12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Артман43
Россия, Приморский край, Находка

Педагогическая мастерская

«Урок в Фокусе. Фокусы для урока»

Тема фестиваля педагогических идей - «Как обучать эффективно». Это значит, что ребенок должен сам захотеть что-то узнать и принять участие в процессе обучения.

В зарождении мотивации к познанию большую роль играет окружающая среда. Детям нужно расти в таких условиях, чтобы им было, во что играть, чем увлекаться и чему удивляться, откуда брать впечатления.

Мотивация — это стремление, идущее изнутри. Это то, чего хочу я.

«Эффективность» (в переводе с латинского) означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.

В педагогике под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

Можно ли сделать так, чтобы урок не только давал учащимся знания и умения, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, возбуждает мыслительную активность. Яркая познавательная мотивация оказывает воздействие на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих. Для решения этой задачи урока можно использовать «активные методы и приемы обучения». А можно придумать фокусы для урока.

Советы старого и доброго Д. Карнеги:

возбудить любопытство;

поведать интересную историю;

использовать какой-нибудь предмет;

начать с потрясающей цитаты;

задать вопрос;

связать тему с жизненно важными интересами слушателей…

В начале урока можно выполнить кинезиологические упражнения на перекрёстные движения –

«Слоник» - улучшается восприятие, правописание,

«Восьмёрки» - повышается устойчивость внимания

«Качание головой» - улучшает мыслительную деятельность,

чтение, голос звучит более уверенно…



Прекрасно включают в урок такие приемы :

Расшифровка слова; Перевертыши. Полиндромы.

Загадывание загадки;

Перед контрольной работой:

Создание педагогической ситуации;

Постановка проблемного вопроса;

Приём эмоционального воздействия;

Использование игровой ситуации



Давайте вспомним некоторые приемы вместе с Анатолием Гином:

УДИВЛЯЙ!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным

Формирует: умение анализировать;

умение выделять и формулировать противоречие.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Перед тем как съесть свою жертву крокодил льет слезы. Почему?

Выводит лишние соли. Не от жалости. Так говорят о людях

ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

Формула 1: в начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом

Формула 2: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с её новое занятие.


Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует:

умение анализировать и сопоставлять факты;

умение определять противоречие;

умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.


Когда кладут рельсы, между ними оставляют небольшое расстояние. Для чего?


Можно использовать прием при изучении этимологии слова. Например: «говорящие фамилии»


ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА

Формула: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

Можно переносить учебное задание в любую фантастическую ситуацию, придумать несуществующее растение или животное, вместе с которым придется решать задания.

Преподаватель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

Вы можете переносить учебную ситуацию:

на фантастическую планету;

перенести реального или литературного героя во времени;

рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или первобытного человека.



ПРАКТИЧНОСТЬ ТЕОРИИ

Формула: введение в теорию осуществлять через практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам.


Проблемный вопрос: «А как вы, ребята, думаете, почему словарным словам нужно уделить особое внимание?». 

Нельзя проверить



ПРИЕМ «НЕСТАНДАРТНЫЙ ВХОД В УРОК»

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Когда кладут рельсы, между ними оставляют небольшое расстояние. Но мы же знаем, что рельсы на железной дороге должны быть сплошными и не прерываться. Для чего это делают?



ПРИЕМ "АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД"

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Придумайте ассоциации к слову Россия.

Например: матрешка, береза, Кремль, василек, валенки, балалайка



ПРИЕМ “НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ТЕМА”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Пример. Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему. Учитель: Ребята, извините, но моя рука ждет подсказки в определении темы. Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока? Данный вопрос записывает на классной доске. Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, хорошо ли, что нет темы в начале урока. Начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…



ПРИЕМ “Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ “

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

умение объединять объекты по общему значению признака;

умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Учащиеся пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Преподаватель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из ребят не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Русский язык – я беру с собой слово ЛЕСОК . Признак: корень лес. Тема: однокоренные слова

ПРИЕМ «СОГЛАСЕН – НЕ СОГЛАСЕН»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

« Согласны ли вы, что Земля, Марс, Юпитер, Солнце, Венера – планеты?

Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Вы можете прочитать книгу Анатолия Гина «Приемы педагогической техники» и узнать много интересного.



А сейчас у нас Фокусы на уроке

Три жизни

Чтобы разговаривать с детьми на понятном им языке, можно представить урок как компьютерную игру, на которую у класса есть три «жизни». В начале урока учитель рисует на доске три сердечка.

Если в классе возникает высокий уровень шума или низкая активность, учитель стирает одно сердечко. В случае если учитель за урок сотрёт все три «жизни», то всему классу даётся дополнительное домашнее задание, задание на уроке или другой «штраф» на усмотрение учителя. Но до этого редко доходит, потому что класс обычно успокаивается, если стереть одно-два сердечка. Ученикам даже нравится такая система «жизней», и они сами рисуют сердечки на доске перед уроком. Этот приём удобен также тем, что его можно использовать не только как штраф за плохое поведение, но и с целью поощрения: если за урок класс сохранил все три «жизни», то учитель может не задавать обязательное домашнее задание или выбрать другой приятный бонус.

Я знаю 5 имен или названий…

Эта игра может подвести к теме урока. Подготовленный ребенок подбрасывает мяч или отбивает его о пол и говорит.

- Я знаю 5 названий или имен…

Наприм.: Оксана, Москва, Волга, Иванов, Саша

- Какая тема урока. Что общего у этих слов?



Веер или выбор задания

Вызываются смельчаки, они тянут несложные задания для повторения. Можно дать примеры, задачи разных видов на разноцветных карточках





Находка на берегу моря

Хорошо мотивируют истории о знакомых людях. Так однажды, чтобы вовлечь детей , я рассказала, что на берегу залива нашла бутылку с запиской. Потом мы прочитали записку о помощи и выполняли задания по карте.



Ответ соседа

Пекрасно включает в урок игра «Ответ соседа». Учитель бросает мяч одному ребенку, а отвечать на вопрос должен сосед. В первые минуты игра идет тяжеловато, но достаточно быстро дети собираются и дают правильные ответы.



Кубик и конверт

Это занимательная игра с кубиком. Например на литературном чтении на речевой разминке можно узнать сколько раз сказать скороговорку. А на математике количество решаемых примеров тоже может определить кубик.



Прогнозирование результата

Чтобы настроить детей на высокий результат, можно загадать свою отметку. Дети любят секретики, поэтому листочек на котором они будут писать свою прогнозируемую отметку лежат в конвертиках. Чтобы желания сбылись, дети будут стараться.

В конце урока, ставят отметку, которую они считают, что заработали.

Конверты сдаются, и учитель оценивает сам их работу.

Ответ руками

Устный счет или математический диктант можно провести руками. Если да, то + пальцами, если нет, то –

На словарном диктанте – показывают пальцами буквы

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.