Педагогическая студия «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»

0
0
Материал опубликован 20 February 2020

Педагогическая студия

«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».


1. Пролог.

Цель: установление личных контактов с участниками педагогической студии.

Упражнение «Поздороваемся»

- Я предлагаю поздороваться друг с другом, но немного необычно. Сейчас мы будем играть в игру, в которой все надо делать очень быстро. По моему сигналу нужно будет очень быстро «поздороваться» с соседом справа и слева. Я буду говорить вам, каким образом следует поздороваться. Итак, поздоровайтесь глазами... руками... плечами...

- Давайте познакомлюсь и я с Вами. Меня зовут Алешина Наталья Геннадьевна. Я работаю в кадетской школе города Волжского. Мне очень нравится одна фраза. «Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…».

2. Этюд.

Цель: подвести участником мастер-класса к обсуждаемой проблеме.

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших с вами руках сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя в школе любимым и успешным.

- Как быть? Какие технологии применять?

- Представим, что мы готовимся к уроку литературного чтения в 3 классе. На одном уроке нам нужно прочитать, охарактеризовать и проанализировать поступки

героев русской народной сказки « Морской царь и Василиса Премудрая».

-Какой приём использовать, чтобы всё успеть и все принимали участие в деятельности на уроке? Ваши предложения коллеги?

3. Экспликация (предъявление теоретического материала).

Цель: познакомить участников мастер-класса с теоретическим материалом по теме «Приёмы технологии развития критического мышления, используемые в начальной школе»

- Тема моего мастер-класса « Приёмы технологии развития критического мышления, используемые в начальной школе».

-Почему меня заинтересовала именно эта технология?

Современному выпускнику начальной школы необходимо научить такой работе с источниками информации, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

К технологии развития критического мышления недавно относились как к интересной новинке, которую можно сравнить с деликатесом в нашем привычном рационе, хотя в России она известна уже более 10 лет. Изначально эта программа была разработана в США, но много и наших учёных работали по этой проблеме. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложены авторами проекта Ч. Темплом, К. Мередитом, Д. Стилл

- это "ключевые слова", работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.

А цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии (что следует из названия) - работа с информацией - чтение и письмо.

Текст - это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающей свойствам связности и цельности.
   Учитель должен уметь "погрузить" ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем, умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Не секрет, что чувство причастности рождается только в напряженном диалоге. А диалог этот невозможен без усилий ума и сердца.

Понятие критического мышления Вы видите на экране.

Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении учебных проблем.


3 фазы технологии РКМ

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Приёмы

- приём « Данетка»;

- предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- « Карусель»

- перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах.


Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);

- приём « Данетка»;

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.


Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.

- Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных столов;

- организация различных видов дискуссий;

- приём « Данетка»;

- смысловые пропорции;

- « Карусель»

- написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе);

- исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах.

Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и учащихся.

Методические приемы технологии РКМ, используемые в начальной школе.

а)прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.


Например, на уроке окружающего мира по теме «Тела и вещества» можно предложить детям поиграть в игру «Верите ли вы, что…» или “Данетка”.

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. Или после чтения текста проверяют свои ответы.

1

2

3

4

5

6















Вопросы:

1. Предметы, что нас окружают, учёные называют телами.

2. Тела состоят из бактерий.

3. Вещества находятся только в жидком состоянии.

4. Разными у веществ бывают свойства.

5. Вещества состоят из молекул.

6. Газы летучи и занимают весь предоставленный им объём.


б)ещё один игровой приём – «Смысловые пропорции»

Установить связь между словами, понятиями и добавить пропущенное слово на определённую тему. Можно применять на любом уроке. Когда ребята выполняют задание, у них есть и образец, и поле для самостоятельной работы, направленной как на отработку определённого навыка, так и для творчества. Данная работа может стать мини-проверочной или послужить дидактическим материалом (созданным самостоятельно!) для работы в парах.



солнце = ?

? = короткий


Россия - ?

? - Лондон



рассказ = ?

? = бассейн



в) приём « Карусель»


Групповая работа. Формулируются вопросы открытого характера по количеству групп. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся дают ответ на вопрос.

Урок литературного чтения в 3 классе.

После знакомства с текстом «« Морской царь и Василиса Премудрая» использую метод « Карусели». Класс делится на группы по 4 человека. Задание: выбрать из слов, написанных на доске, слова характеризующие главную героиню.

( добрая, сердитая, мудрая, жадная, умная, щедрая, глупая, хитрая)

Первый ученик на листке выписывает слово, которое соответствует условию задания и передаёт лист товарищу по группе. Остальные три ученика делают тоже самое выписывают слова. Лист возвращается к первому ученику в группе, который должен проверить, всё ли выполнено верно, если нет - дописать, исправить.

Проверка. Обращаюсь к ученикам группы: « Кто из ребят ошибся? Чьи карусели вертелись без проблем?»


