Педагогические технологии и способы преподнесения информации ведущих ценностей православия на уроках ОРКСЭ
Педагогические технологии и способы преподнесения информации ведущих ценностей православия на уроках ОРКСЭ
(модуль «Основы мировых религиозных культур»).
Роль учителя в процессе изучения курса ОРКСЭ очень значима. От того, какие педагогические технологии, способы преподнесения информации, формы и виды организации учебной деятельности будет применять педагог, будет зависеть, насколько интересен и познавателен будет курс детям.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии. Какие же педагогические технологии и способы преподнесения информации ведущих ценностей православия на уроках ОРКСЭ я использую?
Среди них особенно актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению. В первую очередь, это применение интерактивных методов. Интерактивное взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, обмена деятельностью, целенаправленной рефлексией. При такой организации работы учащийся может не только выразить своё мнение, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы сверстников, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её. У участников формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы. К таким технологиям относятся:
-диалоговая технология;
-технология дебатов и дискуссий;
-модульная технология;
-проектная технология;
-кейс-технологии;
-технология интеллект-карт и др.
Рассмотрим элементы некоторых из них. Например, технология интеллект-карт позволяет проводить межмодульную связь курса, усваивать сложный понятийный аппарат, создавая целостную картину (Приложение 1).
Кейсовые технологии повышают интерес детей к изучаемой теме, анализ конкретной ситуации заставляет детей изучить материал и применить эти знания на практике. В основе проектной технологии лежит активная познавательная деятельность, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, самоорганизации. Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные ( исследовательские, прикладные, информационные и др.)
В процессе изучения ведущих ценностей православия учащиеся знакомятся с методами исторического исследования, например, проекты: «Православные святыни моей земли», «Добро и зло в русских народных сказках», «Традиции и ценности моей семьи» и др.
Курс ОРКСЭ обеспечен в достаточной мере мультимедийными средствами обучения, что позволяет широко использовать информационно-коммуникативные технологии. Компьютерное сопровождение позволяет одновременно использовать разноплановую информацию, аудио, видеоматериалы, презентации, мультимедийные тесты. На смену наглядным пособиям пришли анимации, подвижные схемы, исчезающие иллюстрации и т.д. Работа с кинофильмами, кинофрагментами создаёт новую учебную ситуацию. Это вызывает интерес у учащихся, усиливает мотивационные установки к изучению курса. Ресурсы сети Интернет являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, виртуальных путешествий и поиска справочной информации по теме.
В преподавании курса очень значим потенциал игровых технологий, которые помогают наладить межличностные отношения, приобрести знания об общественных нормах, скорректировать своё поведение.
Курс ОРКСЭ предлагает такие темы для размышления, которые оказывают огромное воздействие на эмоциональную сферу посредством художественных произведений, а именно чтение назиданий, притч, повествований, обладающих большим воспитательным потенциалом. И здесь очень важно использовать технологию критического мышления, направленную на развитие навыков работы с информацией, технологию продуктивного чтения, в основе которой лежит теория формирования читательской самостоятельности.
Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы и способы преподнесения информации ведущих ценностей православия. Это интервью, драматизация, составление словаря терминов и понятий, составление галереи образов, работа с текстом учебника, документами, работа с иллюстрациями и др.
Большое значение имеет включение в уроки музыкальных произведений: песни, гимны, колокольный звон, религиозная музыка с широким включением изобразительного ряда (репродукции картин, слайдов и т.д.). Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме, ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. Таким образом, комплексный учебный курс «Основы мировых религиозных культур» дает возможность использовать разные технологии, методы и приемы работы. Учителю только нужно творчески подойти к этой деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технология интеллект-карт