Коми Пединститут
Кафедра педагогики и психологии
Педагогический аспект анализа урока
Мининой Вероники Андреевны в 3 «б» классе
Составила:
Козлова Юлия
Сыктывкар, 2014 г.
1. Урок является четвертым по счету по теме «В таинственном замке приведений». Цели урока : целенаправленная тренировка грамматического материала, работа над чтением, работа над монологом.
2. Организация урока:
- Тип урока – урок целенаправленной тренировки нового грамматического материала; совершенствования ЗУН.
- Структура урока:
Начало урока 3мин.
Целенаправленная тренировка грамматического материала 12 мин.
Физкультминутка 2 мин.
Работа над чтением 8 мин.
Работа над монологом 10 мин.
Оценки за урок 2,5 мин.
Домашнее задание 2,5 мин.
- Ученики уже были готовы к уроку еще на перемене, за 2 минуты до звонка. Книжки, тетрадки, дневник лежали на парте, некоторые ученики уже стояли возле своего места и ждали звонка. Доска была чистая, тряпка намочена, мел лежал на месте. На перемене класс был проветрен.
- Вероника Андреевна сумела так сорганизовать урок, что все дети принимали активное участие на уроке. Учитель во время урока использовал такие режимы работы как : фронтальный – в начале урока при игре с мячом, при чтении текста; режим П-У – при опросе монолога, при выполнении упражнений; коллективный – при выполнении упражнений, физкультминутке.
- Урок прошел оживленно, эмоционально, активно, с рациональным использованием времени. При составлении конспекта урока Вероника Андреевна правильно определила время на каждый этап урока.
3. Содержание урока:
- Данный грамматический материал, а именно, спряжение глаголов с отделяемой приставкой, очень важен при изучении немецкого языка. Дети должны обязательно усвоить, что отделяемая приставка всегда уходит в конец предложения. Без знания этого правила не может быть и речи о правильном использовании его в речи.
- Учитель правильно подобрал материал для этапов работы: начало урока – на знакомой лексике, далее идет проверка домашнего задания, то есть как выучили ученики правило, проверка правила и его тренировка. Далее на базе этого и ранее изученного материала ученики читают текст, работают с этим текстом, обсуждают и пересказывают его.
- Вероника Андреевна знала, с каким материалом она должна была работать на уроке, какие упражнения должны были быть при этом использованы, какое домашнее задание должно было вытекать из проделанной на уроке работы.
- Воспитательная направленность урока проявлялась в том, что мы должны говорить друг другу комплименты, это нам доставляет чувство радости, также мы должны помогать хорошим, добрым людям и уметь справляться со всеми трудностями на пути.
- Теория – это само грамматическое правило, а практика – это использование его в речи. На уроке иностранного языка не требуется как такового контроля. Правильность решения проблемы учитель услышит при говорении или при выполнении письменного задания учащегося, то есть при ответе.
- Этот урок входит в цикл уроков по определенной теме, что говорит о связи урока с предыдущими. Естественно, из урока в урок повторяется лексика и грамматика. Главное правило повторения – это повтор без повтора. Вероникой Андреевной были созданы на уроке различные ситуации, где учащиеся повторяли изучаемый материал.
- Речь учителя была громкой, ясной, четкой, без грамматических, фонетических, лексических ошибок, эмоциональной.
- Уровень знаний, касающихся лексики, довольно высок. А уровень знаний нового грамматического материала намного ниже, но на то и нужен этот урок с целенаправленной тренировкой этого материала, чтобы повысить уровень знаний. На уроке учащиеся проявили произносительные, лексические и грамматические, речевые навыки. Так как навык – это автоматизированное действие, то уровень всех вышеперечисленных навыков высокий. Почти все дети справляются с такими задачами, как, например, выбор нужной лексической или грамматической единицы. На уроке были проявлены такие умения, как умение говорить, читать. Все умения проявлялись при выполнении упражнений. При этом ученики знали, что они должны делать, какого результата добиться, они также осознавали свои ошибки и исправляли их.
- Речь учащихся была громкой, но с некоторыми мелкими ошибками. Но дети всегда понимали установку учителя и смысловое содержание ответа всегда было верным.
4. Методика проведения урока:
- На уроке были использованы проектор и мультимедийная доска, предметные и картинные наглядности.
- На уроке были использованы различные методы обучения. По дидактической цели были методы формирования умений и навыков (упражнения), по характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративный метод с помощью печатного слова, по источнику знаний – наглядные и практические методы( наблюдаемые предметы, иллюстрации, упражнения – повтор выполнения умственных и практических действий с целью овладения им
- Вероника Андреевна так составила сюжет урока, что дети должны были сами догадаться, с чем они должны будут работать на уроке, и это им удалось. В конце урока было уделено особое внимание и время на подведение итогов урока и выставление оценок. Сначала ученик должен сам дать себе оценку и объяснить, почему он дал себе такую оценку. Если учитель не соглашается с этой оценкой, он объясняет почему и выставляет оценку.
5. Общение на уроке
- Общение основывалось на уважении и требовательности к ученикам. Уровень общения – игровой. В основе лежали взаимопонимание, уважение, позиция рядом. → демократический стиль педагогического общения. Также можно сказать, что это стиль увлеченности совместной деятельностью и дружеский стиль, так как учитель и ученики сотрудничали друг с другом, учитель был и помощником и товарищем для учеников.
6. Работа и поведение учащихся на уроке
- Все ученики были активны во время урока, все охотно выполняли задания. Особенно активна была ученица по имени Соня. В отличие от других она готова ответить на любой вопрос.
- Ученикам было очень интересно на уроке. Они были рады видеть своих сказочных друзей. Дети могли разговаривать с ними, спасать их, говорить им комплименты.
- У учеников проявлялось положительное, уважительное, доверительное отношение к Веронике Андреевне. Они выполняли все задания.
- На уроке была хорошая дисциплина, не было шумящих, разговаривающих учеников. У них не было времени на это.
- Речь учащихся была громкой, но с некоторыми мелкими ошибками. Но дети всегда понимали установку учителя и смысловое содержание ответа всегда было верным. Если у них были вопросы, то они спрашивали на русском языке.
7. Урок был организован методически верно, правильно было рассчитано время. Вероника Андреевна творчески и оригинально подошла к составлению конспекта урока и его проведению, что говорит о высоком уровне ее знаний, умений, навыков.
Дидактические – Вероника Андреевна способна передавать учебный материал, делать его ясным и доступным;
Перцептивные – она способна проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние;
Речевые – Вероника Андреевна говорила четко, ясно;
Организаторские – учитель следит за своей мимикой, лицом, одеждой, умеет пользоваться наглядными средствами;
Коммуникативные – она способна общаться с детьми;
Креативные – Вероника Андреевна провела творческий урок с использованием ИКТ.
- Как будущий учитель Вероника Андреевна обладает необходимыми педагогическими способностями:
- Такие черты характера Вероники Андреевны как любовь к детям, общительность, эмоциональность, справедливость, искренность, чувство эмпатии, оптимизм только содействовали успешному протеканию урока.
8. Из данного урока я узнала, как можно работать с определенным грамматическим материалом и с формированием монологической речи учащихся на основе прочитанного текста. Я обязательно применю эти знания на своих уроках.