12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жирова Ирина Владимировна437
Россия, Курская обл., Курск
5

Педагогический проект «Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми ОНР»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« Использование народной тряпичной куклы, как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми ОНР»

 

t1676880188aa.jpgТип проекта:

коррекционно-развивающий

По содержанию:

Тип проекта:

психолого-педагогический

Участники проекта:

Дети логопедических групп, воспитатели, родители, педагог-логопед,.

Продолжительность проекта:

Долгосрочный.

Актуальность проекта:

Играя тряпичной куклойдети не боятся ошибиться, они раскрепощаются в своих действиях и высказываниях. Благодаря этому у дошкольников развиваются память, внимание, речь и другие психические процессы, что очень важно для детей с ОНР.

Проблема:

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Именно поэтому перед нами, педагогами, возникла проблема поиска эффективных способов, средств и методов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими недостатки в речевом развитии. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми; активнее осуществляется его психическое развитие. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, хорошо зарекомендовала себя тряпичная кукла.

Практическая значимость:

Повышение качества образовательного процесса.

Создание методической копилки при работе с детьми ОНР.

Создание предметно развивающей среды по теме.

Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ.

Проект обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории.

Новизна проекта:

Использование народной тряпичной куклы при коррекционной работе детьми с общим недоразвитием речи.

Цель:  развивать речь дошкольников как средство общения через использование элементов игровой деятельности с тряпичной куклой.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой и смысловой сторонам);

-работа над автоматизацией звуков, введением их в свободную речь;

-совершенствование слоговой структуры слова;

-совершенствование связных высказываний (умение строить распространённые предложения, совершенствование диалогической речи),

-учить детей соотносить свои эмоции и характер с персонажем (куклой);

Коррекционно-развивающие:

-развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, фантазия);

-развивать мелкую моторику рук детей;

-развивать самопринятие и принятие других;

-развитие коммуникативных навыков;

-повышать личностную саморегуляцию.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать ответственность, выдержку, внимание;

-создавать положительный эмоциональный настрой у детей и желание творить, повышать у ребёнка уверенность в себе.

Методы и приемы работы:

1.Беседы с детьми.
2.Чтение художественной литературы.
3.Рассматривание иллюстраций.

4.Показ презентаций.
5.Самостоятельное рисование.

6.Заучивание стихотворений, потешек, песен, колыбельных.
7.Информационные листы, консультации для родителей.
8.Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.

9.Анкетирование.

10.Игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
11.Трудовые поручения, действия.
12.Инсценировка сюжетов .

13. Обобщение, моделирование, систематизация.

Интеграции образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие (СКР);

- речевое развитие (РР);

-познавательное развитие (ПР);

-художественно-эстетическое развитие (ХЭР);

- физическое развитие (ФР).

Ожидаемые результаты:

В результате реализации данного проекта получится собрать информацию по коррекционной работе с детьми ОНР, создать картотеку игр с применением тряпичных кукол.

В результате проведённой работы, у детей, в личностном и познавательном плане, произойдут существенные изменения.

В результате повторной диагностики, те дети, которые были обозначены как имеющие трудности в общении, покажут, успехи: адаптация у этих детей должна пройти более спокойно, предполагается развитие диалогическая речь на более высоком уровне.

По результатам коррекции должны произойти значительные улучшения в эмоциональном и личностном развитии детей.

Предполагается у детей снижение напряжённости, тревожности, повышение самооценка и веры в свои собственные возможности, а так же развитие уверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Повысится воспитательная компетентность родителей в вопросе необходимости речевого развития ребёнка дошкольного возраста. 

Появится интерес у родителей к совместным играм со своим ребенком, отношения родителей и детей станут более близкими и доброжелательными.

Повысится качество образовательного процесса в работе воспитателей, пополнится предметно-развивающая среда.

Получится создать картотеку игр «Учимся, играя» (обучающие игры с применением тряпичных кукол при работе с детьми ОНР) и обучающий лэпбук «Куколка тряпичная – игрушка отличная».

Разработанные материалы проекта можно использовать при проведении образовательной деятельности в ДОУ, на выступление педсовета, методического объединения.

Этапы реализации проекта

I подготовительный

1. Дидактическое и методическое оснащение проекта.

2.Пополнить развивающую среду:

- подбор художественной литературы по теме;

- подбор фотографий, иллюстраций, видео;

- подготовка материала для творчества: ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.;

- подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, подвижных ;

- подбор потешек, песен на тему русского быта;

4.Разработка конспектов НОД по теме.

5. Разработка мастер- класса по теме.

6. Подготовка консультаций для родителей .

7.Анкетирование родителей .

8. Привлечение родителей к работе по теме (подбор художественной литературы, иллюстраций, игр, фотографий, видеоматериалов по теме).

II основной

1.Разработать план мероприятий в соответствии интеграции образовательных областей (приложение № 1).

2.Продолжить работу по проекту в соответствии плана.

III заключительный

1. Презентация «Использование народной тряпичной куклы, как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми ОНР» (опыт работы).

2.Создание картотеки игр «Учимся, играя» (обучающие игры с применением тряпичных кукол при работе с детьми ОНР).

3. Изготовление лэпбука «Куколка тряпичная – игрушка отличная».

Результативность проекта:

Подборка методической информации по коррекционной работе с детьми ОНР.

Создана картотека игр «Учимся, играя» (обучающие игры с применением тряпичных кукол при работе с детьми ОНР).

Изготовлен обучающий лэпбук «Куколка тряпичная – игрушка отличная».

У детей значительно наладились социально-коммуникативные отношения с детьми и взрослыми.

