12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нилова Ольга Александровна731
"Я не знаю другого превосходства,кроме доброты". Учитель русского языка и литературы.Стаж работы 25 лет.Цель моей педагогической деятельности-развитие творческих способностей и орфографической зоркости обучающихся,привитие любви к родному языку.
Россия, Рязанская обл., с.Польное Ялтуново
Материал размещён в группе «Литературное краеведение в школе»

Использование материалов школьного музея "Русская изба"

в работе с учащимися.

                                                                                       Неуважение к предкам

                                                                                     есть первый признак

дикости и безнравственности.

А.С.Пушкин


 

Цели и задачи:

1.Глубокое осмысление обычаев и обрядов жителей села Ялтуново.

2.Популяризация идей патриотизма и краеведения среди молодежи.

3.Выявление учащихся, способных к научно-краеведческой работе.

Методы работы:

1.Встречи со старожилами села.

2.Воспоминания местных жителей об обычаях и обрядах.

3.Работа с архивными документами.

План работы школьного музея "Русская изба."

1. Сбор экспонатов.

2. Систематизация краеведческого материала.

3. Сбор фольклорного материала.

4. Походы по родному краю с целью сбора краеведческого материала.

5. Экскурсия по Шацкому Золотому кольцу.

6. Праздники по народному календарю:

-Покров день;

-Рождество;

-Пасха;

-Михайлов день;

-Красная горка.

Формы работы с экспонатами музея:

1.Экскурсии в школьный музей.

2.Проведение уроков на базе музея.

3.Проведение внеклассных мероприятий.

4.Индивидуальные задания учащимся.

Экспонаты музея.

Одежда и головные уборы.

1.Повседневный костюм - 4 шт.

2.Праздничные костюмы:

- красный сарафан - 1

- сарафан с лентами - 1

- желтый нарядный костюм - 2

- хоровые костюмы - 3

3.Мужские косоворотки - 8

4.Кушаки - 2

5.Шляпа с лентами - 1

6.Нарядные шали - 6

7.Повседневные платки и шали - 6

8.Лапти - 5 пар

9.Боты - 2 пары

10.Онучи - 1

11.Косынка ажурная - 1

12.Лоскутное одеяло - 1

13.Скатерть - 5

14.Утирки,рушники - 15

15.Подзор - 3

16.Накидка на подушки - 1

Мебель.

1.Кровать деревянная - 1

2.Кроватка детская деревянная - 1

3.Сундук - 1

4.Зыбка - 1

5.Ткацкий стан - 1

6.Самопряха - 1

7.Гребень - 7

8.Донце - 1

9.Веретено - 1

10.Щетка для чистки шерсти - 1

11.Нитки шелковые

12.Бердо - 15 шт.

Домашняя утварь.

1.Горшки - 6

2.Самовар - 3

3.Утюг - 3

4.Часы-ходики - 1

5.Безмен - 1.

6.Ножницы для стрижки овец - 1

7.Баклага - 4

8.Ступа - 1

9.Кошель - 5

10.Ночва - 3

11.Пехтель - 1

12.Глиняный сосуд - 1

13.Маслобойка - 2

14.Картофелерезка - 1

15.Рогач - 1

16.Хлуд - 1

17.Чапля - 1

18.Пекушка - 2

19.Керосиновая лампа - 1

20.Рубель - 2

21.Патефон - 1

22.Раструбы для перчаток -3

23.Раструбы для носок - 1

24.Решето - 1

25.Корзина - 1

Хозяйственная утварь.

1.Отвал - 1

2.Цеп -1

3.Вилы - 1

4.Крюк - 1

5.Лопата - 1

6.Ботало - 1

Археологические находки.

1.Банкноты бумажные

2.Остроконечники

3.Рубило

4.Кувшин

5.Старинные книги

6.Старинные документы

Пионерская символика.

1.Галстук (пионерский)

2.Значок октябрятский

3.Школьная форма

4.Пионерская форма

5.Барабан

6.Книга вожатого

Исследовательские работы.

1. "Война в судьбе моей семьи:"Я предков судьбу собираю по капле..."

2. "Гордость земли Ялтуновской" (учительская династия Романовых).

3. "Фольклорная шкатулка" (песни, частушки, присказки жителей

нашего села).

4. "Поэты нашего края" (И.Мызенков, П.Костин, А.Котов).

5. "Из истории П-Ялтуновского народного хора".

6. "Не покоренные войной" (ялтуновцы - участники Великой Отечественной войны).

7. "Топонимы Рязанской области".

