12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ольга98 воспитатель Россия, Пермский край, Пермь Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Педагогический проект «Читаем вместе»
«Читаем Вместе»
составила воспитатель высшей квалификационной категории
Шабалина С.А.
ПЕРМЬ
2019 – 2020г.
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:
- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.
- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
В проекте систематизирована деятельность работы ДОУ с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.
Одна из особенностей деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка.
- сплотить семью через чтение художественных произведений.
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Данный проект позволяет осуществить одно из приоритетных направлений работы ДОУ – познавательное развитие в соответствии с ФГОС.
По составу участников: групповой
По срокам реализации: долгосрочный (сентябрь 2019г. – август 2020 г)
По целевой установке: практико-ориентированный
Цель проекта, основные задачи
Цель:
Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи:
1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
4. Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
5. Воспитывать бережное отношение к книге.
Ожидаемый результат
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Основное содержание проекта
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основа познавательной активности.
Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
В семье | В детском саду |
ежедневное чтение детям художественных произведений; | ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном; |
использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми; | ввести в круг чтения детскую периодику; |
ввести в круг чтения детскую периодику; | контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения; |
следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения; | развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения; |
заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; | привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения; |
учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал; | активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению); |
создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки; | вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;
|
Проект предусматривает введение классических и хрестоматийных произведений.
Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организовывается «издание» собственного журнала, группового или домашнего. В журнал помешаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения.
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Детям предлагается широкий спектр игр:
- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.
Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия воспитателя с родителями;
- взаимодействие воспитателя с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Участники | Формы взаимодействия |
воспитатели | непосредственно образовательная деятельность; |
организация книжного уголка в группе; | |
утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно); | |
игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры; | |
дневные литературные чтения; | |
создание книг-самоделок, книжные выставки; | |
тренинги, ситуативное обучение; | |
мастерская по изготовлению творческих работ; | |
родители | презентация опыта семейного воспитания; |
наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи | |
традиция «Гость группы» | |
родители, воспитанники | открытые мероприятия с участием родителей; |
конкурс семейной рукописной книги; | |
арт-выставки «Вместе с книгой я расту»; | |
выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям; | |
Экскурсии в детскую библиотеку№ 27, встреча с библиотекарем «Как организовать домашнее чтение» | |
книжные выставки «Книжный парад для дошколят»; | |
традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат», «Книжное дерево»; | |
Литературные квесты, своя игра «Папа, мама, я – читающая семья», участие в конференции «Читать – это круто» |
Материалы для проведения мероприятий включают в себя авторские разработки, передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами практиками на современном этапе.
Информация о внедрении проекта публикуется на Сайте детского сада.
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровое обеспечение: руководитель проекта Шабалина С.А.
Материально-техническое обеспечение:
- библиотека МАДОУ
- просторный музыкальный зал;
- костюмерная с широким разнообразным ассортиментом костюмов для мальчиков и девочек;
- фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений «Волшебник Изумрудного города», «Сказка о царе Салтане», «Чиполлино», «Сказки дядюшки Римуса», «Летучий корабль» и т.д.
- видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей «Три поросенка», «Цветик-семицветик», «Снежная королева», «Приключения Буратино» и т.д., познавательные фильмы о родном крае;
- книжный уголок в групповых комнатах.
Методическое обеспечение:
- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
- биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
- конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;
- сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;
- детская художественная литература;
- детская познавательная литература.
Технические средства обучения:
ИКТ оборудование.
Целевая аудитория:
Участниками проекта «Читаем Вместе» являются: руководитель проекта, воспитатели, библиотекарь, музыкальный руководитель, воспитанники, родители (законные представители).
Функциональные обязанности участников проекта.
Должность | Функциональные обязанности |
Руководитель проекта | Взаимодействует со специалистами Организует книжные тематические выставки; Обеспечивает программно-методическое обеспечение; Разрабатывает сценарии литературных квестов, турниров, праздников; Оформляет библиовестник
|
Воспитатели
| Создают РППС в группе Взаимодействует с родителями; Организует воспитательно-образовательную деятельность; Внедряют новые формы работы с детьми и родителями
|
Библиотекарь | Взаимодействует с родителями; Проводит цикл познавательных занятий: «Детям о писателях» Выступает на родительском собрании
|
Музыкальный руководитель | Взаимодействует со специалистами; Взаимодействует с родителями; Подбирает музыкальный репертуар к литературным праздникам, викторинам, КВН; Разрабатывает сценарии театрализованных постановок.
|
План мероприятий по реализации проекта.
Организационный этап.
1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
2. Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.
3. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
4. Провести анкетирование родителей.
5. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
6. Обновить РППС.
7. Провести педагогическую диагностику с детьми в Личном кабинете дошкольника.
Практический этап.
1. Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах
2. Внедрить новые формы работы с детьми.
3. Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
4. Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в приобщении детей к художественной литературе.
5. Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
6. Осуществить контроль реализации проекта
План мероприятий
Название мероприятия | Цель | Срок | Ответственный | Категория участников | Место и время | Результат |
Работа с родителями: *Анкетирование «Чтение дома» | Повышение рейтинга книги в досуге детей | сентябрь | Шабалина С.А. | Родители, педагоги | группа | Банк данных |
|
|
|
|
|
|
|
Библиовестник на каждый месяц. Юбилейный литературный календарь на 2020г.
| Формирование читательской культуры семей
| Каждый месяц | Шабалина С.А. | Педагоги, родители | Все возрастные группы | Информационные листы |
Навигатор в мире детских книг для домашнего чтения ( составление тематических перечней и каталогов для родителей)
| Помочь родителям выбрать книги для чтения детям. | В течение года | Шабалина С.А. Воспитатели групп
| Дети 3-7лет | Библиотека, дом, группа | Списки детской литературы |
Консультации: «Детское словотворчество» «Семья и книга» «Литературное воспитание ребенка» «Роль семейного чтения в воспитании ребенка» Памятка «Семья и книга» | Возрождение и популяризация традиции семейного чтения, дать рекомендации как увлечь детей чтением | В течение года | С.А.Шабалина, логопед Р.И. Мазунина | Родители всех возрастных групп | Фойе библиотеки, группа | Информационные листы. |
Литературный квест | Расширять представление об особенностях словесного искусства | ноябрь | С.А.Шабалина | Родители всех возрастных групп | Музыкальный зал | Буклеты сценарий |
Детская конференция «Читать – это круто» | Выявление самой читающей семьи | Декабрь | Воспитатели групп Конкурсная гр. |
Дети старших гр. | Муз. зал | Сценарий, сертификаты |
Акция «День без телевизора» | Возрождение читательской культуры семьи | Апрель | Шабалина С.А. | Родители, дети всех возрастных групп | Фойе библиотеки 15:00 | флешмоб |
Сотрудничество с библиотекой №27. Экскурсии в библиотеку “Есть такое в свете чудо” | Дать представление детям о библиотеке | В течение года | Администрация Шабалина С.А., воспитатели групп | Дети с 5 до 7 лет | Библиотека №27 | отзывы |
Работа с детьми Создание видеофильма «Папа, мама, я – читающая семья»
| Расширение инновационных форм “О взаимодействии с родителями” | апрель |
Шабалина С.А., воспитатели | Дети старших групп | Фойе библиотеки | фильм |
Книжная карусель: Знакомство с творчеством детских писателей.
Тематические выставки, посвященные творчеству писателей и художников иллюстраторов Пермского края | Понимание детьми всей значимости литературного наследия | В течении года | Шабалина С.А. Педагоги старших, подготовительных групп | Дети, воспитатели, родители | Фойе библиотеки | Выставка книг Презентации |
Создание собственного журнала | Расширение инновационных форм по взаимодействию с родителями и детьми | В течение года | Шабалина С.А. | Дети, воспитатели, родители | Фойе ДОУ | Журнал |
Арт – выставки семейных фотографий «Вместе с книгой я расту» «Моя домашняя библиотека» | Стимулирование читательской активности | В течение года | Шабалина С.А., воспитатели групп | Родители, дети старших подготовительных групп | Фойе библиотеки | Выставки сертификаты |
Заключительный этап
1. Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
2. Обработать результаты реализации проекта.
3. Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
4. Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.
Ожидаемые результаты и социальный эффект:
1. I. Ожидаемые результаты проекта
1. 1. Методические продукты
- Создан проект «Читаем Вместе», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;
- Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;
- Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;
- Оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», « Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;
- Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
2. Информационно-практические продукты
- Создан видеофильм: «Папа, мама, я – читающая семья»
3. Повышение рейтинга МАДОУ «Детский сад №140» г. Перми в социуме
- Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте детского сада ;
- Творческий отчет о внедрении проекта «Читаем Вместе»;
- Публикация опыта работы на сайте информ урок.
1. II. Социальный эффект
Родители:
- Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Дети:
- Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
- Сформированы нравственные качества ребенка;
- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;
1. III. Перспектива
Данный проект может быть использован в работе другими образовательными учреждениями, которые работают по данной теме.
Литература
1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение, 2003 г.
2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
4. Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
5. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
6. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г
8. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1
14. Пушкин А.С. Сказки.-М.: Детская литература, 2007г.
15. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г