Педагогический проект "Здоровое поколение"
ГБОУ
«Горловская санаторная школа-интернат № 9»
Педагогический проект
«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
2022-2023 учебный год
8 класс
Камолова Алла Петровна
воспитатель
специалист высшей квалификации
г. Горловка
Краткая аннотация проекта
Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Не обучающиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребёнка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников отнесено к приоритетным направления государственной политики.
Я понимаю, что должна обеспечить воспитанникам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы возможность сохранения здоровья за период обучения в санаторной школе-интернате. Поэтому содержание занятий по Проекту ориентировано на понимание обучающимися необходимости личного участия в формировании навыков культуры здорового образа жизни.
Проект построен на сотрудничестве обучающихся 8 класса, педагогов, родителей, школьного психолога и медицинских работников.
Результат работы Проекта подразумевает сформированность у детей необходимых знаний, умений и навыков по ведению здорового образа жизни, умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Паспорт педагогического проекта
Название проекта | Педагогический проект «Здоровое поколение» |
Автор - разработчик | Камолова Алла Петровна |
Участники проекта | Воспитатель 8 класса Обучающиеся 8 класса Родители учеников 8 класса Школьный психолог Медицинские работники школы-интерната Учитель физкультуры |
Актуальность проекта | Проект предполагает создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни восьмиклассникам, сохранение их физического, психического и духовного здоровья. |
Цель проекта | Создание здоровьесберегающей среды в ученическом коллективе 8-го класса, направленной на формирование культуры здорового образа жизни у обучающихся и на повышение качества образования. |
Задачи проекта | Создавать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения здоровья. Воспитывать ответственное отношение школьников к своему здоровью. Формировать умение противостоять негативному давлению социума. Формировать устойчивую мотивацию к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков. Активизировать физическую активность, как составную часть здорового образа жизни. Создавать организационно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия для сохранения и укрепления здоровья восьмиклассников, с учетом индивидуальных показателей состояния здоровья каждого ученика. Привлекать родителей к формированию у детей ответственного отношения к здоровьесбережению, организованному и безопасному отдыху и досугу. |
Вид проекта | Информационно-творческий |
Ожидаемые результаты | Стабилизация состояния здоровья обучающихся по основным показателям. Положительная динамика в формировании у воспитанников ЗОЖ. Повышение работоспособности и предупреждение переутомления подростков. Повышение качества и уровня обучения школьников. Восьмиклассники научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими. Повышение уровня воспитанности подростков. Повышение интереса к спортивно-оздоровительным мероприятиям. Обучающиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ. |
Продукт педагогического проекта | Презентация «Подросток. Здоровье. Будущее». |
Пояснительная записка:
Актуальность проекта
Здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Но не каждый человек может похвастаться крепким здоровьем. Слабое здоровье, болезни являются причиной отставания в физическом развитии, слабой успеваемости в школе, плохого настроения подростков.
Сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны. Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни – именно то условие, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Во все времена формирование привычки к здоровому образу жизни остается главным условием воспитания школьников.
Проблема
Проблема сохранения здоровья обучающихся и привитие навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. В последнее время в Республике происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. При этом формирование принципов здорового образа жизни у школьников, факторы сохранения здоровья детей учитываются недостаточно.
Здоровьесберегающие технологии – это шанс педагогов решать проблему сохранения здоровья детей осознанно, с учётом их физических и духовных особенностей. Сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит сохранить здоровье воспитанников, научит их заботиться о себе.
Гипотеза
Можно предположить, что разработанный комплекс мероприятий будет способствовать расширению информации о здоровом образе жизни и обучению школьников конкретным приёмам и методам оздоровления собственного организма.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
создание здоровьесберегающей среды в ученическом коллективе 8-го класса, направленной на формирование культуры здорового образа жизни обучающихся и на повышение качества образования.
Задачи проекта
Образовательные:
расширять представления детей о важности основных компонентов здорового образа жизни;
углублять знания подростков о негативных факторах риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).
Воспитательные:
формировать навыки позитивного коммуникативного общения;
развивать навыки работы в группах, внимание, фантазию, смекалку, творческие способности.
Социальные:
осуществлять пропаганду ЗОЖ в школе, семье, среди ровесников.
Участники педагогического проекта:
Обучающиеся 8 класса
Воспитатель 8 класса
Школьный психолог
Медицинские работники школы-интерната
Учитель физкультуры
Родители учеников 8 класса
Вид проекта:
- По доминирующей деятельности:
практико-ориентированный.
- По предметно-содержательной области: монопроект.
- По количеству участников проекта: коллективный.
- По продолжительности проекта: долгосрочный.
1.7. Ожидаемые результаты
Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.
Положительная динамика в формировании у воспитанников ЗОЖ.
Повышение работоспособности и предупреждение переутомления подростков.
Повышение качества и уровня обучения школьников.
Восьмиклассники научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
Повышение уровня воспитанности подростков.
Повышение интереса к спортивно-оздоровительным мероприятиям.
Обучающиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.
1.8. Предполагаемый продукт педагогического проекта:
- продукт деятельности педагога:
Статья «Формирование культуры ЗОЖ у старших школьников санаторной школы-интерната»
- продукт деятельности обучающихся:
Презентация «Подросток Здоровье. Будущее».