8.Встреча и интервью с участником Великой Отечественной войны Маликовым И. В.

9."Традиции и обряды села Польное Ялтуново. Прошлое и современность: ялтуновская свадьба."

10."История традиционного ялтуновского костюма"

11."Ялтуновские гармонисты".

12."История православной церкви на территории сельского округа. Новомученики - сестры Петрины."

13."Почитаемые иконы в моей семье".

14."Частичка света моей души".("Учитель благочестия" к 200-летию со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского).

  Уже несколько лет, а именно с момента возникновения краеведческого музея, вся работа нашей школы нацелена на национальное воспитание и формирование основ духовности личности на основе народной культуры.

  Воспитательно-образовательный процесс в нашей школе с этнокультурным (русским) компонентом построен на решении задач патриотического и духовного воспитания детей школьного возраста. Это очень продуктивная модель, т.к. благодаря особой программе и единому перспективному плану решает проблему системно. Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле русского народа и включает в себя постепенное знакомство учащихся одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой. Таким образом, это системное основание для развития личности с опорой на универсальные духовные ценности, выработанные народом на протяжении многих веков.

  Воспитательно-образовательный процесс основывается на приобщении детей к исторической народной памяти: бережное сохранение уже сформировавшихся традиций и их творческое переосмысление в новых условиях.

  Вся внеклассная работа по историческому и литературному краеведению в нашей школе делится на три блока: массовая работа, групповая и индивидуальная.

  К массовой форме относятся: экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры. Групповыми формами работы являются: кружок, издание стенгазет. Индивидуальная работа предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, материалами музея, подготовку рефератов, докладов, исследовательских и творческих работ, разработку презентаций, описание памятников истории и культуры, запись воспоминаний.

  Вопреки превратностям времени - школьный музей - жив и если не процветает, то вполне достойно держится - встречает гостей, проводит разнообразные экскурсии, а его юные активисты со своими неутомимыми педагогами обновляют экспонаты музея, постоянно встречаются со знаменитыми земляками (поэтами, музыкантами, ветеранами войны и труда) или их потомками.

  Нет сомнения: школьные музеи потому и возникли, потому и живут, что нужны. Нужны, поскольку с их помощью педагог может решить многие проблемы воспитания .В нашем музее любому учителю легко провести увлекательный урок на тему, связанную с историей, природой, культурой родного края. 

  Культура и традиция народа - это история, которая не умирает с уходящими поколениями. Она продолжает жить в настоящем и делает нас духовно богатыми, не похожими на других. Красота родных мест, обычаи и традиции населения сливаются вместе и создают тот национальный колорит, который и отличает один народ от другого. Это выражается в песнях, одежде, манере говорить, выражать свои мысли.

                                                              

Приложение.

Из истории русской избы.

  Русская изба — это бревенчатый дом, в котором издревле жили славяне. Наши предки были в большинстве своем людьми домашними. И вся их жизнь проходила в стенах этих уникальных сооружений.  Слово "изба" происходит от древнеславянского "истьба", что означает дом или баня. В "Повести временных лет" славянское жилище упоминается как "истобка".

 До 10 века избы представляли собой полуземлянки. Так как бревенчатые сооружения частично уходили в землю. А от земли, как правило, достраивалось несколько рядов бревен. Этого вполне хватало. Двери и окна в таких избах отсутствовали. Вместо двери было небольшое отверстие до 1 метра. В помещении располагался очаг, который складывался из камней. Дымохода не было, поэтому весь дым уходил через входное отверстие. Полы в помещении были земляные. И со временем стали укладываться досками. Постепенно избы совершенствовались, и в итоге появился тот образ избы, который знаком многим: с окнами, дверью и русской печкой. 

Строительство русской избы.

  Перед строительством избы большое внимание уделялось месту, где будет воздвигаться новое жилище. Так, например, хорошо освещенное место на возвышенности считалось самым благоприятным. А неудачными местами являются места бывших захоронений людей, дороги и территории, где раньше располагалась баня.

  Немаловажную роль в строительстве играл и выбор материала для постройки. Считалось, что лучшими породами для строительства являются сосна, ель или лиственница. Но мало уметь выбрать породу. Возраст деревьев также важен. С одной стороны идет отсылка на поверья, а с другой понимание свойств и особенностей каждой породы и возраста деревьев:"Лес надо рубить бережно и со смыслом."

  Так, например, нельзя использовать в строительстве сухие деревья. Так как они являются мертвыми. Также не использовались в строительстве деревья, росшие на перекрестках дорог. Их называли "буйными". Считалось, что они могут разрушить сруб.

