Педагогический проект «Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 20»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
« Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа»
Подготовила проект: старший воспитатель
Жирова Ирина Владимировна
Тип проекта:
Познавательно-исследовательский.
Участники проекта:
Дети старших, подготовительных группы, воспитатели, родители, педагог дополнительного образования по ИЗО.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный.
Актуальность проекта:
Одни только дети знают, чего ищут.
Они отдают всю душу тряпичной кукле,
и она становится им очень-очень дорога,
и если ее у них отнимут, дети плачут...“
Антуан де Сент-Экзюпери
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Бесценным источником знаний о русской культуре является декоративно-прикладное искусство во всем разнообразии его жанров и проявлений.
Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла.
Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Куклы на Руси существовали с незапамятных времен, являясь непременным атрибутом повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. Традиционной игрушкой даже в самых бедных крестьянских семьях с давних пор была тряпичная кукла. В стародавние времена, желая привлечь в дом удачу, богатство, отогнать злых духов, хозяйки на все случаи жизни делали куколки-обереги. В некоторых домах таких куколок накапливалось до ста штук. Их шили матери, бабушки, старшие сестры. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с самого рождения. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления русских кукол, а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры.
В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков.
Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа. Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы.
Проект призван сыграть роль в сохранении и передаче культурных народных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр, подарков , мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.
Проект даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далёких предков.
Проблема:
Передо мной возникла проблема: можно ли оживить традиции и социально–культурную связь поколений?
На мой взгляд, традиционная игровая культура и детская игра немыслима без народной игрушки.
Зачем изготавливать тряпичных кукол?
Таких куколок можно дарить родным и близким на праздники и просто так, можно поучаствовать в выставке декоративно – прикладного искусства, можно подарить куколок в музей, чтобы все узнали о существовании оберегов в виде куколок.
Практическая значимость:
Повышение качества образовательного процесса.
Создание методической копилки по ознакомлению детей с культурными традициями русского народа через изучения истории русской тряпичной куклы.
Создание предметно развивающей среды по теме.
Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ.
Новизна проекта:
Совместный мастер-класс для родителей с детьми по изготовлению тряпичной куклы « Мама, папа, я - моя семья».
Выставка тряпичных кукол, изготовленных детьми, детьми и родителями совместно «Куколка тряпичная - игрушка отличная».
Создание мини-музея «Давайте познакомимся. Я русская народная тряпичная кукла».
Цель:
познакомить дошкольников с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.
Задачи:
образовательные:
исследование народных традиций, связанные с историей русской тряпичной куклы;
изучение классификации тряпичных кукол;
обогащение активного словаря ребенка через знакомство с тряпичной куклой;
освоение технологии изготовления кукол;
изготовление образцов кукол-оберегов;
знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;
формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире.
развивающие:
развивать познавательную и творческую активность через разные формы работы: НОД, развлечения, беседы, мастер-классы.
развивать интерес у детей и их родителей к изучению истории и создания русской народной тряпичной куклы;
способствовать развитию совместной деятельности взрослого и ребенка в изготовлении тряпичной куклы;
развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т.д.);
развивать эстетический вкус и творчество детей.
воспитательные:
воспитание на народных традициях чувства уважения к обычаям нашего народа, интереса к декоративно-прикладному творчеству;
воспитание на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;
воспитывать чувство патриотизма , уважения к национальным традициям;
воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;
воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы.
Методы и приемы работы:
1.Беседы с детьми.
2.Чтение художественной литературы.
3.Рассматривание иллюстраций.
4.Показ презентаций.
5.Самостоятельное рисование.
6.Заучивание стихотворений, потешек, песен, колыбельных.
7.Информационные листы, консультации для родителей.
8.Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
9.Анкетирование.
10.Игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
11.Трудовые поручения, действия.
12.Инсценировка сюжетов .
13. Анализ литературы по декоративно-прикладному творчеству.
