Паспорт музея "Русская изба"
Частное Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский сад №45 ОАО "Российские Железные Дороги"
Паспорт мини-музея
«Чудеса в русской избе»
Группа №1 «Любознайки»
Составили воспитатели группы № 1:
Тараканова Н.С.
Шибанова О.А.
Паспортные данные мини-музея
«Чудеса в русской избе»:
Наименование мини-музея: «Чудеса в русской избе»
Профиль мини-музея: познавательно - исследовательский
Формирование у детей патриотических чувств и развития духовности
является одним из направлений работы детского сада. Родная культура
должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим
личность. Поэтому считаем, что приобщать детей к истокам русской
народной культуры необходимо с детства. С этой целью в детском саду
создана система работы с детьми по данному направлению.
Не секрет, что часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и
народных праздников, и тем ценнее тот факт, что наши дети знакомятся со
всем этим ещё в детстве.
Направленность мини-музея:
- социально – коммуникативное,
- художественно – эстетическое,
- познавательное.
Направление: этнография, русское народное творчество.
Цель: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю; знакомство с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи:
-Включить детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;
-Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
- Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
- Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
- Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей Родины.
- Знакомить с русским народным фольклором.
- Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.
- Воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
Совет мини–музея: воспитатели группы №1 Тараканова Н.С., Шибанова О.А.
Размещение: мини – музей размещается в групповой комнате, размер экспозиции – 2 кв. м. Оформление мини – музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини - музея располагаются в специально отведённом месте в групповой комнате. В мини - музее представлены не только экспонаты, но и богатый методический материал по непосредственной работе. Это всевозможные занятия, занимательные игры, художественная литература.
Соблюдение принципов:
Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Педагогические функции музея:
Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса.
Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно – физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия.
Воспитательные: формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре
Просветительские: формирование умений, навыков; формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Организационно-методическое обеспечение:
Основные нормативно-правовые государственные акты, на основе которых строится работа любого музея: Закон РФ от 26.05.1996 № 57-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации” и постановление Правительства РФ от 12.02.1998 № 179 "Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации”.
Перспективы развития мини – музея «Русская изба»
- Пополнение экспонатами по теме мини – музея.
- Проведение экскурсий для других групп детского сада.
- Пополнение картотек литературным материалом, играми, экспериментами по теме мини – музея.
- Презентация проекта «Русская изба».
Оснащение мини-музея:
Характеристика экспозиций:
В музее есть настоящие старинные вещи, а также макеты – конструкторы для постановки и игры.
Макет «Русская изба»
«Русская изба – удивительное творение рук человека».
Изба — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России. Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма. До XIII века избы не имели печей, имелся лишь очаг, дым выходил через входной лаз или появившиеся к этому времени специальные отверстия в стене. К XV веку в избах стали получать распространение примитивные печи, которые также топились по-чёрному.
В период до XVII века печи не имели ни труб, ни иных приспособлений для отводы дыма, затем стали появляться устройства для вывода дыма сверху, а не через двери. Это ещё не было печной трубой в современном понимании. В верхней части, в потолке, делалось отверстие, откуда горизонтально вел деревянный короб, называемый боров, при помощи которого дым выводился наружу. В период с XVII по XIX век, у зажиточных людей и в городах, стали получать распространение печи с трубами. Однако избы многих крестьян вплоть до конца XIX века топились по-чёрному.
Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках («Не красна изба углами, красна пирогами»), в русских народных сказках («Избушка на курьих ножках»).
№ | Наименование экспонатов | Количество | Вид хранения |
1 | Русская изба бумажная | 1 | постоянно |
1 | Русская изба макет | 1 | постоянно |
| | | |
| | | |
| | | |
Экспозиция «Утварь и посуда»
В древние времена посуду на Руси изготавливали из дерева, глины и металла.
При археологических раскопках на территории Киевской Руси и Новгорода были обнаружены фрагменты и детали деревянной и глиняной посуды, относящиеся к периоду X-XII вв. Это были большие деревянные блюда до 45 см. в диаметре, на которых подавали на стол пироги, мясо, рыбу и другую еду. Для супов, бульонов и похлебок использовались большие деревянные миски, из которых ела вся семья. Находили также и маленькие "индивидуальные" миски.
