Памятка по диагностике и анализу урока (с позиции соответствия требованиям ФГОС основного общего образования)
Памятка по диагностике и анализу урока
(с позиции соответствия требованиям ФГОС основного общего образования)
Каков вклад урока в образовательные достижения учащихся (согласно ФГОС ООО)? |
Какие образовательные изменения в учащихся порождал (активизировал) урок: а) предметные; б) метапредметные; в) личностные (знания, действия, отношения, ценности, смыслы, поведение → последействие урока) |
Какова цель урока? Чья это цель: учителя и учеников? Или она есть результат их совместной деятельности по проектированию цели урока? |
Что цель урока предусматривала? Представлены ли в цели ее компоненты: а) учительский (создать условия для образовательных изменений в учениках, активизировать учащихся, побудить их к деятельности и саморазвитию); б) ученический: знаниево-действенный (узнать, овладеть, применить), ценностный (принять ценность, демонстрировать позитивно-ценностное отношение), смысловой (вырабатывать смыслы своей деятельности). Или это неполная, «усеченная» цель? Понятна ли цель учителю и ученикам? Можно ли измерить заключенный в цели образовательный результат? Включает ли он в соответствии с ФГОС ООО предметную, метапредметную, личностную составляющие? Что доминирует? Почему? Соответствует ли реальный результат урока его цели? |
Соответствует ли логика построения урока его цели и приоритетам ФГОС ООО? Примечания: 1) В системно-деятельностной модели обучения каждый урок проектируется в системе уроков, включающей следующие типы (по Л.К. Максимову)1: - постановки учебной задачи; - конструирования нового способа действия; - конкретизации и освоения обобщенного способа действия; - контроля и оценки обобщенного способа действия. 2) Ведущая деятельность учеников – учебная. |
Оцените логику построения урока по вопросам: ‒ Создаются ли учителем условия для постановки и формулирования учащимися учебной задачи? ‒ Побуждаются ли учащиеся к актуализации прежних и конструированию новых способов действия при решении учебной задачи? ‒ Обращается ли учитель к ученикам с предложением выдвигать гипотезы, делать предположения? ‒ Какова формула вопросов, с которыми учитель обращается к ученикам (репродуктивная/личностно-ориентированная/побуждающая к деятельности) Используется ли дискуссия как метод преподнесения знаний? Какой вид диалога (подводящий/побуждающий) использует учитель? ‒ Использует ли учитель приёмы работы, чтобы подчеркнуть динамику образовательных достижений учеников – в знаниях, действиях, личностных новообразованиях? Насколько они эффективны? ‒ Существует ли урок сам по себе или взаимосвязан с другими уроками, образуя с ними цикл (период) образовательных изменений учащихся? Сделайте вывод: это урок просветительский, репродуктивный или развивающий в деятельности. |
Удачно ли подобрано содержание урока для достижения цели? Соответствует ли содержание урока приоритетам ФГОС ООО? |
Содержание урока – это сообщаемая информация или средство образовательных достижений учеников? Как организована работа с содержанием обучения на уроке: репродуктивно или деятельностно? Проведен ли учителем логико-предметный анализ изучаемого материала при построении рабочей программы? Использованы ли на уроке результаты такого анализа? |
Соответствует ли методический (технологический) инструментарий учителя приоритетам ФГОС ООО? |
Какие приёмы использовал учитель для реализации системно-деятельностного подхода? - Поощрял ли учитель учеников задавать вопросы, комментировать, вовлекал ли в дискуссию по постановке учебной задачи, по выработке способа выполнения учебного действия? - Ограничивался ли частными предметными действиями или создавал условия для их обобщения и выработки обобщенных (универсальных) способов действия? - Задавал ли учитель фронтальные вопросы или персонифицировал их, чтобы они имели личностную адресность? - Какие приёмы/формы организации деятельности использовал учитель для обобщения идей, высказанных учениками по ключевым вопросам урока? - Какова эффективность использованных приемов / организационных форм для развития личностных / регулятивных / познавательных / коммуникативных УУД? - Учитывал ли учитель особенности гендерного поведения учеников? В равной ли мере вопросы адресованы мальчикам