Педагогический проект «будем добрее»
М ИНИСТЕРСТО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Колосок» города Чебоксары Чувашской Республики
Педагогический проект
«Будем добрее»
Тема: «Воспитание положительных нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Паспорт проекта……………………………………………………………...3
Актуальность…………………………………………………………………4
Анализ внешней среды………………………………………………………6
Анализ внутренней среды…………………………………………………...7
Цели и задачи проекта……………………………………………………...10
Участники и их роль в реализации проекта…………………………….10
Ресурсы……………………………………………………………………….11
Механизм реализации проекта……………………………………………12
План реализации проекта………………………………………………….13
Ожидаемые результаты……………………………………………………15
Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………15
Список литературы………………………………………………………...16
Приложение………………………………………………………………….18
Паспорт проекта.
Название проекта | «Будем добрее» |
Тема проекта | «Воспитание положительных нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой.». |
Автор проекта | Павлова Татьяна Антольевна |
База реализации проекта | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 78 «Колосок» города Чебоксары Чувашской Республики |
Проблема проекта | Недостаточная сформированность положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста. |
Цель и задачи реализации проекта | Цель: воспитание положительных нравственных качеств через художественную литературу Задачи: 1. Расширять представление о положительных нравственных качеств: справедливость, сочувствие, вежливость, отзывчивость, доброжелательность, честности, доброте; формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей художественных произведений, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; 2. Развивать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей художественных произведений. А также правильно оценивать свои и чужие поступки; 3 Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. 4. Повышать уровень педагогической культуры и информированности родителей о проблеме по воспитанию положительных нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой.». |
Срок реализации | сентябрь 2018г. – март 2019г. |
У частники проекта | дети старшей группы; воспитатель; музыкальный руководитель; родители; старший воспитатель. |
Ожидаемые результаты | 1. У детей расширены представления о положительных нравственных качествах: справедливость, сочувствие, вежливость, отзывчивость, доброжелательность, честности, доброте; сформируется представление о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; 2. Сформированы умения правильно оценивать поступки персонажей художественной литературы, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; 3.У детей развито чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. 4. Повысился уровень педагогической культуры и информированности родителей о проблеме по воспитанию положительных нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой. |
Актуальность
Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточно изучены.
Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным.
Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.
В качестве главной педагогической работы ФГОС ДО выдвигает следующие задачи нравственного воспитания:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие нравственных и личностных качеств детей дошкольного возраста.
Сегодня авторы современных концепций Слободчиков В.И., Рубцов В.В. Кудрявцев В.Т. и др. отмечают, что приобщаясь к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к окружающему.
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес для исследователей (ученых).
Общеизвестно что гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Анализ внешней среды
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н. С. Карпинской. Л. Н. Стрелковой, А. Н. Виноградовой, Р. С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.
Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, поэтому после чтения обязательно провести беседу о прочитанном, обсуждение описываемых ситуаций, заключающих в себе моральный смысл, с целью формирования у них умения оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывает при совершении поступка.
В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Таким образом, использование художественной литературы в разных видах детской деятельности, позволит не только сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, но и раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
В нашем детском саду большое внимание уделяется воспитанию положительных нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Мною было разработано и проведено пробное занятие с детьми по у дошкольников по ознакомлению детей с нравственными качествами. Анализ занятия показал, что художественная литература способствовала формированию нравственных качеств у дошкольников.
В связи с этим возникла необходимость более углубленно работать над данной проблемой.
Положительные факторы внешней ситуации:
Современное личностно – ориентированное образование создает условия для развития личности ребенка
Создается новая система ценностей, которая будет способствовать становлению нравственной культуры дошкольника, развитию гуманистически направленной личности
Ведущими педагогами разрабатываются новые методы нравственного воспитания дошкольников, позволяющие принять нравственные нормы эмоционально – личностно, внутренне осознанно.
Отрицательные факторы внешней ситуации:
Возник ценностный вакуум, без духовности, отчуждения человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей предыдущих поколений
Возникла трансформация понимания добра и зла у подрастающего поколения, что ставит общество перед опасностью моральной деградации
В современной педагогике нравственного воспитанию уделяется недостаточно времени
В дошкольном образовании на данный момент преобладают интеллектуально – информационные программы и технологии.
