12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова О.Д.15
Россия

Подростковый возраст — сложное время, на протяжении которого у ребёнка происходит переоценка ценностей. Родители жалуются, что их ребенок в период взросления становится неуправляемым, агрессивным, начинает предъявлять к близким завышенные требования. Не  имея жизненного опыта, часто оказываются втянутыми в противоправные действия.  Нравственная пустота и бездуховность личности приводят к тому, что это желание деятельности находит выход в хулиганских поступках. Выделяют несколько стадий, отличного от нормы поведения подростков:

 - неодобряемое поведение, связанное с озорством, непослушанием, упрямством;

- порицаемое поведение, вызывающее осуждение окружающих, педагогов, родителей;

 - девиантное поведение - поступки, принявшие характер систематических или привычных;

-противоправное или преступное поведение - связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Согласно нормам действующего законодательства, уголовная ответственность предусмотрена с 16 лет, за тяжкие преступления – с 14 лет. Лица, не достигшие этого возраста, не несут уголовной ответственности: считается, что в таком возрасте человек не способен осознавать последствий своих деяний. Способность предвидеть последствия окончательно дозревает у девочек к 18, а у мальчиков к 20 годам. Но этому предвидению необходимо учить заранее, т. к в 5-летнем возрасте дети уже понимают, что можно делать, а за что их накажут. Чего не скажешь о формировании целостной картины общественных ценностей. Поэтому в подростковом возрасте самым эффективным способом профилактики противоправного поведения является патриотическое воспитание..

Новое поколение вырастает на американских фильмах, тик-токе. Они не смотрят новости, да и вообще телевизор, все новости сомнительного качества узнают из интернета. Престиж  военной службы, особенно в связи с СВО и мобилизацией, падает, поэтому при формировании личности ощутимый вклад вносит именно школа.  Важнейшая цель воспитания состоит в том, чтобы наладить у каждого ребенка необходимые социальные связи,  пробудить гражданские чувства, развить стремление к самовоспитанию, дать почувствовать себя полноправным членом коллектива, найти в каждом положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение одноклассников, педагогов, родителей.

Понятие патриотизм включает в себя три составляющих: когнитивный (знание истории своей страны, своего народа, традиций и культуры), эмоциональный (уважение истории своей страны, гордость за ее прошлое, любовь к малой Родине) и деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, способствующих процветанию Отечества).  Взяв три года назад очень непоседливый 5 класс, главной задачей поставила формирование дружного коллектива, где один за всех, и все за одного. В нашей работе четко прослеживаются три магистральных линии:

1 направление: Личность, с которой приятно общаться другим.

2 направление: Патриот малой Родины.

3 направление: Активный гражданин своей страны.

Работая в этих трех аспектах, мы сводим к минимуму риск возникновения противоправных деяний.

В рамках первого направления мы работаем над формированием качеств, способствующих доброжелательному общению и взаимодействию: уважение к старшим, субординация, толерантность, взаимовыручка, отзывчивость, сострадание, ответственность, исполнительность, эрудированность, воспитанность.  Весь класс разбит на 5-ки, которые возглавляет успешный ученик, причем записываются в пятерки по желанию, что дисциплинирует главного и дает уверенность слабому, что ему здесь точно помогут. Другое действенное средство – киноуроки, экскурсии в природу и культпоходы в Самару (неформальное общение с одноклассниками), организация тематических классных праздников совместно с родителями.

В рамках второго направления приобщаемся к истории малой родины и страны, чтобы подросток мечтал не уехать жить куда-нибудь подальше, а оставить свой след на родине, сделать что-то полезное для земляков.  Для этого смотрим вместе хорошие российские фильмы» Офицеры», «Легенда № 17», «А зори здесь тихие», «Вызов», организуем классные встречи с успешными земляками, проводим уроки мужества, участвуем в смотре строя, выправки и песни, в классе оформлены стенды «Дни воинской славы», временные выставки – Герои спецоперации, Первые в космосе, Крым наш.  Для формирования исторической памяти создаем летопись класса, проводим фотомарафоны, посвященные семьям ребят, совершаем по селу прогулки с экскурсией

В рамках третьего направления учимся красивые слова о патриотизме подкреплять делами: принимаем участие в волонтерских акциях, организуем шефство над учащимися младших классов, активно принимаем участие в жизни школы и села, учимся принимать решения и доводить их до конца. Четверть министерских портфелей в шкльной республике – у наших ребят, пишем письма бойцам сво, шефствуем над ветераном педагогического труда и над младшеклассниками. А еще оформляем к праздникам окна, работаем на пришкольном участке, дежурим по школе, работаем в школьной службе примирения. Думать о плохом некогда. Конечные результаты работы по патриотическому воспитанию проявляются в поведении и деятельности ребят. На школьном учете никто не состоит, хотя на совет профилактики несколько мальчишек все же попадали.

Психологи разработали целый ряд отличительных признаков, позволяющих разглядеть в ребёнке склонность к противоправному поведению. Это нежелание выполнять обязательные требования; систематическое нарушение дисциплины  и другие – и мы стараемся не пропускать эти признаки, вместе с родителями работаем над этим. Ребёнка нужно воспитывать в атмосфере уважения и взаимопонимания, прививать ему чувство ответственности, формировать их жизненные принципы на основе собственного поведения. С детства формировать уважительное отношение к труду, не позволять неуважительно относиться к учёбе, плохо отзываться об учителях или сверстниках.

Характерной особенностью трудных подростков является неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с оборонительной позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются враждебно. У них осознание своей взрослости имеет внешнее показное проявление, они пытаются получить поддержку своих противоправных действий у пользователей социальных сетей, выкладывая посты и видеоролики, «щекочущие нервы». Факты социально неодобряемого поведения имеют больше шансов быть замеченным сверстниками, чем примеры положительных достижений – призовые места,  хобби и т.д.

Многие подростки не считают, что совершают нечто противоправное, будучи уверенными, что «за это ничего не будет». Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший. Если в результате работы кл. руководителя по патриотическому воспитанию большинство ребят начнет искренне и без пафоса размышлять о своей полезности не только большой Родине, но и Родине малой, если будет сформирован коллектив, где все за одного, а один может взять на себя ответственность за всех, то задача классного рук. выполнена. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека. Ему нельзя научить, необходимо его целенаправленно и ежедневно воспитывать и  в семье, и, в первую очередь, в школе. И тогда риск противоправного поведения подростка будет стремиться к нулю.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.