Готовили еду в горшках - глиняных или металлических.
В то время ещё не было такого слова как "посуда" и всё, из чего можно было есть, называли "судно".
Слово "утварь" также применялось для обозначения посуды, но слово это имело более широкий смысл.
Кроме посуды оно обозначало все предметы в доме - деревянные, металлические, созданные ручным трудом, всё имущество, скарб, рухлядь (шкафы, сундуки, ухваты и др.).
С появлением глиняной и металлической посуды роль деревянной значительно снизилась, но многие её образцы сохранились до наших дней в виде художественно-декоративной и сувенирной продукции.
№ | Наименование экспонатов | Количество | Вид хранения |
2 | Лепбук «Русская изба» | 1 | постоянно |
2 | Керамический горшок | 1 | постоянно |
2 | Глиняные миски | 3 | постоянно |
2 | Деревянная ступка | 1 | постоянно |
2 | Глиняная кружка | 1 | постоянно |
2 | Деревянные доски | 2 | постоянно |
2 | Керамический самовар | 1 | постоянно |
| | | |
| | | |
| | | |
Экспозиция «Русский народный костюм»
С давних времен одежда считалась отражением этнических особенностей каждого народа, это яркое воплощение культурных и религиозных ценностей, климатических условий, хозяйственного уклада.
Все эти моменты были учтены при формировании основного состава, характера кроя и украшений одежды жителей Древней Руси. Одежда людей Древней Руси имела свой неповторимый стиль, хотя некоторые элементы и были позаимствованы у других культур.
№ | Наименование экспонатов | Количество | Вид хранения |
3 | Сарафан женский | 5 | постоянно |
3 | Рубашка мужская | 1 | постоянно |
3 | Куклы в народных костюмах | 2 | постоянно |
3 | Фарфоровая кукла в летнем костюме | 1 | постоянно |
3 | Фарфоровая кукла в зимнем костюме | 1 | постоянно |
3 | Платок | 1 | постоянно |
3 | Кукла мальчик | 1 | постоянно |
3 | Кукла девочка | 1 | постоянно |
3 | Собака мягкая | 1 | постоянно |
3 | Куклы в рамках | 2 | постоянно |
| | | |
| | | |
| | | |
Экспозиция «Русские народные промыслы»
Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства. Художественная роспись в России Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друг.
Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись. Городецкая роспись - визитная карточка Нижегородской области.
Писанка - оберег и дошедшая до наших дней традиция росписи птичьих яиц пчелиным воском и красками. Раньше писанки сопровождали человека в течении всей его жизни - от рождения, до смерти, оберегая его от зла. Узоры, которые наносились на писанку не случайны - каждый имеет своё значение. Узоры писанок, цветовые сочетания передавались из поколение в поколение, сохраняя неизменными. Считалось, что писанка придает силу всему, что рождает новое - земле, человеку, животным, растениям. Приносит красоту, здоровье и достаток.
Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.
Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское, расположенного не далеко от Сергиева Посада.
Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи. Механизмы работы игрушек очень просты. Отличительной особенностью игрушек является планка, кнопка или баланс, с помощью которых, игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения.
Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями. Палехские миниатюры на шкатулка знамениты на весь мир.
Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов. Подносы с жостовской росписью очень популярны.
Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики.
Дымковская игрушка. Рядом с городом Вятки была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города Вятки. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.
Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.
Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является Хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области. Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях.
Каргопольская игрушка - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах.
Матрешка – это деревянная кукла, похожая на Ваньку-встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших матрешек, располагая их по росту.
Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусального золота.
Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами.
Одним из самых древних ремесел является плетение. Оно было известно в эпоху каменного века. В те времена люди еще не умели добывать железо и делать из него полезные вещи, но уже тогда первобытный человек в совершенстве владел техникой плетения обуви, корзин, посуды, циновок, сетей и других бытовых предметов.
В древние времена люди плели из разных растительных материалов: корней, лучины, гибких веток деревьев, луба, лыка, соломки дикорастущих и культурных злаков. Из конопляных и льняных волокон умели вить веревки и делать из них на деревянной колодке верёвчатые лапти. Из некоторых сортов болотной травы (камыш, сита, ситняк) плели и ткали сумки, циновки, куртки для рыбаков. Почти каждый хозяин умел плести с сосновой лучины решето, короб для переноса сена, грибов, хранения лука. С лозы плели корзины для картошки, хранения колбас, мебель, сундуки и ящики для одежды.