1.9.Условия реализации педагогического проекта:
- материально-техническое обеспечение:
Музыкальный центр, ноутбук, видеопроектор.
Спортивный инвентарь: мячи, кегли, скакалки, обручи.
Канцелярские принадлежности.
Литература по теме ЗОЖ.
Наглядный и раздаточный материал по теме ЗОЖ.
- информационное обеспечение:
Телевидение, интернет, литература.
Организация выставок информационных буклетов, брошюр по пропаганде здорового образа жизни.
- кадровое обеспечение:
Воспитатель 8 класса
Школьный психолог
Учитель физкультуры
Реализация проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями)
Предполагаемая дата проведения | Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
10.10.22 – 28.10.22г. | 1 этап – подготовительный | Презентация темы проекта. Разработка плана реализации проекта. Создание творческих групп для будущей совместной работы. Выдача инструкций. | Вхождение в проблему – просмотр и обсужде- ние видеороликов «Мы за здоровый образ жизни!» Объединение детей в рабочие группы. Обсуждение плана самостоятельной работы в каждой группе. |
Определение продуктов проекта: | |||
статья «Формирование культуры ЗОЖ у старших школьников санаторной школы-интерната» | презентация «Подросток. Здоровье. Будущее». | ||
07.11.22 – 22.02.23г. | 2 этап - основной | Совместная деятельность педагогов с детьми | |
Организация исследовательской деятельности обучающихся. Практическая помощь (по необходимости). Направление и контроль выполнения заданий проекта. | Работа творческих групп по поиску и сбору информации. Расширение объема знаний обучающихся о ЗОЖ. Создание условий для личностного развития и формирования ключевых компетен тностей обучающихся (социальной, коммуни кативной, предметной, исследовательской). Расширение творчес кого потенциала воспитанников. | ||
Проведение воспитательных мероприятий по реализации проекта: | |||
Занятие-презентация «Кто чист и аккуратен, тот людям приятен!», 10.11.2022г. Анкетирование «ПАВ и их последствия», 08.12-14.12.2022г. Диспут «Три ступени, ведущие вниз…», 20.12.2022г. Спортивный час «Комплекс упражнений для красивой осанки», 24.01.2023г. Час общения «Путешествие по стране Эмоций», 17.02.2023г. | |||
Работа над статьей «Формирование культуры ЗОЖ у старших школьников санаторной школы-интерната». | | ||
27.02.23 – 17.03.23г. | 3 этап-заключительный | 1. Защита проекта | |
Помощь подросткам в работе над созданием продукта проекта. Подготовка обучающихся к представлению продукта деятельности, к защите проекта. Отработка умения обучающихся отвечать на вопросы. | Совместная работа над созданием презента ции «Подросток. Здоровье. Будущее», (объединение наработок творческих групп). Представление продукта деятельности в ходе классной конференции «Секреты здорового образа жизни», 13.03.2023г. | ||
2.Анализ проделанной работы | |||
| Обобщение работы по реализации проекта. Анализ деятельности всех участников проекта. Определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения. | Рефлексия. Самоанализ участия в проекте и достигнутом результате (успехи и неудачи). Перспективы дальнейшей работы. |
6. Перспективы дальнейшего развития проекта:
Предложенный проект может успешно реализовываться в структуре внеклассной работы любого школьного коллектива.
Участвуя в таком проекте, дети:
осознают важность разумного отношения к своему здоровью;
закрепляют знания о принципах здорового образа жизни;
приобретают навыки умения решать проблемные вопросы;
участвуют в творческой деятельности;
учатся использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Указ Главы Донецкой Народной Республики «О Государственном физкультурно-спортивном комплексе «ГТО» Донецкой Народной Республики», с целью поэтапного внедрения Государственного физкультурно-спортивного комплекса (ГФСК «ГТО ДНР») в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в рамках воспитательной работы и совершенствования физической и спортивной подготовки обучающихся от 16 сентября 2016 г. №304;
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённой приказом Министерства образования и науки №843 от 03.08.2016;
Дианов Д.В., Радугина Е.А., Степанян Е.Д. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью. – М.: КноРус, 2012.
Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие. – Рн/Д: Феникс, 2012.
Минаев Б.Н. Физическое воспитание школьников./Б.Н.Минаев, Б.М.Шиян.М.: ФиС, - 1989.
Верещагин Л.И. Оздоровительный бег: с чего начинать? / Л.И. Верещагин. – Санкт-Петербург : Лениздат, 1990.
Ионова Е. Поддержи иммунитет и добавишь жизни лет / Е. Ионова, А. Добрюха // Комсомольская правда. – 2018.
Макаров А. Любовь, верность, СПИД / А. Макаров // Понедельник. – 2015.
Милкус А. Смартфон под подушкой - ужас, летящий на крыльях ночи / А. Милкус // Комсомольская правда. – 2018.
Цемме Верена 100 % зрение. Очки, прощайте! / Москва : Мой мир, 2006.
Мультиурок https://multiurok.ru/blog/mietod-proiektov-v-obuchienii-klassifikatsiia-proiektov.html
Учительский портал https://uchitelya.com/pedagogika/196273-metodicheskie-rekomendacii-razrabotka-pedagogicheskogo-proekta.html
10