14. Обобщение, моделирование, систематизация.
Интеграции образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие (СКР);
- речевое развитие (РР);
-познавательное развитие (ПР);
-художественно-эстетическое развитие (ХЭР);
- физическое развитие (ФР).
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данного проекта получится собрать информацию по истории создания и изготовления тряпичных кукол.
Дети узнают и познакомятся с культурными традициями русского народа через историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением.
Они подробно узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего их делали. Дети овладеют техникой изготовления тряпичных кукол-оберегов.
Повысится воспитательная компетентность родителей в вопросе понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа на примере изготовления кукол.
Появится интерес у родителей к совместному творчеству со своим ребенком, отношения родителей и детей станут более близкими и доброжелательными.
Повысится качество образовательного процесса в работе воспитателей, пополнится предметно-развивающая среда.
Получится создать мини-музей из коллекции кукол – оберегов.
Разработанные материалы проекта можно использовать при проведении образовательной деятельности в ДОУ, на выступление педсовета, методического объединения.
Этапы реализации проекта
I подготовительный
1. Дидактическое и методическое оснащение проекта.
2.Пополнить развивающую среду:
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор фотографий, иллюстраций, видео;
- подготовка материала для творчества: ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.;
- подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, подвижных ;
- подбор потешек, песен на тему русского быта;
4.Разработка конспектов НОД по теме.
5. Разработка мастер- класса по теме.
6. Подготовка консультаций для родителей .
7.Анкетирование родителей .
8. Привлечение родителей к работе по теме (подбор художественной литературы, иллюстраций, игр, фотографий, видеоматериалов по теме).
II основной
1.Разработать план мероприятий в соответствии интеграции образовательных областей.
2.Продолжить работу по проекту в соответствии плана.
III заключительный
1.Презентация для детей «Народная тряпичная кукла. Мы все такие разные».
2.Презентация для родителей «Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент ознакомление детей с культурными традициями русского народа».
3. Совместный мастер-класс для родителей с детьми по изготовлению тряпичной куклы « Мама, папа, я - моя семья».
4. Выставка тряпичных кукол, изготовленных детьми, детьми и родителями совместно «Куколка тряпичная - игрушка отличная».
5. Создание мини-музея «Давайте познакомимся. Я русская народная тряпичная кукла».
Результативность проекта:
Изучена история традиционной русской народной тряпичной куклы, ее виды и предназначения.
Изготовлены образцы тряпичных кукол для выставки и мини-музея.
Обогатился словарный запас детей по теме.
Родители и дети освоили технологию изготовления тряпичных кукол.
Подготовлена презентация для детей и для родителей.
Проведет совместный мастер-класс с детьми и родителями.
У родителей появился интерес к совместному творчеству со своим ребенком в работе по проекту.
Создан мини – музей «Давайте познакомимся. Я русская народная тряпичная кукла».
Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются:
- представления о музее;
- проектно-исследовательские умения и навыки;
- умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- активная жизненная позиция.
У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.
Музей тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают, по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.
Рекомендации:
Материалы проекта могут быть использованы в педагогической деятельности различных образовательных учреждениях для повышения уровня интеллектуального развития детей. Опыт внедрения проекта может быть интересен другим работникам дошкольного образовательного учреждения. Опыт может быть использован для создания подобных проектов, имеющих проблемы в других направлениях.
Список литературы:
1.Берстенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок, Белый город, 2010 г.
2.Волкова Яна, Детские куклы и обереги - Издательство: Хоббитека, 2017 г.
3.Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество: Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
4.Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству, работа с соленым тестом, аппликации из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток. - Волгоград: Учитель, 2009.
5.Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.
6. Долгова Виталина, Славянские куклы-обереги своими руками -Издательство: Феникс, 2016 г.
7. Колпакова Ирина, Возвращение мудрости предков -Издательство: Формат-М, 2016 г.