и девочкам? Какая модель профессионального поведения учителя доминировала на уроке - маскулинная (мужская) или фемининная (женская)? В какой мере она соответствовала гендерным особенностям учеников и способствовала повышению эффективности их учебной деятельности? - Какой методический инструментарий учитель использовал для развития личностного потенциала учеников? Использовались отдельные приемы и технологии личностно-развивающего обучения (задачно-проблемная, диалогическая, имитационного моделирования)? - Включались ли в учебную деятельность ученики с низкой мотивацией? Какие использовались приёмы для этого? Как активизировалась позитивная мотивация учебной деятельности у учащихся класса? Какова эффективность использованных приемов для развития личностных / регулятивных / познавательных / коммуникативных УУД? - Соответствовали ли вопросы учителя уровню интеллектуального / общего развития учащихся в классе? - Проводил ли учитель предварительную диагностику уровня готовности учеников к решению формулируемых на уроке учебных задач и проблем? Какие приёмы использовались для этого? Сформулируйте рекомендации учителю по коррекции арсенала методических приемов (технологий). |
Соответствуют ли способы оценивания результатов учебной деятельности учеников требованиям ФГОС ООО? |
Какие системы, приемы, способы оценивания применены? Что доминировало: оценивание учителем или самооценивание, взаимооценивание учеников? Проводилось ли оценивание по видам и уровням достижений? Было ли оно дифференцированным, многобалльным, посредством рейтинга и т.п.? Какова педагогическая целесообразность примененных способов и приемов оценивания результатов учебной деятельности учеников? |
Побуждал ли урок учащихся к участию во внеурочной деятельности? Можно ли ожидать, что урок будет как бы «продолжаться» во внеурочной занятости ученика? |
Имеет ли место взаимосвязь урочной и неурочной занятости учеников? Побуждает ли урок учащихся к участию во внеурочной деятельности, которая системно связана с учебной деятельностью учащихся? Примечание: Внеурочная занятость ученика может включать: ‒ факультатив, элективный курс (в удаленном ресурсном центре, в том числе дистанционно); ‒ выполнение внеурочных учебных и учебно-исследовательских проектов; ‒ социальное проектирование, выполнение социально-значимых и патриотически-ориентированных проектов; ‒ образовательно-культурные экскурсии в музеи, этнокультурные, мемориальные центры, памятные места; учебные экскурсии (по предмету); участие в работе культурно-образовательных форумов; ‒ учебные исследования (в предметной лаборатории в школе, в лабораториях вузов, учреждений СПО); ‒ занятия по программам дополнительного образования различной направленности (их 10) в школе или / и в учреждениях ДПО детей; ‒ занятия в группах специально организованного дистанционного обучения; ‒ курсы различной тематики, в том числе подготовительные в ВУЗ; предпрофессиональная подготовка в филиалах ВУЗов и т.п. |
Какова степень готовности учителя к полноценной реализации требований ФГОС ООО? |
Какие рекомендации по работе с классом Вы адресуете учителю? Свои рекомендации аргументируйте ссылкой на требования ФГОС ООО и на фрагменты урока2. |
По итогам наблюдения урока и обсуждения его с учителем выработайте управленческие шаги по коррекции опыта учителя. |
Какие управленческие шаги Вы предпримите для того, чтобы избежать негативных последствий в педагогической деятельности учителя? Составьте памятку учителю по личностно-профессиональному развитию в связи с реализацией ФГОС ООО. |
ОБЩИЙ ВЫВОД |
Выполнил ли урок свое назначение в системе уроков, обеспечивающих образовательные достижения учеников в соответствии с требованиями ФГОС ООО, или не выполнил (по какой причине) |
Список литературы
Кузибецкий А.Н., проректор по учебно-методической работе, профессор кафедры управления образовательными системами ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО», чл.-корр. МАНПО, к.п.н., доц., заслуженный учитель РФ
Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1992.
Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2.
Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация http://www.eorhelp.ru/node/8964
Современный экономический словарь / Сост. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева