Применение активных методов обучения на уроках математики

1
0
Материал опубликован 2 May 2020

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр имени Героя Советского Союза 

Расковой Марины Михайловны» 

Энгельсского муниципального района Саратовской области.










Применение активных методов обучения на уроках математики.












Автор

Шатова Ольга Рудольфовна, учитель математики,

высшая категория.




г. Энгельс,

2020





Оглавление.

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Вывод.

4. Литература.



























Введение

Наше общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентно способными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Математика играет огромную роль в формировании этих качеств.

Образовательный стандарт основного общего образования по математике до введения ФГОС был направлен на достижение следующих целей:

- интеллектуальное развитие учащихся: развитие логического мышления и речи, алгоритмической культуры, формирование качеств мышления, свойственных математической деятельности и необходимых для получения общего образования, для полноценной жизни в современном обществе;

- воспитание качеств личности, связанных с изучением математики – воображения, интуиции, творческой активности и самостоятельности, способности ориентироваться в новых условиях;

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни, изучения смежных дисциплин, продолжения обучения в старшей школе или иных формах среднего образования:

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.
















Основная часть.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Выделяют три уровня активности.

1)Активность воспроизведения характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

2)Активность интерпретации связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

3) Творческая активность предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. И при методически грамотном использовании АМО такая картина непременно создается. Дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию.

Активные методы можно условно объединить в следующие основные блоки:

а) дискуссионные методы - дискуссия, мозговая атака;

б) игровые методы - дидактические и творческие игры, в том числе деловые игры;

в) ролевые игры;

г) контригра - метод осознания коммуникативного поведения;

д) методы погружения;

е) методы тренировки чувственности.


Активные методы обучения в зависимости от этапа урока:

методы начала урока;

методы выяснения целей, ожиданий, опасений;

методы презентации (объяснения) учебного материала;

методы организации самостоятельной работы;

методы релаксации;

методы подведения итогов.

Можно необычно начать урок, тем самым заложив основу для дальнейшей успешной деятельности. Метод «Поздоровайся локтями».

Метод: «Энергизатор».

Учитель: Добрый день ребята! Я рада видеть вас!! Предлагаю начать нашу совместную работу словами энергизатора- приветствия.

Учащиеся: Читают на слайде стихи.

Здравствуй друг! Здравствуй брат!

Нашей встрече каждый рад!

Здравствуй мир! Здравствуй век!

Здравствуй добрый человек!

Учитель: Я попрошу вас взяться в группах за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года :

Метод «Фруктовый сад». Результаты этого метода помогает учителю лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.  Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.  Численность – весь класс.

Время – 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.  

Проведение: Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.  Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.            

           Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.  Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

При изучении нового материала особенно важно акцентировать внимание учащихся на основных моментах изучаемой темы. И здесь на помощь учителю приходят АМО. Метод «Инфо-угадайка», «Мозговой штурм», «Кластер».

Наиболее популярным из современных методов является – кластер.

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Применение данного метода на уроках изобразительного искусства позволяют формировать у ребенка целостное восприятия мира, а используя практический метод реализовывать задуманное на практике.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична.

Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы, удаляя лишнее.

Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»); по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

Кластер используется нами на разных этапах урока:

- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;

- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Метод «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Автобусная остановка

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

 Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

 Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).  Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.  Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.


На этапе завершения урока можно провести рефлексию учебного процесса. Это легко можно сделать с помощью АМО. Метод «Ресторан», «Комплименты», «Мухомор», «Письмо самому себе».

Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

-Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…

Активные методы релаксации, если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 2 – 3 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию, в этом вам поможет: Метод «Земля, воздух, огонь и вода».

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Время – 8-10 минут  

Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.  

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.  Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).  Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.  Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.  Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.  Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.  Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

В ходе проектирования урока с использованием АМО педагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всего ОМ и метапредметных целей.

Необходимо отметить еще один важный момент. Начиная работать с активными методами, педагоги нередко увлекаются их внешней стороной.

Внутреннее содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки, наполнении каждого действия участников ОМ смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придания этому процессу личностной значимости для каждого его участника, обеспечении самостоятельности обучающихся в постановке целей и определении путей их достижения, организации командной работы и построении истинных субъект-субъектных отношений.








Вывод

Ценностное ядро данной технологии состоит в том, что обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью получить пятерку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме.

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть еще раз, что овладение технологией АМО и использование ее в образовательном процессе, несомненно, будет способствовать развитию у обучаемых качеств, отвечающим процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.




















Литература.

Коростелева Н.М. Активные методы обучения - www.nsportal.ru

Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Технология АМО. 1часть- Петразоводск, 2012 г.

Активные методы обучения в образовательном процессе. Сборник статей экспертов Первого и Второго открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе». - Международный Институт Развития ЭкоПро, Образовательный портал Мой университет www.moi-universitet.ru, Факультет интерактивного обучения http://moi-amour.ru – 2012-13 г.

http://www.uchportal.ru/board/2-1-0-50

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.