Урок литературы «Печальная, но и возвышающая дух история. Рассказ Ф. Абрамова "Потомок Джима"»
Класс: 6
Тема: «Печальная, но и возвышающая дух история». Ф. Абрамов. Рассказ «Потомок Джима»
Цель: раскрыть драматизм судьбы человека и животного во время ВО войны, сложность нравственного выбора
Задачи: 1. Образовательные – обучение анализу художественного текста, обогащение словарного запаса обучающихся. 2. Развивающие – критически мыслить и оценивать поведение героев, поддерживать диалог с учителем, другими обучающимися. 3. Воспитательные – воспитание нравственных качеств, таких как милосердие, сострадание, доброта
Оборудование: текст рассказа; метроном; презентация
Предварительная подготовка: текст рассказа обучающимися прочитан; индивидуальное задание - наизусть стихотворение Н. Радченко «Блокада»
Ход урока
Звучит Ленинградский метроном. На фоне его ученик читает стихотворение Надежды Радченко «Блокада».
Блокада
Чёрное дуло блокадной ночи.
Холодно,
холодно,
холодно очень.
Вставлена вместо стекла
картонка.
Вместо соседнего дома -
воронка.
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то.
Еле живая ушла на работу.
Есть очень хочется.
Страшно.
Темно.
Умер братишка мой.
Утром.
Давно.
Вышла вода.
Не дойти до реки.
Очень устал.
Сил уже никаких.
Ниточка жизни натянута тонко.
А на столе -
на отца похоронка.
Надежда Радченко
Почему наш урок начинается с этого? Какая связь с темой нашего урока?
Сегодня мы с вами говорим о произведении Федора Абрамова «Потомок Джима». История этого рассказа, а также судьба автора, нашего земляка, связана с историей города Ленинграда и его блокадой.
В жизни Федора Абрамова было три чуда. Первое случилось еще в детстве, когда мать писателя в трудный для семьи момент, когда еще один рот был обузой, вопреки советам соседей, желала младшему сыну добра: «Не умирать родился – жить». Второе и третье случились уже во время ВО войны в Ленинграде. Сначала похоронная команда приняла Абрамова за мертвого и тащила его в братскую могилу, но вода, попавшая ему на лицо, привела его в чувство. Он застонал и тем самым спас себя. Позже, когда Абрамова по дороге жизни через Ладогу везли в тыл, машина попала под обстрел. Грузовики спереди и сзади пошли на дно, а та, в которой был писатель, осталась целехонька. Потому-то, наверно, Абрамов считал себя обязанным, должником тех, кто погиб в этой войне.
Рассказ, о котором мы говорим – «Потомок Джима» - был последним произведением писателя.
Я не задаю вам вопрос, понравился ли рассказ. Он не может не понравиться.
Трудно ли было его читать? В тексте встретились такие слова, которые требовали пристального внимания, толкования.
Лексическая работа. В четверках обучающиеся обсуждают значения незнакомых трудных слов тексте. Затем сравнивают со «словариком» учителя: всё ли объяснили/могут объяснить?
(мученик, белобилетник, блокада, оборонные работы, потомок, джентльменство, амикошонство)
Кто-нибудь из вас задумывался, почему рассказ называется «Потомок Джима»?
У знаменитого русского артиста Качалова была любимая собака Джим породы доберман. А это удивительные собаки. У них высокий уровень «собачьего интеллекта», а также они очень чувствительные. Доберман быстро учится и никогда ничего не забывает. Из них получаются отличные защитники и охранники. Преданность, привязанность к членам семьи, любовь к детям делают его незаменимым другом. А самое главное – она умеет отличать добро от зла.
Вот такой пес оказался в семье художника. А почему его зовут Дар? Случайно ли это? Что оно означает? Оправдывает ли собака свое имя?
Война расколола жизнь героев на две части: до и после начала войны.
Довоенная жизнь
Чем занимались Петр Петрович и Елена Аркадьевна до войны?
Какие взаимоотношения были у Дара с окружающими его людьми: расскажите об этом. Какие черты характера пса в этом проявляются?
- Хозяин? Хозяйка?
- гости?
- дети?
Можно ли назвать эту жизнь счастливой? Почему? (в семье царили любовь и взаимопонимание)
Но вот в дом вломилась война. Что означает слово «вломилась»? (не вошла, не появилась) Что подчеркнуто этим словом? (неожиданность, вероломность, ведь в доме был праздник)
Ленинград во время ВО войны оказался осажденным городом. А что вы знаете об осаде, о блокаде Ленинграда? (факты о блокаде, подобранные учащимися, учитель дополняет своими)
Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Нет нужды говорить, в каких условиях жили ленинградцы во время 900-дневной блокады, сколько человеческих жизней унесли бомбежки и артобстрел города, сколько людей погибло от голода…
Петр Петрович, Елена Аркадьевна не участвовали в военных действиях, но от этого было не легче. Почему? (мирному населению в городе было еще тяжелее, чем военным)
Какие факты подчеркивают трудность жизни семьи художника в этот период? (холод, голод, оборонные работы – и тут же Дар вселявший веру своим видом и согревающий холодными ночами , нравственные мучения: выбор между жизнью человека и животного)
В конце рассказа мы видим вновь мирную жизнь: осада с города была снята. Казалось бы, жизнь стала налаживаться. Но смогли ли Петр Петрович и Елена Аркадьевна вновь стать счастливыми? Почему? (мало разговаривали, не было Дара) Какая встреча помогла осознать невозможность счастья? Почему эта встреча произвела такое впечатление? К каким последствиям привела? (встреча со стариком и пуделем - заболела и умерла Елена Аркадьевна)
Чувство, которое стало причиной ее болезни, это совесть. (определение совести)
Совесть –нравственное чутьё или чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла. Тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, отвращающее от лжи и зла.
Почему ее мучила совесть? В чем она виновата и виновата ли вообще? Разве легко ей дался выбор между жизнью мужа и Дара? (нет, выбор труден: доктор просит – отказывается; дворник предлагает свои палаческие услуги несколько раз)
Как она должна была поступить тогда? Можно ли ее осуждать за такой выбор? (нет, мы не имеем такого права)
После смерти жены на кладбище Петр Петрович устанавливает надгробие и гранитную стену со словами: «В память незабвенного друга доберман-пинчера Дара, защитника и мученика блокадного Ленинграда». Почему мученик? Как автору удалось показать страдания пса? (исхудал; его хотели поймать, но он сбежал; «испытание» кастрюлькой с печенкой; скучает по хозяину; взгляд всепонимающий, когда он слушает Елену Аркадьевну; дал накинуть на себя веревку дворнику)
Автор называет свою историю «печальной, но и возвышающей дух». Как вы понимаете такие слова – возвышающей дух?
(Дух – моральная сила человека. Возвышать – нравственно поднимать, облагораживать.)
Что оказалось сильнее войны? (слова на памятнике: в память незабвенного друга…) А сильнее войны человеческая память, сила любви и дружбы, благодарность
На какие «почему» вы еще не получили ответа на уроке?
Д/з: сочинение -рассуждение «О чем заставил меня задуматься рассказ Абрамова?»
Использованная литература:
Ф.Абрамов. Рассказ "Потомок Джима".