4. Обсуждение теоретического материала (дискуссия).

Цель: выяснить степень осознанности данного материала.

- Слышали Вы об этой технологии раньше?

- Какие из приёмов вызвали интерес?

- Какие приёмы будите использовать в работе?



5. Коррекция (этап практической работы).

Цель: научить применять на практике приёмы технологии развития критического мышления.

- Я предлагаю вам сейчас побывать в роли учеников, в классе, которых используются приёмы технологии критического мышления.

Первый приём “ Верите ли вы?” или “Данетка”.

Перед вами шесть вопросов и таблица. Я читаю Вам вопросы, а Вы ставите в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

1

2

3

4

5

6














1. Воздух – это смесь газов.

2. Воздух необходим для нормального существования подавляющего числа наземных живых организмов.

3. В воздухе не может быть пыльцы растений.

4. Люди, растения, животные в процессе дыхания поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

5. Из воздуха, используя метод сжижения, добывают инертные газы.

6. Состав воздуха может меняться.

А теперь прочитайте текст. Поставьте знаки во второй строчке таблицы.


Во́здух — естественная смесь газов (главным образом азота и кислорода — 98-99 % в сумме, а также углекислого газа, воды, водорода и пр.) образующая земную атмосферу. Воздух необходим для нормального существования подавляющего числа наземных живых организмов. Люди, растения, животные в процессе дыхания поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма и используется в процессе окисления, в результате которого происходит выделение необходимой для жизни энергии (метаболизм, аэробы). В промышленности и в быту кислород воздуха используется для сжигания топлива с целью получения тепла и механической энергии в двигателях внутреннего сгорания. Из воздуха, используя метод сжижения, добывают инертные газы. В воздухе могут находится частицы пыли и дыма, пыльца растений, бактерии. Из воздуха, используя метод сжижения, добывают инертные газы. Состав воздуха может меняться: в крупных городах содержание углекислого газа будет выше, чем в лесах; в горах пониженное содержание кислорода, вследствие того, что кислород тяжелее азота, и поэтому его плотность с высотой уменьшается быстрее. Воздух всегда содержит пары воды.

Второй приём « Смысловые пропорции».


Идёт урок русского языка в 3 классе. Тема «Общее знакомство со сложными словами». Составьте смысловую пропорцию для своих коллег в группе на эту тему.


Пример. Воздушный аппарат, который летает сам = ?

? = самокат


Третий приём « Карусель»

Задание: выбрать из слов, написанных на слайде, слова относящиеся к технологии критического мышления и записать на листочке.

СИНКВЕЙН, ГОРОСКОП, СТАДИЯ ВЫЗОВА, РЕФЛЕКСИЯ, КРОКОДИЛ, КЛАСТЕР,

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ, ПАРК.

Первый сидящий на листке выписывает слово, которое соответствует условию задания и передаёт лист товарищу по группе. Остальные коллеги делают тоже самое - выписывают слова. Лист возвращается к первому участнику в группе, который должен проверить, всё ли выполнено верно, если нет - дописать, исправить.


6. Рефлексия (подведение итогов).

Метод «Всё в твоих руках»

Мы хорошо потрудились. И я предлагаю Вам на листе бумаги обвести каждому свою левую кисть руки и на ладошке написать свой отзыв о мастер-классе.

Все в наших руках!!!


Литература:

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

3. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.

4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. - с. 66 — 72

5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. - 175 с

Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки/Е. Волков// http://evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html

Критическое мышление в науке и образовании: Идеи, личности, актуальность и перспективы (публичная лекция, 2005 г., презентация) / Волков Е.Н.




Классическая лазанья с фаршем и грибами

При приготовлении классической лазаньи листы из теста можно сделать самостоятельно – они готовятся аналогично домашней лапше. Для быстроты можно использовать специальные готовые листы для лазаньи, которые можно купить в супермаркете.


Первым делом следует подготовить овощи – помидоры очистить от кожуры и натереть на терке, грибы – нарезать, лук – нашинковать, чеснок – пропустить через пресс. Лук и чеснок следует переложить в кастрюлю и обжарить в сливочном масле. Через 2 минуты к ним следует добавить фарш и хорошо перемешать. После этого к фаршу следует добавить томатную пасту, натертые помидоры и грибы, и обжаривать до тех пор, пока не испарится жидкость. В конце следует добавить соль и перец, снять мясо с овощами с огня и охладить.


Далее нужно приготовить соус для лазаньи. Для этого на сковороде следует растопить сливочное масло, добавить к нему муку, слегка обжарить эту смесь и влить молоко тонкой струйкой. Соус следует варить 15 минут, после чего к нему нужно добавить тертый сыр и соль. Противень смажьте маслом и выложите на него листы для лазаньи так, чтобы один слегка «наступал» на другой. На листы нужно выложить приготовленную мясную начинку и сверху полить соусом. Накройте начинку листами и вновь повторите процедуру. Таким образом, получится несколько слоев. Сверху лазанью следует накрыть листами и посыпать тертым сыром. Лазанью с мясом следует запекать 30 минут в духовке, нагретой до 220 градусов.

