Педагогический проект «Читаем вместе»

5
1
Материал опубликован 18 July 2019 в группе

                                                              «Читаем Вместе» 

                                составила воспитатель  высшей квалификационной категории

                                Шабалина С.А.

 

                                         ПЕРМЬ

                                2019 – 2020г.                                                                                              

 

                                                                             «Если с детства у ребенка не воспитана

                                                                                  любовь к книге, если чтение не стало его

                                                                               духовной потребностью на всю жизнь - 

                                                                         в годы отрочества душа подростка

                                                                                        будет пустой, на свет божий выползает, как

                                                                                      будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:

-          Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.

-          Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

В проекте систематизирована деятельность работы  ДОУ  с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.

Одна из особенностей деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:

- родителям глубже понять своего ребенка.

- сплотить семью через чтение художественных произведений.

- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Данный проект позволяет осуществить одно из приоритетных направлений работы ДОУ – познавательное развитие в соответствии с ФГОС.

По составу участников: групповой

По срокам реализации: долгосрочный (сентябрь 2019г. – август  2020 г)

По целевой установке: практико-ориентированный

Цель проекта, основные задачи

Цель:

 Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

 

Задачи:

1.    Приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя.

2.    Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

3.    Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

4.    Повысить культуру речи  педагогов, родителей, детей.

5.    Воспитывать бережное отношение к книге. 

Ожидаемый результат 

1.    Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

2.    Возрождение традиции домашнего чтения.

3.    Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

4.    Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. 

Основное содержание проекта

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.

Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:

- развитию личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

- формированию творческого воображения;

- развитию любознательности, как основа познавательной активности.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

 

В семье

В детском саду

ежедневное чтение детям художественных произведений;

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки;

вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

 

Проект предусматривает  введение классических и хрестоматийных произведений.

Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организовывается «издание» собственного журнала, группового или домашнего. В журнал помешаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения.

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить  к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Детям предлагается широкий спектр игр:

-          сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;

-          игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

-           игры – драматизации  - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;

-          театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые  побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.

Реализация проекта предполагает:

-          совместную деятельность родителей и детей;

-          взаимодействия воспитателя с родителями;

-          взаимодействие воспитателя с детьми;

-          взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Участники

Формы взаимодействия

 

 

 

 

 

воспитатели

непосредственно  образовательная деятельность;

организация книжного уголка в группе;

утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);

игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;

дневные литературные чтения;

создание книг-самоделок, книжные выставки;

тренинги,  ситуативное обучение;

мастерская по изготовлению творческих работ;

 

 

родители

презентация опыта семейного воспитания;

наглядное   информирование, анкетирование, практические  консультации,  родительские встречи

традиция «Гость группы»

 

 

 

родители, воспитанники

открытые мероприятия с участием родителей;

конкурс семейной рукописной книги;

арт-выставки «Вместе с  книгой я расту»;

выставки детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям;

Экскурсии в детскую библиотеку№ 27, встреча с библиотекарем «Как организовать домашнее чтение»

книжные выставки «Книжный парад для дошколят»;

традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат», «Книжное дерево»;

Литературные квесты, своя игра «Папа, мама, я – читающая семья», участие в конференции «Читать – это круто»

 

Материалы для проведения мероприятий включают в себя авторские разработки, передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами практиками на современном этапе.

Информация о внедрении проекта публикуется на Сайте детского сада.

 

Ресурсное обеспечение проекта: 

Кадровое обеспечение: руководитель проекта Шабалина С.А.

 

Материально-техническое обеспечение:

-  библиотека МАДОУ

 -  просторный  музыкальный зал;

-  костюмерная с широким разнообразным ассортиментом костюмов для мальчиков и девочек;

-  фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений «Волшебник Изумрудного города», «Сказка о царе Салтане», «Чиполлино», «Сказки дядюшки Римуса», «Летучий корабль» и т.д.

-  видеотека:  видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей «Три поросенка», «Цветик-семицветик», «Снежная королева», «Приключения Буратино» и т.д., познавательные фильмы о родном крае;

-  книжный уголок в групповых комнатах.

Методическое обеспечение:

-          демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

-           тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

-          биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;

-          конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;

-          сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;

-          детская художественная литература;

-          детская познавательная литература.

Технические средства обучения:

ИКТ оборудование. 

 
 Целевая аудитория: 

Участниками проекта «Читаем Вместе» являются: руководитель проекта,  воспитатели, библиотекарь, музыкальный руководитель, воспитанники, родители (законные представители).

 

 

 

 

Функциональные обязанности участников проекта. 

Должность

Функциональные обязанности

Руководитель проекта

Взаимодействует со специалистами

Организует книжные тематические выставки;

Обеспечивает программно-методическое обеспечение;

Разрабатывает сценарии литературных  квестов, турниров, праздников;

Оформляет библиовестник

 

 

Воспитатели

 

 

 

 

Создают РППС в группе

Взаимодействует с родителями;

Организует воспитательно-образовательную деятельность;

Внедряют новые формы работы с детьми и родителями

 

Библиотекарь

Взаимодействует с родителями;

Проводит цикл познавательных занятий: «Детям о писателях»

Выступает на родительском собрании

 

Музыкальный руководитель

Взаимодействует со специалистами;

Взаимодействует с родителями;

Подбирает музыкальный репертуар к литературным праздникам, викторинам, КВН;

Разрабатывает сценарии театрализованных постановок.

