Статья «Игра как активный метод обучения в начальной школе»
Игра как активный метод обучения в начальной школе
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье.
Всем известно, что игра является ведущей деятельностью дошкольника. У школьника на первое место выходит учебная деятельность. Так играть в школе или не играть? Конечно, играть! Уверена, что так ответят многие учителя, особенно учителя начальных классов. Во-первых, игровые технологии помогут обеспечить преемственность с дошкольным образованием, во-вторых, многие игры созданы специально для того, чтобы помочь детям в игровой форме усвоить учебный материал. Перед учителем важной задачей будет правильно подобрать соотношения игры и обучения и уместно использовать игровые технологии.
По мнению педагога и психолога П.Ф.Каптерева, игры должны быть признаны существенным подспорьем систематическому учению; обучение и игры не враги – это друзья, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга. Считаю, что эти слова актуальны и в настоящее время.
В своих работах К.Селевко отмечал, что реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
-
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве игры;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
В начале своей педагогической деятельности очень часто использовала на уроках игровые сюжеты. На устном счете мы решали примеры - ловили рыб, строили дома, кормили птиц, лепили снеговиков. К нам на уроки приходили сказочные герои – Буратино, Незнайка, кот Леопольд, Баба Яга, которые обращались за помощью или создавали препятствия. Приходилось готовить огромное количество наглядности, которая использовалась в течение только одного-двух уроков. Ученикам было интересно, они с огромным желанием выходили к доске выполнять задания. Но по сути это была имитация игры, ученики просто решали примеры, задачи, уравнения и т.д.
Внедрением ИКТ позволило поднять использование игровых приемов на новый уровень. Графические, звуковые, интерактивные возможности компьютерных программ позволяли изучать и проверять усвоение материала ненавязчиво, играючи. Активно использовала в обучении обучающие компьютерные игры, научилась сама создавать интерактивные презентации с анимацией, гиперссылкими, триггерами.
В настоящее время я использую все возможности создания игровых ситуаций. На уроках окружающего мира герои учебника Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик являются постоянными нашими гостями. Ученикам нравится, что эти герои рассуждают, спорят, обращаются за помощью к ученикам, знакомят с новой и интересной информацией. Звук сама записываю и обрабатываю в программе Audaciti.
Но чаще всего стараюсь использовать универсальные игры, которые отвечают следующим требованиям:
возможность использования на любом уроке;
минимум подготовки наглядности и простота проведения;
имеют соревновательный характер;
содержат элемент здоровьесбережения.
Самой любимой игрой у первоклассников стала игра «Цифробойка». В эту игру они играют не только на каждом уроке математики, но и самостоятельно на переменах.
Для игры нужны 2 мухобойки, цифры на доске. 2 ученика выходят к доске. Остальные ученики по очереди задают примеры по определенной теме. Например, «Вычитание в пределах 10». Игроки должны сосчитать пример, назвать ответ вслух и хлопнуть по соответствующему числу на доске. Побеждает тот, кто первым правильно ответил. Учитель подсчитывает количество правильных ответов. Результат - победил один ученик, победила «дружба» или победителей нет.
На уроке русского языка» Цифробойка» превращается с «Буквобойку». Удобно отрабатывать темы «Правописание безударных гласных», «Слова с парными согласными» и другие. Учитель называет слово. Ученики должны назвать проверочное слово и хлопнуть по соответствующей букве. Падежи, склонения, части речи и другие понятия отрабатываются с лёгкостью и без принуждения.
Игра «По-порядку становись!» помогает усвоить темы «Алфавит», «Нумерация чисел», «Единицы времени, длины, массы». Ученики одного ряда или группа учеников получают карточки с буквами (числами, словами) По команде они должны выстроиться в алфавитном порядке (в порядке увеличения или уменьшения). Если раньше, чтобы расставить буквы по алфавиту, уходило 1-1,5 минуты, то сейчас первоклассники 7-8 букв выстраивают за 15-20 секунд. Далее предлагаю разделиться на группы: гласные и согласные, звонкие согласные или глухие, парные или непарные.
Игра «Умное решето» На одном из занятий показала решето, объяснила, зачем и как его используют. Договорились, что наше решето будет необычное. Только ученики, давшие правильный ответ могут проникнуть сквозь решето. Остальных нужно ещё «потрясти» - спрашивать.
Данное упражнение чаще всего провожу, когда нужно спросить всех учеников. Ученики встают, даю задание, кто первый ответил, тот садится. Игра проводится до тех пор, пока за парты не сядут все ученики.
Сразу становится понятным, кто усвоил данную тему, а кто испытывает затруднения.
При безотметочном обучении важно создать условия для формирования у первоклассников положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Мне удалось это сделать через игры-соревнования «Наряди ёлку» - декабрь, «Лепим снеговика» - февраль-март.
За правильность и аккуратность выполнения заданий, активность на уроке, старательность и помощь другу ученики получали снежинки. Эти снежинки они обменивали на необходимые части.
Ученики с огромным интересом включились в игру. Заметно повысилась активность детей на уроке, аккуратность в ведении тетрадей. Даже родители с большим вниманием наблюдали за процессом создания аппликации.
Полностью согласна с высказыванием Селевко Г.К., который считал, что результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Список литературы и ресурсов
Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. - Калуга: Адель, 1997.
Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М: Изд-во Смысл. Изд-во Эксмо, 2004. – 512с. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка
Кавтарадце Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998.-192с.
Лемов Д Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей. Манн, Иванов и Фебер; Москва; 2014
Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
Степанова О.А. Психолого-педагогический потенциал детской игры: ретроспектива и современные подходы к изучению. «Начальная школа плюс до и после»№1.2006
Примечание: фото с детьми выложено с разрешения родителей.
Сафонова Елена Валерьевна
Скочилова Наталия Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Скочилова Наталия Викторовна