Подавать классическую мясную лазанью следует горячей.













Как приготовить начинку для лазаньи?


1. Помидоры для лазаньи очистить от кожуры и натереть на терке.

2. Грибы – нарезать, лук – нашинковать, чеснок – пропустить через пресс.

3. Лук и чеснок следует переложить в кастрюлю и отварить в воде.

4. Через час к ним следует добавить фарш и хорошо перемешать.

5. После этого к фаршу следует добавить томатную пасту, натертые помидоры и грибы, и обжаривать до тех пор, пока не испарится жидкость.

6. В конце следует добавить соль и перец, снять мясо с овощами с огня и охладить.


1

2

3

4

5

6



































Воздух.


Во́здух — естественная смесь газов (главным образом азота и кислорода — 98-99 % в сумме, а также углекислого газа, воды, водорода и пр.) образующая земную атмосферу. Воздух необходим для нормального существования подавляющего числа наземных живых организмов. Люди, растения, животные в процессе дыхания поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма и используется в процессе окисления, в результате которого происходит выделение необходимой для жизни энергии (метаболизм, аэробы). В промышленности и в быту кислород воздуха используется для сжигания топлива с целью получения тепла и механической энергии в двигателях внутреннего сгорания. Из воздуха, используя метод сжижения, добывают инертные газы. В воздухе могут находится частицы пыли и дыма, пыльца растений, бактерии. Из воздуха, используя метод сжижения, добывают инертные газы. Состав воздуха может меняться: в крупных городах содержание углекислого газа будет выше, чем в лесах; в горах пониженное содержание кислорода, вследствие того, что кислород тяжелее азота, и поэтому его плотность с высотой уменьшается быстрее. Воздух всегда содержит пары воды.




















Воздух.


1. Воздух – это смесь газов.

2. Воздух необходим для нормального существования подавляющего числа наземных живых организмов.

3. В воздухе не может быть пыльцы растений.

4. Люди, растения, животные в процессе дыхания поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

5. Из воздуха, используя метод сжижения, добывают инертные газы.

6. Состав воздуха может меняться.


1

2

3

4

5

6



































____________________________________ = ___________________________________

____________________________________ = ___________________________________



___________________________________ = ___________________________________


____________________________________ = ___________________________________



____________________________________ = ____________________________________


____________________________________ = ___________________________________



____________________________________ = ____________________________________


____________________________________ = ___________________________________



____________________________________ = ____________________________________


____________________________________ = ___________________________________



____________________________________ = ____________________________________


____________________________________ = ___________________________________



____________________________________ = ____________________________________


____________________________________ = ___________________________________



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии (что следует из названия) - работа с информацией - чтение и письмо.

3 фазы технологии РКМ

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Приёмы

- приём « Данетка»;

- предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- « Карусель»

- перепутанные логические цепочки и т.д.


Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);

- приём « Данетка»;

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.


Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.

- Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных столов;

- организация различных видов дискуссий;

- приём « Данетка»;

- смысловые пропорции;

- « Карусель»

- написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе);

- исследования по отдельным вопросам темы и т.д.





Методические приемы технологии РКМ, используемые в начальной школе.

а)прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.


Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. Или после чтения текста проверяют свои ответы.

1

2

3

4

5

6













Вопросы:

1. Предметы, что нас окружают, учёные называют телами.

2. Тела состоят из бактерий.

3. Вещества находятся только в жидком состоянии.

4. Разными у веществ бывают свойства.

5. Вещества состоят из молекул.

6. Газы летучи и занимают весь предоставленный им объём.


б) игровой приём – «Смысловые пропорции»


Установить связь между словами, понятиями и добавить пропущенное слово на определённую тему. Можно применять на любом уроке. Когда ребята выполняют задание, у них есть и образец, и поле для самостоятельной работы, направленной как на отработку определённого навыка, так и для творчества. Данная работа может стать мини-проверочной или послужить дидактическим материалом (созданным самостоятельно!) для работы в парах.


солнце = ?

? = короткий


Россия - ?

? - Лондон


в) приём « Карусель»


Групповая работа. Формулируются вопросы открытого характера по количеству групп. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся дают ответ на вопрос.

Первый ученик на листке выписывает слово, которое соответствует условию задания и передаёт лист товарищу по группе. Остальные три ученика делают тоже самое выписывают слова. Лист возвращается к первому ученику в группе, который должен проверить, всё ли выполнено верно, если нет - дописать, исправить.

Проверка. Обращаюсь к ученикам группы: « Кто из ребят ошибся? Чьи карусели вертелись без проблем?»




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.