  Когда был подобран необходимый материал, начиналось строительство дома. Сегодня основой любого сооружения является фундамент. Но изба может устанавливаться и без фундамента. Например, приехав в какую-то деревню и увидев два рядом стоящих дома, незнающий человек может подумать что стоят совершенно одинаковые избы. Но на самом деле окажется, что один установлен на фундаменте, а второй на дубовых колоннах. При строительстве избы в качестве основы можно использовать временные подкладки , что в дальнейшем позволит установить фундамент. Далее устанавливается сруб. Сруб — это основная конструкция здания, состоящая из уложенных бревен. Один ряд прямоугольно уложенных бревен называется венец.

  Бревна между собой соединялись замковым соединением. На Руси использовали 2 основных способа соединения бревен:

в обло — в виде чаши с выступающими краями

в лапу — чистый угол без выступов

 Для утепления в замковые соединения укладывается льняная пакля или мох. Их же можно уложить между бревен для обеспечения большего удержания тепла в избе.

  Чем больше венцов у здания, тем выше будет изба. Первым венец сруба называется окладной . Для него берутся самые большие бревна. Далее идет основной венец (нижняя обвязка) , в который врезаются лаги . Лаги используются для укладки пола. Венцы от нижней обвязки до начала оконного проема принято называть подоконными . Далее идут оконные венцы . Когда же окна заканчиваются, начинают укладываться надоконные венцы, первым из которых называется замыкающий венец 

  Следующий этап строительства — установка крыши. В первую очередь устанавливается основа крыши — верхняя обвязка. Она состоит из верхних прогонов  и подстропилин , на которые устанавливаются стропила, являющиеся каркасом для установки кровли. Если планом предусматривается установка веранды, то перед установкой верхних прогонов ставятся верандные столбы . 

 После установки стропил остается установить кровлю. Для этого на стропила устанавливаются слеги, к которым в дальнейшим будет крепиться кровля. Основным преимуществом подобных крыш является то, что замена отдельных элементов кровли не требует полного разбора. Кровля позволяет быстро заменить одну испорченную доску

  На вершине избы устанавливался охлупень. Также его называли конёк или князёк. Он соединял 2 стороны кровли. Его установка позволяла избежать перекоса избы, поэтому он считался одним из важнейших элементов в строительстве. Охлупень, установленный на крыше, означал скорое завершение строительства:"Охлупень - делу венец."

  Когда кровля была готова, приступали к установке причелин. Причелины — это боковые доски, удерживающие кровлю по бокам. Кроме этого, они защищали пространство под кровлей от попадания снега. Более современные избы используют причелены для сокрытия торцов бревен. 

  Последним этапом строительства является установка резных элементов. Одним из таких является наличник на окнах. Их установка означает то, что изба ждет своего хозяина. Резное крыльцо и причелины — также являются символом завершения работы. 

Убранство русской избы.

  В русской избе различались четыре угла: печной, бабий кут, красный угол, задний угол (у входа под полатями). Каждый угол имел своё традиционное назначение. А вся изба в соответствии с углами делилась на женскую и мужскую половину.

  Женская половина избы проходит от устья печи (выходное отверстие печи) до передней стены дома.

  Один из углов женской половины дома – это  бабий кут. Его еще называют «запечье». Это место около печи, женская территория. Здесь готовили пищу, пироги, хранилась утварь, жернова. Иногда «женская территория» дома отделялась  перегородкой или ширмой. На женской половине избы за печью были шкафчики для кухонной посуды и съестных припасов, полки для столовой посуды, ведра, чугуны, кадки, печные приспособления (хлебная лопата, кочерга, ухват). «Долгая лавка», которая шла по женской половине избы вдоль боковой стены дома, тоже была женской. Здесь женщины пряли, ткали, шили, вышивали, здесь висела и детская люлька.

  Никогда мужчины на «женскую территорию» не входили и не трогали ту утварь, которая считается женской. А чужой человек и гость даже заглянуть в бабий кут не мог, это было оскорбительным.

  По другую сторону печи было мужское пространство, «мужское царство дома». Здесь стояла пороговая мужская лавка, где мужчины занимались домашней работой и отдыхали после трудового дня. Под ней нередко был шкафчик  с инструментами для мужских работ. Женщине сидеть на пороговой лавке считалось неприличным. На боковой лавке в задней части избы они отдыхали днем.