Повысился результат итоговой диагностики в разделе «Речевое развитие».

У родителей появился интерес к совместным играм со своим ребенком.

Повысилось качество образовательного процесса в работе педагогов.

Пополнилась предметно-развивающая среда.

 

Рекомендации:

 

Материалы проекта могут быть использованы в педагогической деятельности различных образовательных учреждениях.

Опыт внедрения проекта может быть интересен другим работникам дошкольного образовательного учреждения.

Опыт может быть использован для создания подобных проектов, имеющих проблемы в других направлениях.

Список литературы:

Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.

Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. - М. Просвещение, 1979.- 208с.   

Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития//Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М.,1982

Герасимова А.С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками. -  М. Айрис-пресс,  2009. -  224с.

Гребенщикова Л. Г., Основы куклотерапии. Галерея кукол., Издательство: Речь, 2007

Дворецкая Г. Играйте в куклы — на здоровье. Мурманский вестник. 2016

Ефименкова Л.Н.  Формирование речи у дошкольников. -М.Просвещение, 1985. -  110с.

Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. -М.Мозаика - Синтез, 2006. -  112с.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М. Просвещение 1988. – 159с.

Метельская М.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М., 2007.

Нефедова Е.А., Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.

5. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.

Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. - М. Творческий центр Сфера, 2008. - 124с.

Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. — СПб.: Речь, 2008г. — 218с.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М. Просвещение, 1972. – 173с.

Ткаченко Т.А. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи// Дошкольное воспитание. 1989. №3, с.36-40.

Ткаченко Т.А. Физкультминутки для пальцеввой моторики у дошкольников с нарушением речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004 г.

Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. — 2008. — №5-С. 100-107-с. 2008

Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В.  Программа «Коррекция нарушений речи». -  М. Просвещение, 2010. – 272с.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим    недоразвитием. - М. Гном –Пресс, 1999. – 78с.

.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.,2008.

Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. С-Петербург Детство-пресс, 2012

Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И. // начальная школа (журнал). — 2004. — №12-с. 54-56. — с. 2004


 

Приложение № 1

План мероприятий

Октябрь

Изучение литературы, содержащей материал по теме проекта с образцами изготовления народных кукол;

Сбор необходимой информации (презентации, фото, видео, конспекты НОД, картотек игр тряпичными куклами );

Выявление знаний детей о тряпичной кукле;

Анкетирование родителей «Какими игрушками играет ваш ребёнок дома?»;

Подбор необходимого материала для практической деятельности.

Ноябрь

Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой»;

Чтение и заучивание с детьми стихотворений и потешек с использованием тряпичных куклах;

Консультация для родителей «Традиционная тряпичная кукла в жизни современных детей»;

Создание наглядных и методических пособий, изготовление образцов кукол.

Декабрь

Экскурсия в музей детского сада «Мини изба» по теме «Народная кукла»;

Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка».

Знакомство детей с русскими народными куклами «Зайчик на пальчик», «Хороводница», проведение занятий с использованием кукол в коррекционной работе с детьми. (Игры с «Зайчиком»: «Куда сел зайчик?», «Угадай, что изменилось?», «Подскажи словечко», «Правильно подними карточку», «Кто заблудился». Игры с «Хороводницей»: «Протяни звук», «Сказочница»).

Январь

Знакомство детей с русскими народными куклами «Пеленашка», «Девка-баба», проведение занятий с использованием кукол в коррекционной работе с детьми.

Изготовление с детьми куклы «Пеленашки».

Игры с куклой «Пеленашкой»: «Качаем куклу», «Младенец спит», «Люлька для малыша». Игры с куклой перевертыш «Девка-Баба»: «У кого что?», «Наведи порядок», «Слушай слоги;

Консультация для родителей «Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей».

Февраль

Знакомство детей с русскими народными куклами «Колокольчик», «Лошадка»;

Изготовление с детьми кукол «Колокольчик», «Лошадка»;

Проведение занятий с использованием кукол в коррекционной работе с детьми (Игры с куклой «Колокольчик»: «Найди ошибку», «Повтори ритм», «Что звучит», «Где звучит», «Какой звук?» Игры с куклой «Лошадка»: «Кучер», упражнение «Лошадка»);

Март

Знакомство детей с русскими народными куклами «Кубышка-травница», «Зерновушка»;

Изготовление с детьми кукол «Кубышка-травница», «Зерновушка»;

проведение занятий и использование их в коррекционной работе с детьми. (Игры с куклой «Зерновушка»: «Угадайка», «Что внутри?», «Что из чего?», «Покажи где». Игры с куклой «Кубышка-травница»: дыхательная гимнастика, «Угадай чем пахнет?»).

Консультация для родителей «Роль русской народной тряпичной куклы в развитии детей».

 

Апрель

Сюжетное обыгрывание с использованием кукол собственного изготовления. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад». Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.);

Проведение занятий с использованием кукол в коррекционной работе с детьми (куклы - перевертыш «Мамка-Папка»»: «Кто что сделал?», «Чей? Чья?», игры с пальчиковыми тряпичными куклами «Куколки здороваються».

Консультация для родителей «Кукла – оберег, кукла – закрутка».

Май

Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;

Презентация «Использование народной тряпичной куклы, как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми ОНР» (опыт работы);

Создание картотеки игр «Учимся, играя» (обучающие игры с применением тряпичных кукол при работе с детьми ОНР);

Изготовление лэпбука «Куколка тряпичная – игрушка отличная»;

Использование полученного опыта работы по проекту «Использование народной тряпичной куклы, как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми ОНР» и накопленного материала в методической мастерской.


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.