12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панова Н.Н.30
Россия, Липецкая обл., Елец

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ


Панова Н.Н., специалист по УМР

ЕТЖТ – филиал РГУПС

г. Елец, Россия


Любая деятельность мажет быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке.

С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала.


Сегодня стремительно растет популярность среднего профессионального образования, которое призвано обеспечить страну квалифицированными кадрами в соответствии с потребностями общества и государства. На современном этапе развития общества важным моментом является постоянное возникновение новых квалификаций, а также потеря актуальности и исчезновение действующих. Поэтому профессиональное образование переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой новых Федеральных государственных образовательных стандартов, оптимизацией сроков обучения. Все эти обстоятельства требуют обновления структуры и содержания профессионального образования, внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий [1].

Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Для этого в учебном процессе используются необходимо использовать такие педагогические технологии, которые дают возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса [2]. Образовательными организациями СПО используется широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Традиционный подход к обучению студентов, ориентированный на формирование знаний, умений и навыков в какой-либо предметной области, все больше отстает от современных требований. Основой образования должна стать новая модель системы подготовки квалифицированных кадров, отвечающая современным потребностям отраслей экономики. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его способным самостоятельно принимать управленческие решения. Здесь придут на помощь современные инновационные педагогические технологии. Одной таких технологий является технология педагогических мастерских.

Технология педагогических мастерских была разработана Анри Валлоном, Полем Ланжевеном и Жаном Пиаже в 20-х годах XX века во Франции [3].

Педагогическая мастерская – это организационная форма проведения занятий, состоящая из последовательности взаимосвязанных этапов учебно-поисковой деятельности по выполнению обучающимися учебных заданий. Сущность технологии заключается в создании специально организованного педагогом образовательно-развивающего пространства, в котором студенты через учебно-поисковую деятельность посредством индивидуальных или коллективных форм работы получают «новые» знания, которые знания осваиваются учениками самостоятельно, не даются в «готовом виде».

В ходе мастерской обучающиеся выбирают путь проведения «исследования», средства достижения цели, темп работы и т.п. Организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания. Главное в мастерской – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы. Данная технология позволяет включить в учебный процесс каждого студента: он строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои собственные способности, думает, изобретает, создаёт, творит, самореализуется [4]. Внутри каждого задания обучающиеся свободны в выборе способов выполнения. Опираясь на сильные стороны группы, преподаватель акцентирует на её достижениях общее внимание, не забывая, по возможности, каждого студента. Таким образом, не педагог находит и указывает путь к познанию истины, а сам субъект.

Принципы построения педагогических мастерских:

1. равенство всех участников образовательного процесса, что означает вовлечение всех обучающихся в учебно-поисковую работу;

2. добровольное включение обучающихся в поисковую деятельность на основе специальных мотивирующих заданий;

3. создание ситуации успеха, что предполагает рефлексию, самооценку, самокоррекцию наряду с исключением таких внешних стимулов, как соревнование и соперничество;

4. организация диалога, который реализуется посредством сочетания индивидуальной и коллективной работы, создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, развития коммуникативной культуры школьников;

5. приоритет процесса учения над его результатом, который заключается в том, что важен не только результат творческого поиска, но и его процесс, направленный на поиск истины;

6. проблемное обучение, которое обеспечивается проблемно-исследовательским характером заданий;

7. вариативность, способствует расширению образовательного выбора обучающихся (содержания учебного материала, видов учебно-поисковой деятельности, методов решения), что предполагает опору на индивидуальный опыт студентов и их включение в учебное исследование.

Этапы построения педагогических мастерских:

1. Индукция – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого, разработка индивидуальных заданий, которые моделируют учебные и реальные прикладные и социальные проблемные ситуации.

2. Самоиндукция – это индивидуальная работа обучающихся, направленная на выдвижение индивидуальных гипотез, объяснение фактов и явлений, обоснования плана разработки заданий.

3. Социоконструкция – работа в группах, разворачивается проблемная ситуация, требующая принятия учащимися обоснованного решения. На этом этапе происходит предоставление промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача этого этапа – дать самооценку и провести самокоррекцию.

4. Разрыв – предполагает проявление противоречия между устоявшимися взглядами, донаучными представлениями и новым формирующимся знанием. На этом этапе происходит сопоставление обучающимися своих работ с работами ребят из других групп и внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту, познавательной напряженности и потребности в получении нового знания.

5. Рефлексия ­ самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Рассмотрим для примера использование технологии педагогической мастерской на практическом занятии по информатике «Создание и обработка графических объектов» для специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство.

Ход педагогической мастерской:

1. Индукция. На предыдущем занятии были изучены различные графические редакторы для выполнения различных пользовательских задач. На этом занятии мы попробуем разобраться, какие графические редакторы можно использовать для создания тех или иных изображений. Что нужно учитывать при выборе программного обеспечения.

2. Самоиндукция. На компьютере установлены следующие графические редакторы и САПР: Paint, Photoshop, Inskcape, Компас-3d, AutoCAD, Paint.NET, CorelDraw, PhotoFiltre.

Обучающимся нужно:

– рассмотреть к каким видам относятся, имеющиеся графические редакторы (растровые, векторные, САПР);

– выяснить достоинства и недостатки каждого графического редактора;

– выбрать программное обеспечение для создания изображений к курсовому проекту по теме «Средний ремонт на путях с деформациями земляного полотна».

t1637316776aa.png

Рис. 1 График производства основных работ

t1637316776ab.png

Рис. 2 Схема ограждения места, требующего уменьшения скорости на перегоне, расположенного вблизи железнодорожной станции на железнодорожных путях общего пользования

t1637316776ac.jpg

Рис. 3 Поперечный дренаж

3. Социоконструкция. Обучающиеся делятся на подгруппы по 3 человека. Каждая подгруппа:

– распределяют имеющиеся графические редакторы по видам;

– выбирают какое программное обеспечение, оптимально подходящее для создания каждого изображения.

– каждый участник подгруппы выбирает себе изображение, которое будет создавать и выполняет задание.

4. Разрыв. Студенты представляют результаты своей работы в группах, обсуждают виды графических редакторов, их достоинства и недостатки, созданные изображения, аргументируют выбор программного обеспечения.

5. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Предложить обучающимися продолжить предложения:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задание…

5. Теперь я могу…

6. Я приобрел…

7. Я научился…

8. У меня получилось…

9. Я попробую…

10. Это занятие позволит мне…


Литература

Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / Н. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083 / (дата обращения: 19.10.2021).

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.—192 с.

Князева, З. И. Технология педагогических мастерских на уроках математики / З. И. Князева. – Текст: Белорусский государственный университет. Научная конференция студентов и аспирантов (73 ; 2016 ; Минск). Сборник работ 73-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 16–25 мая 2016, Минск. В 3 ч. Ч.3 / БГУ, Гл. управление науки ; отв. за выпуск С. Г. Берлинская. – Минск : БГУ, 2016. – С. 31-36. — URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/168324

Окунев А. А. Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы // СПб. 1996.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.