Урок географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Молявко Наталия Сергеевна
учитель географии
МБОУ СОШ № 134
Новосибирская область, город Новосибирск
Урок географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать и копировать
Л.Н. Толстой
В современных условиях при внедрении ФГОС второго поколения урок должен способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию из различных источников информации, выдвигать собственные гипотезы, доказывать собственные теории, делать выводы и умозаключения, найти ошибки если гипотеза не подтвердилась. А это значит, что у современного ученика на протяжении обучения в школе должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Как и раньше основным видом организации деятельности учащихся остается урок. Чем же отличается современный урок построенный по всем требованиям ФГОС второго поколения от традиционного урока. Это тот вопрос, который задает себе каждый учитель прежде чем простроить свою работу в условиях модернизации школьного образования.
Современный урок географии с моей точки зрения должен строится так, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свои способности и таланты, для каждого ребенка должна быть создана атмосфера, которая будет формировать у учащегося положительное отношение к предмету, учителю, однокласснику и школе. Чаще всего для каждого класса с учетом особенностей приходиться использовать различные приемы и методы достижения поставленных целей. Любой урок продумываю вплоть до возможных ошибок, трудностей, моделирую с учетом особенностей учащихся.
Согласно требованиям к современному уроку использую различные методы и приемы для самостоятельного формулирования темы и целей урока. Для этого работаем с учебниками, как в группах, так и самостоятельно. Использую проблемные ситуации и проблемные вопросы, ребусы, загадки.
Работа в группах формирует у учащихся умение активно слушать, вырабатывать совместное решение проблемы, отстаивать свою тучку зрения приводя определенные доводы, разрешать возникающие разногласия.
Современный урок технологичный с точки зрения использования информационных технологий и педагогических технологий направленных на развитие личности учащегося. Современное общество невозможно без ИКТ-технологий. Современные дети уже в раннем возрасте знакомятся с большими возможностями информационных технологий, поэтому создание мультимедийного информационного проекта для многих не составляет проблем. Данные возможности я использую на своих уроках. Создание мультимедийных презентаций позволяет не только развивать интерес к предмету, но и учит школьников работать с различными источниками информации (учебниками, картой, художественной литературой, справочной литературой), что и способствует развитию таких необходимых по современному стандарту способностей как саморазвитие, самопознание, самостоятельность. В курсе «Землеведения» и «Страноведения» 5 - 7 классы имеется большое количество возможностей для создания мультимедийных презентации учащимися, чем я и пользуюсь. В 5, 6 классах учащиеся пользуются помощью родителей, а в 7 классе и старшие учащиеся создают свои проекты в виде презентаций. Перед тем как выдать задание детям, мы знакомимся с правилами построения презентаций, правилами представления своего материала. Учащиеся в ходе представления материала учатся использовать географические термины и понятия, развивается географическая речь учащегося, что так же необходимо в настоящее время.
Современный урок географии, с моей точки зрения, должен быть направлен на развитие у учащихся умения самостоятельно или в ходе групповой работы добывать новые знания, делать выводы, умозаключения. Большое значение для развития этих способностей имеют практические работы в курсе географии. Специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Применение личностно-ориентированных заданий на практических работах позволяют мне решить одновременно несколько задач:
· оценить уровень развития информационной компетенции учащихся, т. е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и выбрать из него необходимую информацию;
· оценить уровень развития предметных знаний и умений;
· оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);
· оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании;
· формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции
Урок – это визитная карточка каждого учителя, это не спектакль одного актера. Каждый урок – это сложная система, все компоненты, и участники которой связаны, а результат каждого урока будет зависеть от того как простроено взаимодействие между детьми, детьми и учителем.