Паспорт логопедического кабинета
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Изюминка»
ПАСПОРТ
Логопедического кабинета
МБДОУ «Детский сад «Изюминка»
Учитель-логопед: Власенко Екатерина Александровна
2023-2024 учебный год
г. Красный Сулин
1. Цель и задачи логопедического кабинета.
Цель: Своевременное исправление речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи логопедического кабинета:
Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и речевой помощи; Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы.
Создание развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению имеющихся нарушений.
Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.
Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
Общая площадь – 19,5 кв. м.
Освещенность: (тип, источники) естественное и искусственное:
- естественное - окно (2 шт.);
- искусственное - люминесцентные лампы ( 4 шт.); -
В кабинете предусмотрено 1 место для индивидуальной работы логопеда с ребёнком и 8 мест для занятий детьми.
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми в возрасте 4- 7 лет.
В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС и основными педагогическими принципами:
Системности (материал систематизирован, составлен паспорт логопедического кабинета с перечислением всего материала и оборудования);
Доступности (дидактические игры и игрушки хранятся на нижних открытых полках, методический материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках);
Здоровьесбережения (имеется основное и дополнительное освещение (над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены кабинета тепло-желтого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается);
Учета индивидуальных особенностей и потребностей детей (учет возрастных и физических особенностей детей, мебель регулируется под детей данной группы; наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта).
Вариативности (наглядный методический материал и пособия имеют много вариантов использования — в зависимости от возраста детей, задач обучения и структуры речевого дефекта).
2. Зоны логопедического кабинета
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:
Материалы по обследованию речи детей;
Методическая литература по коррекции речи детей;
Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).
Информационная зона для педагогов и родителей
Она расположена на планшетах (стендах): в приемной группы, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.
Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.
Зона подгрупповых занятий.
Эта зона оборудована телевизором, мольбертом, учебными пеналами, детскими столами.
Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:
Коллегиальные заключения ПМПК, на основании которых дети поступают в логопедическую группу;
Речевая карта на каждого ребёнка зачисленного в логопедическую группу;
Сама рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда (куда входят годовой, перспективный, календарный планы);
Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы);
Индивидуальные тетради у каждого ребёнка;
Отчёт об эффективности работы учителя-логопеда и аналитический годовой отчет.
3. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ
Перечень материально-технических средств
Настенное зеркало – 1шт;
Стол для детей – 3 шт.;
Стулья детские – 8 шт.;
Стол для логопеда – 1 шт.;
Стул для взрослых – 1 шт.;
Стол дидактический -1шт
Логопедический уголок -1шт
Телевизор – 1 шт.;
Шкаф для одежды – 1 шт.;
Тумба -1 шт.;
Диван 2х-местный -1 шт.;
Книжный шкаф -2 шт.;
Ковер – 1 шт.;
Мольберт - 1 шт.;
Индивидуальное зеркало – 12 шт.;
Набор постановочных зондов – 1 шт.;
Вата, бинт – 12 шт;
Программно-аппаратный модуль ПАКПФ 02 Alma
Азбука настенная - 1 шт.
Кассы букв для подгрупповой работы - 12 шт..
Набор дидактического материала для обследования речи ребенка.
Логопедические кубики
Игра «Запомни звук» – 1 шт.
Набор муляжей овощей и фруктов – 1шт.;
Предметные картинки на каждый звук для автоматизации, дифференциации звуков, развития фонематического слуха.
Сюжетные картинки для развития связной речи.
Картотеки пальчиковых игр.
Игры и игрушки для развития мелкой моторики (мозаики, шнуровки, пазлы, массажные шарики и колечки)
Игрушки шумовые (погремушки).
Фигурки животных.
Кукла средняя – 2 шт.
Тактильна дорожка – 1 шт.
Набор карточек «Найди отличия» - 2 шт.;
Треугольное домино «Ассоциации. Мир вокруг» - 2 шт.;
Треугольное домино «Собери по заданию»
Развивающая игра «Подуй на шарик» - 1 шт.;
Игра «Мягче-жёстче» - 1 шт.;
Звуковые шапочки.
Игры для формирования связной речи.
Игры для формирования лексико – грамматической стороны речи.
Игры для формирования воздушной струи .
Методическое обеспечение учебного процесса
Обследование речи:
Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023
Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023
Формирование фонетико-фонематических представлений и подготовку к обучению грамоте.
Н. В. Нищева. Обучение грамоте детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет. парциальная программа. — СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023
Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 1. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
14. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
15. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 3. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
8. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
Формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
4.Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
Методические и дидактические пособия, обеспечивающие осуществление индивидуально-ориентированной коррекционной помощи детям с ОВЗ
Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
Светлова Инна. Домашний логопед, - М.: Эксмо, 2006г.
Косинова Е.М. Азбука правильного произношения. —М.: Махаон, Азбука-Аттикус,2020. -120 с.
Крупенчук О.И. Научи меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. —СПб: Издательский дом «Литера»,2021. -208 с.
Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
Нищева Н. В. Тетрадь для средней логопедической группы детского сада. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
11. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
12. Нищева Н. В. Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 20123.
Документация учителя-логопеда
Аналитический отчет (с анализом выполненной работы по пунктам годового плана организационно-педагогической деятельности учителя-логопеда).
Годовой план организационно-педагогической работы учителя-логопеда.
График работы учителя-логопеда.
Динамика речевого развития ребенка (мониторинг коррекции речевых нарушений).
Журнал учета посещаемости логопедических, коррекционных занятий.
Индивидуальные тетради детей.
Коллегиальные заключения, протоколы обследования ПМПК.
Папка с печатными материалами по темам консультаций.
План взаимодействия с другими специалистами.
Планы-конспекты фронтальных (подгрупповых), индивидуальных занятий.
Портфолио профессиональной деятельности.
Рабочая программа учителя-логопеда.
Речевые карты.
Тетрадь взаимодействия с воспитателем.
Циклограмма деятельности.
4. Правила пользования логопедическим кабинетом
ключи от кабинета в двух экземплярах (один у логопеда, второй у заведующей);
влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
ежедневно проводится проветривание кабинета;
перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом;
кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной;
по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.