Дзреян В.Х. Развивающее панно «Времена года»
Актуальность
На современном этапе коррекционного дошкольного образования одной из актуальных является проектирование модели максимально обеспечивающей развитие детей с интеллектуальной недостаточностью, его позитивной социализации, личностного развития, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Я считаю, что необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей путем использования схем для составления рассказов по технологии Т.А. Ткаченко. Учитывая особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью, решила изготовить панно «Времена года». Игры–тренинги с использованием сюжетного панно способствуют развитию мелкой моторики рук, что благотворно влияет на совершенствование речи, развивает внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, мышление, подготавливают руку ребенка к рисованию и письму. Можно сказать, что данное пособие позволяет более продуктивно развивать познавательную деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью, поддерживать интерес к окружающему миру, устанавливать простейшие взаимосвязи, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения. При этом, решая несложные развивающие игровые задания, дети будут радоваться своим результатам и достижениям.
Инструменты для изготовления панно:
Цель: Формировать знания о характерных признаках времен года, сезонных изменениях, цвете, величине, форме; развивать зрительную память, внимание, мышление, речь, мелкую моторику рук; воспитывать любовь к природе в разное время года.
Зима. Выпадает снег. Холодно. Зимой из снега можно слепить снеговика.
Весна. Сияет солнышко. Становится теплее. Снег тает, появляются лужи. Начинает расти травка. На деревьях набухают почки и появляются цветы.
Лето. Солнце светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. На деревьях растут яблочки.
Осень. Пасмурная погода, часто идут дожди. Дует холодный ветер. Листья на деревьях меняют цвет, а затем облетают.
Игровое задание: воспроизвести на игровом панно признаки определенного времени года.
Материал: Панно "Времена года" представляет из себя матерчатое полотно, на котором изображено небо, земля и дерево, к ним пришиты липучки, на которое прикрепляются детали, сшитые к этому панно. Все детали тоже сшиты из ткани, детали представляют собой: цветы, ягоды, листочки (желтые и зеленые, облака разных цветов для разных явлений природы (дождя, снега, пасмурной или ясной погоды, грибы, бабочки и т. д.
Элементы игрового материала:
С помощью панно можно вести календарь погоды, отмечая ее соответствующими значками каждый день и сравнивая ее, обязательно обращая внимание на время (Вчера было пасмурно и шел дождь, а Сегодня погода солнечная)
Времена года
Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о временах года; вспомнить и рассказать о характерных признаках определенного времени года и воспроизвести из имеющихся деталей, на панно это время года, самостоятельно подобрав детали по признакам, цвету, форме и величине.
Идея создания панно "Времена года" возникла во время подготовки группы к конкурсу, а точнее во время оформления "Зеленого уголка". Я работаю в группе раннего возраста, поэтому обычный "Календарь природы" для нашей группы не подходит. Поэтому я придумала свой вариант "календаря природы" для малышей.
Кияйкина Наталья Федоровна
Коновалова Елена Валерьевна