОС ООО?

Какие приёмы использовал учитель для реализации системно-деятельностного подхода?

- Поощрял ли учитель учеников задавать вопросы, комментировать, вовлекал ли в дискуссию по постановке учебной задачи, по выработке способа выполнения учебного действия?

- Ограничивался ли частными предметными действиями или создавал условия для их обобщения и выработки обобщенных (универсальных) способов действия?

- Задавал ли учитель фронтальные вопросы или персонифицировал их, чтобы они имели личностную адресность?

- Какие приёмы/формы организации деятельности использовал учитель для обобщения идей, высказанных учениками по ключевым вопросам урока?

- Какова эффективность использованных приемов / организационных форм для развития личностных / регулятивных / познавательных / коммуникативных УУД?

- Учитывал ли учитель особенности гендерного поведения учеников? В равной ли мере вопросы адресованы мальчикам и девочкам? Какая модель профессионального поведения учителя доминировала на уроке - маскулинная (мужская) или фемининная (женская)? В какой мере она соответствовала гендерным особенностям учеников и способствовала повышению эффективности их учебной деятельности?

- Какой методический инструментарий учитель использовал для развития личностного потенциала учеников? Использовались отдельные приемы и технологии личностно-развивающего обучения (задачно-проблемная, диалогическая, имитационного моделирования)?

- Включались ли в учебную деятельность ученики с низкой мотивацией? Какие использовались приёмы для этого? Как активизировалась позитивная мотивация учебной деятельности у учащихся класса? Какова эффективность использованных приемов для развития личностных / регулятивных / познавательных / коммуникативных УУД?

- Соответствовали ли вопросы учителя уровню интеллектуального / общего развития учащихся в классе?

- Проводил ли учитель предварительную диагностику уровня готовности учеников к решению формулируемых на уроке учебных задач и проблем? Какие приёмы использовались для этого?

Сформулируйте рекомендации учителю по коррекции арсенала методических приемов (технологий).

Соответствуют ли способы оценивания результатов учебной деятельности учеников требованиям

ФГОС ООО?

Какие системы, приемы, способы оценивания применены? Что доминировало: оценивание учителем или самооценивание, взаимооценивание учеников? Проводилось ли оценивание по видам и уровням достижений? Было ли оно дифференцированным, многобалльным, посредством рейтинга и т.п.? Какова педагогическая целесообразность примененных способов и приемов оценивания результатов учебной деятельности учеников?

Побуждал ли урок учащихся к участию во внеурочной деятельности? Можно ли ожидать, что урок будет как бы «продолжаться» во внеурочной занятости ученика?

Имеет ли место взаимосвязь урочной и неурочной занятости учеников? Побуждает ли урок учащихся к участию во внеурочной деятельности, которая системно связана с учебной деятельностью учащихся?

Примечание:

Внеурочная занятость ученика может включать:

факультатив, элективный курс (в удаленном ресурсном центре, в том числе дистанционно);

выполнение внеурочных учебных и учебно-исследовательских проектов;

социальное проектирование, выполнение социально-значимых и патриотически-ориентированных проектов;

образовательно-культурные экскурсии в музеи, этнокультурные, мемориальные центры, памятные места; учебные экскурсии (по предмету); участие в работе культурно-образовательных форумов;

учебные исследования (в предметной лаборатории в школе, в лабораториях вузов, учреждений СПО);

занятия по программам дополнительного образования различной направленности (их 10) в школе или / и в учреждениях ДПО детей;

занятия в группах специально организованного дистанционного обучения;

курсы различной тематики, в том числе подготовительные в ВУЗ; предпрофессиональная подготовка в филиалах ВУЗов и т.п.

Какова степень готовности учителя к полноценной реализации требований ФГОС ООО?

Какие рекомендации по работе с классом Вы адресуете учителю? Свои рекомендации аргументируйте ссылкой на требования ФГОС ООО и на фрагменты урока2.

По итогам наблюдения урока и обсуждения его с учителем выработайте управленческие шаги по коррекции опыта учителя.

Какие управленческие шаги Вы предпримите для того, чтобы избежать негативных последствий в педагогической деятельности учителя?

Составьте памятку учителю по личностно-профессиональному развитию в связи с реализацией ФГОС ООО.

ОБЩИЙ ВЫВОД

Выполнил ли урок свое назначение в системе уроков, обеспечивающих образовательные достижения учеников в соответствии с требованиями ФГОС ООО, или не выполнил (по какой причине)


 

Список литературы

Кузибецкий А.Н., проректор по учебно-методической работе, профессор кафедры управления образовательными системами ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО», чл.-корр. МАНПО, к.п.н., доц., заслуженный учитель РФ

Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1.

Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1992.

Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2.

Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация http://www.eorhelp.ru/node/8964

Современный экономический словарь / Сост. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.