Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Педагогический проект Тема: «Изучаем кристаллы соли» Образовательная область: «Познавательное развитие» Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) Автор проекта: Рылькова Ю.В. 2016 г.
Название проекта «Изучаем кристаллы соли» Тип проекта Исследовательско – творческий Длительность проекта Краткосрочный (2 недели) Возрастная группа Старшая – подготовительная группа Наличие межпредметных связей Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально—коммуникативное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое. Цель работы над проектом Изучить кристаллы соли и доказать, что соль – интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности Паспорт педагогического проекта
Этапы реализации проекта. 1 этап – подготовительный. Создание презентации «Обыкновенное чудо – соль…»; Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали»; Прослушивание Румынской народной сказки: “Соль в кушанье” (аудиозапись); Подбор иллюстративного и фотоматериала с изображением изделий из соли; Индивидуальные беседы с родителями: - Ознакомление с целями и задачами краткосрочного проекта; - Индивидуальные задания каждой семье
2 этап – активной деятельности Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Создание развивающей среды Игровая ситуация «Какая же она, эта удивительная соль?» Исследовательская деятельность: «Изучаем свойства соли»; «Волшебные превращения соли» (окрашивание соли гуашью, мелками) Создание поделки «Радуга в бутылке» Рисование солью «Морозные узоры»; Лепка «Весёлый клоун» Получение кристаллов соли разными способам Рассматривание иллюстративного и фотоматериала с изображением изделий из соли. Дидактические игры: «Выбери правильное слово», «Узнай на вкус», «Что для чего». Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров». Коллекция разноцветной соли для детского творчества; Иллюстративный материал и фотоматериал с изображением изделий из соли. Картотека опытов и экспериментов «Тайнам нет конца»
3 этап – итоговый. Выставка совместного творчества «Разве соль не волшебница?» Коллекция разноцветной соли для оформления группы элементами детского дизайна в самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная деятельность детей в «Центре экспериментирования» для оформления группы элементами детского дизайна. Отчётные мероприятия.
Содержание образовательной деятельности детей № Этапы деятельности Методы и приёмы организации деятельности на каждом этапе Дидактические средства 1 Формирование потребности Стимулирование занимательным содержанием. Сюрпризный момент: «Принесём «заснеженную» ветку в группу». Создание проблемной ситуации «Почему лёд не тает в тепле?» Сосновая ветка с кристаллизированой солью (имитация снега) 2 Формирование образа желаемого результата Выдвижение гипотез, предположения детей. Беседа: «Что мы знаем о соли?». Показ мультфильма: «Откуда берётся соль»; Рассматривание образцов соли. Образцы соли. Материальные ср-ва – учебные приборы: микроскопы, весы, лупы, пробирки. 3 Мотив Метод создания ситуации творческого поиска. Дискуссия: «Как мы можем получить кристаллы соли?» Стимулирование занимательным содержанием Элементарные опыты: «Соль растворяется в воде», «На морозе раствор соли замерзает» Материальные ср-ва – Печатные: иллюстрации с изображением опытов, учебные приборы: пробирки, стёклышки, соль (поваренная) 4 Целеполагание Создание проблемной ситуации «Получим кристаллы соли» Образцы кристаллов соли: на стенках пробирки, на сосновой ветке, на шерстяной нитке
5 Стимулирование планирования Метод ответов на вопросы. Обсуждение последовательности действий: составление технологических карт «Подготовка к проведению опытов» Технологические карты (алгоритм подготовки) 6 Выполнение действий Создание ситуации успеха в учении. Совместное выполнение действий: подготовка оборудования для опытов. Наблюдение за изменением и преобразованием объекта: эксперимент «Получаем кристаллы соли» ( способ «выпаривания») Помощь педагога детям при подготовке соляного раствора. Изготовление продукта. «Получаем кристаллы соли» (способ просушки) Образцы соли. Материальные ср-ва – учебные приборы: пробирки, спиртовка, чаши, клеёнки, средства индивидуальной защиты для взрослого (перчатки, очки) Пищевой краситель. 7 Анализ достигнутых результатов Показ образца. «Вот какие кристаллы получились у меня». Анализ результата детьми. Рассматривание кристаллов, полученных детьми. Сравнение результатов деятельности с образцом. Поощрение. Чаша с готовым кристаллом. Соль, пробирки, краситель, шерстяные нитки.
Результативность работы дети научились определять и называть свойства соли; умеют подбирать необходимый дидактический материал для проведения опытов; дети научились проводить опыты по технологическим картам
Реализация проекта
Просмотр презентации «Обыкновенное чудо – соль»
Исследовательская деятельность. «Какая бывает соль?» Цель: изучить строение соли. Оборудование: лупа, блюдца, соль поваренная и йодированная (крупная и мелкая). Ход работы: Щепотку соли насыпать на блюдце, поднести лупу к соли, рассмотреть. Вывод: соль состоит из кристаллов. У поваренной соли кристаллы крупнее.
Рассматривание кристаллов соли разного вида: поваренной; йодированной; кормовой; технической
Какая вода замёрзнет быстрее?
Опыт «Эффект Мертвого моря» Для эксперимента взяли два сырых яйца и две банки с водой. Запустили одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно 2 ст. ложки), хорошо размешали и опустили второе сырое яйцо — оно не утонуло. Смешали соленый раствор и простую воду — яйцо оказалось где-то посередине банки. Вывод: Солённая вода помогает держаться предметам на поверхности. Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть.
«Морозные узоры» Рисование солью