 

 

 

 

План мероприятий по реализации проекта. 

Организационный этап.

1.    Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

2.    Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.

3.    Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

4.    Провести анкетирование родителей.

5.    Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

6.    Обновить РППС.

7.    Провести педагогическую диагностику с детьми в Личном кабинете дошкольника.

Практический этап.

1.    Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах

2.    Внедрить новые формы работы с детьми.

3.    Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.

4.    Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в  приобщении детей к художественной литературе.

5.    Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.

6.    Осуществить контроль реализации проекта

 

План мероприятий

 

Название мероприятия

Цель

Срок

Ответственный

Категория участников

Место и время

Результат

Работа с родителями:

*Анкетирование

«Чтение дома»

Повышение рейтинга книги в досуге детей

сентябрь

Шабалина С.А.

Родители, педагоги

группа

Банк данных

 

 

 

 

 

 

 

Библиовестник на каждый месяц.

Юбилейный литературный календарь на 2020г.

 

Формирование читательской культуры семей

 

Каждый месяц

Шабалина С.А.

Педагоги, родители

Все возрастные группы

Информационные листы

Навигатор в мире детских книг для домашнего чтения

( составление тематических перечней и каталогов для родителей)

 

 

 

 

Помочь родителям выбрать книги для чтения детям.

В течение года

Шабалина С.А.

Воспитатели групп

 

Дети 3-7лет

Библиотека, дом, группа

Списки детской литературы

Консультации:

«Детское словотворчество»

«Семья и книга»

«Литературное воспитание ребенка»

«Роль семейного чтения в воспитании ребенка»

Памятка «Семья и книга»

Возрождение и популяризация традиции семейного чтения, дать рекомендации как увлечь детей чтением

В течение года

С.А.Шабалина,

 логопед Р.И. Мазунина

Родители всех возрастных групп

Фойе библиотеки,

группа

Информационные листы.

Литературный квест

Расширять представление об особенностях словесного искусства

ноябрь

С.А.Шабалина

Родители всех возрастных групп

Музыкальный зал

Буклеты

сценарий

Детская конференция

«Читать – это круто»

Выявление самой читающей семьи

Декабрь

Воспитатели групп

Конкурсная гр.

 

Дети старших гр.

Муз. зал

Сценарий, сертификаты

Акция

«День без телевизора»

Возрождение читательской культуры семьи

Апрель

Шабалина С.А.

Родители, дети всех возрастных групп

Фойе библиотеки 15:00

флешмоб

Сотрудничество с библиотекой №27. Экскурсии в библиотеку “Есть такое в свете чудо”

Дать представление детям о библиотеке

В течение года

Администрация

Шабалина С.А., воспитатели групп

Дети с 5 до 7 лет

Библиотека №27

отзывы

Работа с детьми

Создание видеофильма

«Папа, мама, я – читающая семья»

 

Расширение инновационных форм “О взаимодействии с родителями”

 апрель

 

Шабалина С.А., воспитатели

Дети старших групп

Фойе библиотеки

фильм

Книжная карусель:

Знакомство с творчеством детских писателей.

 

Тематические выставки, посвященные творчеству писателей и художников иллюстраторов Пермского края

Понимание детьми всей значимости литературного наследия

В течении года

Шабалина С.А.

Педагоги старших, подготовительных групп

Дети, воспитатели, родители

Фойе библиотеки

Выставка книг

Презентации

Создание собственного журнала

Расширение инновационных форм по взаимодействию с родителями и детьми

В течение года

Шабалина С.А.

Дети, воспитатели, родители

Фойе ДОУ

Журнал

Арт – выставки семейных фотографий

«Вместе с книгой я расту»

«Моя домашняя библиотека»

Стимулирование читательской активности

В течение года

Шабалина С.А., воспитатели групп

Родители, дети старших подготовительных групп

Фойе библиотеки

Выставки

сертификаты

 

 

Заключительный этап

1.    Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.

2.    Обработать результаты реализации  проекта.

3.    Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».

4.    Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов. 

 

Ожидаемые результаты и социальный эффект: 

1.    I.     Ожидаемые результаты проекта 

1.    1.      Методические продукты

-       Создан проект «Читаем Вместе», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;

-       Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;

-       Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;

-       Оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», « Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;

-       Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

   2. Информационно-практические продукты

-          Создан видеофильм: «Папа, мама, я – читающая семья»

  3. Повышение рейтинга МАДОУ «Детский сад №140» г. Перми в социуме

-  Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте детского сада ;

-  Творческий отчет о внедрении проекта «Читаем Вместе»;

-  Публикация опыта работы  на сайте информ урок.

1.    II.  Социальный эффект

 Родители:

-          Ежедневно поддерживают  традиции семейного чтения;

-          Повышают интерес ребенка к художественной литературе;

-          Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;

-          Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

Дети:

-          Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;

-          Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;

-          Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;

-          Сформированы нравственные качества ребенка;

-          Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;

 

 

1.    III.             Перспектива

Данный проект может быть использован в работе другими образовательными учреждениями, которые работают по данной теме.

Литература

1.    Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение,  2003 г.

2.    Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.

3.    Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

4.    Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.

5.    Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.

6.    Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007

7.    Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу.  - М.: Просвещение, 2000г

8.    Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.

9.    Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.

11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.

12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.

13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1

14. Пушкин А.С. Сказки.-М.: Детская литература, 2007г.

15. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г

 

Комментарии

Классный проект!!!! Спасибо за идею, Ольга!!!! Беру в копилку!

18 July 2019