8. Кретова Марина , Лоскуток. Методика изготовления тряпичных кукол с детьми 5-8 лет - Издательство: Сфера, 2016 г.
9.Лыкова И.А. , Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками- Издательство: ИД Цветной мир, 2012 г.
10.Лыкова И.А., Мои куколки. Мастерим игрушки из лоскутков - Издательство: ИД Цветной мир, 2013 г.
11.Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. Петрозаводск: Периодика, 2010 г.
12.Ожегов С. И. Словарь русского языка. 70000 слов/ Под ред. Шведовой Н. Ю. – 22-е изд. стер. – М.: Русский язык. 1990.
13.Чуксина С.Н. Русская народная тряпичная кукла. Златоуст, 2010 г.
14.Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. Детство-пресс, 2011 г.
15.Юрина Н. Куклы. Москва. Слово, 2002 г.
Работа с педагогами, воспитателями | |||
Месяц проведения | Наименование мероприятия | Ответственный | |
февраль | Знакомство с проектом «Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа» | Ст.воспитатель | |
Март-апрель | Работа педагогов в соответствии плана проекта. | Ст.воспитатель | |
март | Мастер – класс «Тряпичная кукла» | Ст.воспитатель | |
июнь | Создание мини-музея «Давайте познакомимся. Я русская народная тряпичная кукла» | Ст.воспитатель, воспитатели | |
Работа с родителями | |||
февраль | Анкетирование | Ст.воспитатель, воспитатели | |
февраль-март | Сбор материалов для изготовления тряпичных кукол-оберегов ( ткань, нитки, вата , тесьма и др.) | Ст.воспитатель, воспитатели | |
март-апрель | Консультации «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре» «Мудрые игрушки наших бабушек» «Тряпичная кукла в развитии творчества детей» | Ст.воспитатель, воспитатели | |
май | Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Мама, папа, я – моя семья» | Ст.воспитатель, воспитатели | |
май | Презентация « Народная тряпичная кукла- как традиционный элемент ознакомления детей с культурными традициями русского народа» | Ст.воспитатель, воспитатели | |
май | Выставка тряпичных кукол «Куколка тряпичная – игрушка отличная» | Ст.воспитатель, | |
Работа с детьми | |||
Месяц проведения | Интеграции образовательных областей | Наименование мероприятия | Ответственный |
февраль | СКР,РР, ПР, ХЭР, ФР | Рассматривание иллюстраций: «Русская изба», «Игрушки наших прабабушек». Беседы: «Быт русского народа» «Игрушки наших прабабушек» «История возникновения тряпичной куклы» Презентации: «Праздники на Руси» ,«Обрядовые куклы» Чтение художественной литературы: М.А.Пожарова «Тряпичная кукла», сказка «Крупеничка». Заучивание потешек, песен на тему русского народа: « Как на Масленной недели» , «Масленница, Масленница» Хороводы «Как пошли наши подружки», «С вьюном хожу» ( др. на усмотрение воспитателя) НОД: «Путешествие в прошлое куклы»; Знакомство с историей кукол и изготовление «Пеленашка»,«Крупеничка» ( др. на усмотрение воспитателя) Дидактические игры: «Что бывает из соломы, дерева, ткани»; «Составь картинку»; «Что из чего». Сюжетно-ролевые игры: «Крестьянская семья»,, «Дом» Подвижные игры: «Ручеек», «Карусель», «Гори, гори ясно». Пальчиковые игры: «Наперсток», «Не плачь куколка моя»,«Катины куклы». Хороводные игры: «Платок», «Приехала купаленка». Конструирование: «Домик для кукол»; «Русская изба» | Воспитатель группы, ПДО по ИЗО, инструктор по физической культуре |