  Примерно четвертую, а иногда и третью часть избы занимала русская печь. Она была символом домашнего очага. В ней не только готовили пищу, но и готовили корм скоту, пекли пироги и хлеб, мылись, обогревали помещение, на ней спали и сушили одежду, обувь или продукты, в ней сушили грибы и ягоды. А в подпечке даже зимой могли содержать кур. Хотя печь и очень большая, она не «съедает», а, наоборот, расширяет область жизненного пространство избы, превращая его в многомерное, разновысотное.

  Недаром есть поговорка «плясать от печки», ведь всё  в русской избе начинается именно с печи. Помните былину про Илью Муромца? Былина нам говорит, что  Илья Муромец «лежал на печи 30 лет и 3 года», то есть не мог ходить. Не на полатях и не на лавках, а на печи!

  Печь находилась всегда в одном из углов дома, который назывался печной, дверной, малый угол. По диагонали от печи находился всегда красный, святой, передний, большой угол русского дома.

  Красный угол – центральное ,главное место в избе, в русском доме. Его еще называют «святой», «божий», «передний», «старший», «большой». Он освещен солнцем лучше всех других углов в доме, всё в доме ориентировано по отношению к нему.

  Божница в красном углу как алтарь православного храма и осмыслялась как присутствие Бога в доме. Стол  в красном углу – церковный престол. Здесь, в красном углу молились на образа. Здесь  за столом проходили все трапезы и главные события в жизни семьи: рождение, свадьба, похороны, проводы в армию.

  Здесь находились не только образа, но и Библия, молитвенные книги, свечи, сюда приносили веточки освященной вербы в Вербное воскресенье или веточки березы в Троицу.

  Места за столом в красном углу были жестко закреплены традицией, причем не только во время праздников, но и во время обычных приемов пищи. Трапеза объединяла род и семью.

- Место в красном углу, в центре стола, под иконами, было самым почетным. Здесь сидели хозяин, самые уважаемые гости, священник. Если гость без приглашения хозяина прошел и сел в красный угол  — это считалось грубейшим нарушением этикета.

- Следующая по значимости сторона стола – правая от хозяина и ближайшие к нему места справа и слева. Это «мужская лавка».  Здесь рассаживались по старшинству мужчины семьи вдоль правой стены дома к его выходу. Чем старше мужчина, тем ближе он сидит к хозяину дома.

- А на «нижнем» конце стола на «женской лавке», идущей вдоль фронтона дома садились женщины  и дети.

- Хозяйка дома размещалась напротив мужа со стороны печи на приставной скамье. Так было удобнее подавать еду и устраивать обед.

- Во время свадьбы  новобрачные также сидели под образами в красном углу.

- Для гостей была своя – гостевая лавка. Она расположена у окна. До сих пор есть такой обычай в некоторых районах усаживать гостей у окна.

Традиционная русская изба сегодня

  Давно минули те дни, когда наши предки жили в курных избах. Со временем русская изба претерпела значительные изменения. Бесспорно есть уникальные работы мастеров, которые не имеют аналогов. Но приехав сегодня в какую-либо деревню, вы заметите, что огромное число домов очень сильно похожи друг на друга. Именно эти дома являются конечным результатом развития традиционно русской избы. Несмотря на их общую схожесть, каждый дом остается уникальным из-за своего индивидуального оформления.

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О РУССКОЙ ИЗБЕ И ВЕДЕНИИ ХОЗЯЙСТВА

 

Дома и стены помогают.

Всякий дом хозяином держится. Дом красится хозяином.

Наживи хлевину, а там и скотину!

Не по дому господин, а дом по господину.

Не дом хозяина красит, а хозяин – дом.

Дома – не в гостях: посидев, не уйдешь.

Добрая жена дом сбережет, а худая – рукавом растрясет.

Хозяйка в дому – что оладушек в меду.

Горе тому, кто непорядком живет в дому.

Коли изба крива – хозяйка плоха.

Каков строитель – такова и обитель.

У нашей хозяюшки все в работе – и собаки посуду моют.

Дом вести – не лапти плести.

В доме хозяин больше архиере

Животинку дома заводить – не разиня рот ходить.

Дом невелик, да лежать не велит.

Что в поле ни родится, всё в доме пригодится.

Не хозяин, кто своего хозяйства не знает.

Не местом ведется достаток, а хозяином.

Домом не управил – так и городом не управить.

Деревня богата, так и город богат.

Добра голова сто рук кормит.


 

Использованные материалы:

1.Матюшин Г.Н.Историческое краеведение. М.:"Просвещение",1975.

2. http://rodnaya- tropinka.ru

3. http://светлояр-русь.рф

Опубликовано в группе «Литературное краеведение в школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.