Анализ внутренней среды
Детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 разработанная в соответствии с Федеральными государственными образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г.), а также в соответствии с:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ
Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары Чувашской Республики на 2018 – 2019 учебный год, приказ № 52 ОД от 27.08.2018 г.;
Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края» Л.Б. Соловей. - Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2015г.
Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я—Ты—Мы» / Сост.: О. Л. Князева. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Материально-техническая база детского сада для работы с данной проблемой:
Музыкальный зал, оснащенный декорациями и атрибутами.
Методическая литература по воспитанию положительных нравственных качеств, наглядные материалы.
Костюмы.
Музыкальные инструменты.
Аудио и СД записи.
Игрушки разной фактуры.
Художественная литература
Иллюстрации к сказкам.
Разные виды театров: би – ба – бо, теневой, настольный, плоскостной, театр на руке, театр на фланелеграфе, пальчиковый, напольные куклы, стендовый театр, верховые куклы, театр живой куклы
Библиотека детского сада.
Комната театрализованной деятельности
В старшей группе «Веселые ребята» 27 детей, из них 14.мальчиков, 13 девочек. Из общего количества семей 24 полных и 3 неполных семьи. Образовательный уровень родителей показывает, что родители имеют: высшее образование – 15, среднее техническое – 30, среднее специальное – 6 родителей.
Образовательный уровень родителей
Нами также был проанализирован социальный статус семей: служащие – 25, бизнесмены – 5, рабочие - 21
Социальный статус семей
Сильные стороны | |
наличие в детском саду необходимых площадей для реализации данного проекта заинтересованность педагогов и детей в воспитании положительных нравственных качеств через художественную литературу | отсутствие у родителей заинтересованности в формировании положительных нравственных качеств личности ребенка несформированность у детей положительных нравственных качеств |
Цели и задачи проекта
Цель: воспитание положительных нравственных качеств через художественную литературу
Задачи:
1. Расширять представление о положительных нравственных качеств: справедливость, сочувствие, вежливость, отзывчивость, доброжелательность, честности, доброте; формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей художественных произведений, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
2. Развивать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей художественных произведений. А также правильно оценивать свои и чужие поступки;
3 Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
4. Повышать уровень педагогической культуры и информированности родителей о проблеме по воспитанию положительных нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой.».
Участники проекта:
дети старшей группы;
воспитатель;
музыкальный руководитель;
родители;
старший воспитатель.
Ресурсы проекта
Виды ресурсов | |
Нормативно-правовые и методические | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ А3 Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. номер 1.155 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары Чувашской Республики на 2018 – 2019 учебный год, приказ № 52 ОД от 27.08.2015 г.; Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края» Л.Б. Соловей. - Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2015г. Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я—Ты—Мы» / Сост.: О. Л. Князева. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. |
Кадровые ресурсы | Воспитатель Старший воспитатель Музыкальный руководитель Педагог - психолог |
Материально-технические ресурсы | Бюджетное финансирование Спонсорские и добровольные пожертвования Музыкальный зал, оснащенный декорациями и атрибутами. Методическая литература по воспитанию положительных нравственных качест, наглядные материалы. Костюмы. Музыкальные инструменты. Аудио и СД записи. Игрушки разной фактуры. Художественная литература Иллюстрации к сказкам. Разные виды театров: би – ба – бо, теневой, настольный, плоскостной, театр на руке, театр на фланелеграфе, пальчиковый, напольные куклы, стендовый театр, верховые куклы, театр живой куклы Библиотека детского сада. Комната театрализованной деятельности. |
Информационные ресурсы | Информационные сайты детского сада и группы, буклеты, стенгазеты, папки передвижки, уголки родителей, информационные стенды детского сада. |
Механизм реализации проекта
этапы | мероприятия | сроки |
подготовительный | Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы. - Обоснование темы. - Определение цели и задачи. -Разработка перспективных планов занятий по воспитанию положительных нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой | сентябрь |
основной | Консультации с родителями - Презентация проекта для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста» - Презентация проекта для родителей «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста» - Разработка и проведение занятий воспитания положительных нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой Театрализованные игры Игры драматизации Чтение художественной литературы Театральные этюды - Беседы по сюжету художественных произведений; - Решение проблемных ситуаций. | октябрь-декабрь |
заключительный | - Диагностика уровня сформированности положительных нравственных качеств - Представление результатов реализации проекта «Воспитание положительных нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» на Дне педагогического мастерства и на родительском собрании. - Определение перспектив, постановка новых целей. | апрель-май |