март | СКР,РР, ПР, ХЭР, ФР | Рассматривание :фотографий, картин, иллюстраций , посвященных жизни в старину. Беседы: «Чем играли наши бабушки» «Зачем нашим предкам были нужны куклы», «Виды кукол» Презентация: «Игры наших бабушек» Чтение художественной литературы: И.Рюмина «Куклы наших бабушек», народная сказка «Василиса Прекрасная» или матушка кукла; сказка «Крупеничка» Заучивание потешек, песен на тему русского народа: « Как на Масленной недели» , «Масленница, Масленница» Хороводы «Как пошли наши подружки», «С вьюном хожу» ( др. на усмотрение воспитателя) НОД: «Куклы наших бабушек» Знакомство с историей кукол и изготовление «Масленица», « Берегиня сна» ( др. на усмотрение воспитателя) Дидактические игры: «Народные промыслы»; «Узнай элемент узора»; «Закончи узор». Сюжетно-ролевые игры: «У бабушки в гостях», «Дом». Подвижные игры: «Ручеек», «Карусель», «Гори, гори ясно». Пальчиковые игры: «Наперсток», «Не плачь куколка моя», «Катины куклы». Хороводные игры: «Платок», «Приехала купаленка». Лепка из соленного теста(пластилина): «Игрушки моей бабушки» | Воспитатель группы, ПДО по ИЗО, инструктор по физической культуре |
апрель | СКР,РР, ПР, ХЭР, ФР | Беседы: «Как выглядели куклы раньше» «Почему у народной куклы нет лица» Презентация: «Как жили люди на Руси» НОД: Знакомство с историей кукол и изготовление «Кубышка-травница», «Шестиручка», «Колокольчик» ( др. на усмотрение воспитателя). Чтение художественной литературы: В.Приходько Стихи о матрешках, куклах Заучивание потешек, песен на тему русского народа: « Как на Масленой недели», «Масленица, Масленица» Хороводы «Как пошли наши подружки», «С вьюном хожу» ( др. на усмотрение воспитателя) Дидактические игры: «Одень куклу», «Узнай по описанию», «Что из чего». Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Русская семья», «Укачивание куколки с пением колыбельной» Пальчиковые игры: «Наперсток», «Не плачь куколка моя», «Катины куклы». Хороводные игры: «Платок», «Приехала купаленка». Рисование: «Матрешка», «Дымковская игрушка» | Воспитатель группы, ПДО по ИЗО, инструктор по физической культуре |
май | СКР,РР, ПР, ХЭР, ФР | Рассматривание альбомов: «Куклы в русских народных играх и обрядах», «Обереговые куклы». Беседы: «Праздники на Руси», «Русская народная тряпичная кукла» Презентация: «Народная тряпичная кукла.Мы все такие разные» Чтение художественной литературы: норвежская сказка «Куколка в траве»; стихи о куклах авторы Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов; Заучивание потешек, песен на тему русского народа: « Как на Масленной недели» , «Масленница, Масленница» Хороводы «Как пошли наши подружки», «С вьюном хожу» ( др. на усмотрение воспитателя) НОД: «Тряпичные куклы обереги»; Знакомство с историей кукол и изготовление «Неразлучника» ( др. на усмотрение воспитателя) Составление творческих рассказов: « Что мы знаем о русской избе» Составление описательных рассказов «Моя тряпичная кукла». Дидактические игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы»; «Кто ты куколка моя?» Сюжетно-ролевые игры: «Крестьянская семья», « Дочки-матери». Игры инсценировки с куклой (укладывание спать, кормление). Подвижные игры: «Ручеек», «Карусель», «Гори, гори ясно». Пальчиковые игры: «Наперсток», «Не плачь куколка моя», «Катины куклы». Хороводные игры: «Платок», «Приехала купаленка». Оформление альбома: «Народные тряпичные куклы-обереги» «Русская народная тряпичная кукла». Выставка тряпичных кукол: «Куколка тряпичная – игрушка отличная» | Воспитатель группы, ПДО по ИЗО, инструктор по физической культуре |