№ | Наименование экспонатов | Количество | Вид хранения |
4 | Посуда деревянная расписная | 5 | постоянно |
4 | Яйца деревянные на тарелке | 1 | постоянно |
4 | Яйцо на подставке | 1 | постоянно |
4 | Игрушки расписные | 5 | постоянно |
4 | Карандаши деревянные | 2 | постоянно |
4 | Ложки деревянные | 9 | постоянно |
4 | Тарелки деревянные настенные | 2 | постоянно |
4 | Матрешки | 8 | постоянно |
4 | Плетеные экспонаты | 13 | постоянно |
4 | Фигурки гжель | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Экспозиция «Народная игрушка»
Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.
Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты.
№ | Наименование экспонатов | Количество | Вид хранения |
5 | Куклы деревянные | 4 | постоянно |
5 | Куклы фарфоровые | 2 | постоянно |
5 | Юла деревянная | 1 | постоянно |
5 | Игрушки тряпичные | 1 | постоянно |
5 | Кукла соломенная | 1 | постоянно |
| | | |
| | | |
| | | |
Дидактический – наглядный материал, русский народный фольклор и игры
№ | Название | |
| ||
1 | «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским традиционным бытом. Русская деревня» (Е.В. Осипова) | |
2 | Пособие «Русская матрешка» | |
3 | «Куклы в народных костюмах» | |
4 | «Русская изба. Куда бредет Ивашкин лапоть?» (Л. Васкан) «Расписная игрушка» (Школа семи гномов) | |
5 | «Русский традиционный костюм. Сарафанный комплекс» | |
6 | Пособие «Русский быт» | |
7 | «В наш мир народною тропой» (А.А. Синцова, А.В. Баева, В.Ю. Лузаков) | |
8 | «Дымковская игрушка» (Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина) | |
9 | «Сказочная гжель» (Ю.Г. Дорожин) | |
10 | «Хохломская роспись» (Л.В. Орлова) | |
Учебно-методические пособия | ||
1 | «Детский народный календарь Солнечный круг» (О.А. Ботякова) | |
2 | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Младшая и средняя группа (И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина) | |
3 | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» старшая группа (И.А. Бойчук) | |
4 | «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» подготовительная к школе группа (И.А. Бойчук) | |
5 | «Зимние праздники, игры и забавы для детей» (В. М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова) | |
6 | «Осенние праздники, игры и забавы для детей» (В. М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова) | |
7 | «Летние праздники, игры и забавы для детей» (В. М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова) | |
8 | «Родные сказки» (Т.А. Шорыгина) | |
9 | «Родные сказки» (Е.И. Федорова) | |
10 | «Русский народ. Культура, обычаи и обряды» (Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов) | |
11 | «Как жили люди на Руси» (О.Л. Князева) | |
12 | «Красна изба…» (М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова) | |
13 | «Народная культура в эстетическом развитии дошкольников» (Н.Г. Пантелеева) | |
14 | Приобщение детей к русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева) | |
Фольклор | ||
1 | «Библиотека молодой семьи. Жили-были….» Произведения русского устного народного творчества для детей. | |
Дидактические игры | ||
1 | Дидактическая игра «Русская изба» | |
2 | Дидактическая игра «Одень куклу» | |
3 | Дидактическая игра «Сортируй узоры» | |
4 | Дидактическая игра «Русские узоры» |
График работы
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница –
7.00 – 19.00
Мероприятия
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения
- Совместная деятельность по приобщению воспитанников к русской национальной культуре,
ознакомлению с народным бытом: беседы, досуги, конкурсы, викторины, выставки
- Экскурсии для детей и их родителей
- Самостоятельная деятельность детей
- Индивидуальная работа
Перспективный план развития.
- Пополнение коллекции обучающих мультимедийных презентаций, видеофильмов краеведческой направленности;
- Организация мастер-классов для педагогов ДОУ в рамках «музейной педагогики»;