П лан реализации проекта
этапы | мероприятия | срок | ответственные |
П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н Ы Й. | Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы. Обоснование темы. Определение цели и задачи. Разработка перспективных планов занятий по воспитанию положительных нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой Консультация с родителями группы «Книга – наш друг и помощник». | Сентябрь | воспитатель; старший воспитатель. воспитатель; старший воспитатель воспитатель; родители |
О | - Консультация с родителями группы «Книга – наш друг и помощник». - Памятка для родителей «Семья и книга» - Консультация с родителями группы «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста» - Презентация проекта для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста» - Презентация проекта для родителей «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста» - Разработка и проведение занятий воспитания положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста» - «Путешествие в волшебный мир сказок» - ««Заюшкина избушка» - «Хотим быть добрыми»- «Фея «Добра» у нас в гостях» - «Мое сердце прекрасно словно радуга» - -Презентация проекта для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста» | октябрь- февраль | воспитатель родители дети старший воспитатель музыкальный руководитель |
З | Диагностика уровня сформированности положительных нравственных качеств Представление результатов реализации проекта «Воспитание положительных нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» на Дне педагогического мастерства и на родительском собрании Определение перспектив, постановка новых целей. | март | воспитатель родители старший воспитатель |
Ожидаемые результаты.
1. У детей расширены представления о положительных нравственных качествах: справедливость, сочувствие, вежливость, отзывчивость, доброжелательность, честности, доброте;
сформируется представление о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
2. Сформированы умения правильно оценивать поступки персонажей художественной литературы, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
3.У детей развито чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
4. Повысился уровень педагогической культуры и информированности родителей о проблеме по воспитанию положительных нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой.
Перспектива.
Проект «Хотим быть добрыми» по воспитанию положительных нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой может использовать в своей работе каждый воспитатель, а также любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации.
Проект можно рассматривать как дополнение к общеобразовательным программам.
Список литературы
Агофонова, И.Н., Листраткина, В.Г. Воспитание жизненно важных чувств и качеств личности дошкольника. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №3. 32-37
Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2008. -№4.
Антипина, Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду»; Москва, Творческий центр «Сфера», 2009 г.
Бабаева, Т. И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: – автореф. дисс. … канд. пед. наук : 13.00.07 / Т. И. Бабаева. – М. : 2008.
Буре, Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста / Буре Р. С. // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 5. - С. 16-17.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. / под. ред. Виноградовой А. М. – М. : Просвещение, 2008. – 240 с.
Гаврилова, Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М.: Знание, 2009. – 80 с.
Гайворонская, Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности М.: Центр педагогического образования 2007 144
Данилюк, А. Я. Проект. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А. Я., А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 24 с.
Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2006. – 141 с.
Жданова, В.А. Театрализованная деятельность в детском саду // Воспитатель ДОУ. 2009. №6. 93-98
Иванова, Н.И., Касухина, Н.В. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание 2009. №2. 54-57
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов образования // Педагогика. 2008. № 9. 13-20.
Коневская, Е. М. Формирование морально-ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы / Е. М. Коневская // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 6. – С. 31-34.
Мосалова, Л.Л.Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста., 2013,С. 80 Издательство «Детство-Пресс»
От рождения до школы Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Паршукова, Г. В сказочной стране - цикл занятий по нравственному развитию старших дошкольников / Г. Паршукова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 71-78.
Семенака, С.И.. Учим детей сочувствовать и сопереживать // Дошкольное воспитание. 2010. №12. 80-84
Сидукова Л.С. Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театрализованной деятельности // Воспитатель ДОУ 2013. №4. 30-33
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. И сред. пед. учеб, заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2010. – 344 с.
Стрелкова, Л.П. Уроки сказки: [родителям о нравственном и эмоциональном развитии дошкольников] Педагогика, 2010 г.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы [Электронный ресурс] Режим доступа : локальная сеть http://www kos.mos.ru/kos/download
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1998. – 304 с.
Черных, Т. В. Роль этических переживаний старшего дошкольника в процессе нравственного воспитания / Т. В. Черных // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2010. – № 2. – С. 22-29