Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка» с. Мамонтово
Проект: «Быть здоровым – здорово!».
Разработчик проекта:
учитель-логопед МБДОУ
детский сад «Берёзка»
с. Мамонтово, Борзова И.Н.
2021г.
Участники проекта: учитель-логопед, педагоги, дети подготовительной группы № 9, родители.
Тип проекта: познавательно – практико – ориентированный.
Срок реализации проекта: один год (01.09.2021- 31.05.2022)
Актуальность
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В любом возрасте человек должен заботиться о своем здоровье, но особенно это важно в детстве. Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Согласно исследованиям специалистов, около76% болезней взрослых уходят корнями в детство. Поэтому охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. В настоящее время здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ разделяют на три большие группы: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии.
В связи с повышенными требованиями к дошкольному образованию и внедрению ФГОС ДО, возникла проблема поиска новых педагогических возможностей здоровьесберегающих технологий.
Проблема
На сегодняшний день необходимо, чтобы каждый педагог дошкольного учреждения имел достаточный уровень знаний в области сохранения и укрепления здоровья детей, был грамотен в вопросах применения современных здоровьесберегающих технологий. Так же необходимо привлечь внимание родителей к проблеме укрепления и сохранения здоровья детей, повысить уровень их компетентности.
Таким образом, возникла необходимость разработки данного проекта.
Цель: создать условия для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, посредством применения современных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1.Укреплять психическое и физическое здоровье детей, познакомить детей с простыми приемами по сохранению собственного здоровья.
2.Развивать все компоненты речевой системы детей с нарушениями речи посредством применения здоровьесберегающих технологий.
3.Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по вопросам применения здоровьесберегающих технологий.
4. Повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Возрастные и психологические особенности старших дошкольников с нарушениями речи
Для детей с недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Если недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
Психическое развитие детей с нарушениями речи, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.
Планируемые результаты
Для детей:
- укрепление психического и физического здоровья детей, овладение простыми приемами по сохранению собственного здоровья; развитие всех компонентов речи.
Для родителей:
-повышение компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;
Для педагогов:
-повышение уровня знаний по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и родителями.
Принципы и подходы к реализации проекта
научность (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)
доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)
активность (участие педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)
сознательность (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)
единство диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных)
систематичность (подчинение комплекса педагогических воздействий четко определенной цели)
целенаправленность (подчинение комплекса педагогических воздействий четко определенной цели)
Формы и методы работы
Форма организации: подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия.
Методы коррекционно – развивающей работы:
Наглядные:
- рассматривание фотографий, картинок, просмотр презентаций.
Словесные:
- рассказ учителя-логопеда; беседа; чтение стихотворений.
Игровые:
- пальчиковые игры и упражнения; компьютерные игры; игровые ситуации; пальчиковый театр; игры в сухом бассейне.
Практические
- упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики, дыхания; упражнения с шариком Су-Джок; самомассаж с использованием нетрадиционного оборудования.
Итоговый продукт: кейс материалов для педагогов по теме проекта
Этапы реализации проекта
Сроки реализа ции | Этап реализации проекта, содержание работы с детьми | Работа с родителями и педагогами |
сентябрь | Подготовительный этап. 1.Изучение методической литературы по теме. 2.Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете по теме проекта. Подготовка презентаций, картотек, дидактических пособий. | 1.Размещение информации о проекте в родительском уголке. |
октябрь | Основной этап 1. Артикуляционная гимнастика с нетрадиционным индивидуальным и одноразовым оборудованием – бусинки, деревянные шпатели, ложки, ватные палочки, зубочистки. 2.Просмотр презентации «Витамины на грядке». 3. Беседа с детьми «Зачем мы чистим зубы?». Решение проблемной ситуации «Что будет – если не чистить зубы?». | 1.Сетевая консультация для педагогов «Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС ДО». 2.Индивидуальные консультации для родителей «Правила выполнения артикуляционной гимнастики». |
ноябрь | 1. Артикуляционная гимнастика с нетрадиционным индивидуальным и одноразовым оборудованием, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастика. 2. Динамические и релаксационные паузы. 3. Фотоколлаж «С физкультурой я дружу». | 1.Сетевая консультация для педагогов «Использование физминуток в образовательной деятельности как средства здоровьесбережения детей дошкольного возраста». 2.Привлечение родителей к созданию фотоколлажа. |
декабрь | 1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика. 2. «В гостях у сказки», сказкотерапия. 3. Точечный массаж и самомассаж, игры в «сухом бассейне». | 1.Консультация для воспитателей «Игровой самомассаж для дошкольников». 2.Буклет для родителей «Домашний кукольный театр» |
январь | 1. Артикуляционная гимнастика с нетрадиционным индивидуальным и одноразовым оборудованием, пальчиковая и дыхательная гимнастика. 2.Кинезиологические упражнения. 3.Решение проблемной ситуации «Что будет – если есть только сладости?». | 1.Мастер-класс для педагогов «Кинезиология – эффективная и доступная технология всестороннего развития ребёнка» 2.Консультация для родителей «Безобидные сладости» |
февраль | 1. Артикуляционная гимнастика, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастика. 2. Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу». 3. Развивающие логопедические игры МЕРСИБО. | 1.Сетевая консультация «Использование зрительной гимнастики как средства оздоровления детей дошкольного возраста». 2.Консультация для родителей «Компьютерные игры - вред и польза». |
март | 1. Артикуляционная гимнастика, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастика. 2.Просмотр презентации «Моем руки правильно», решение проблемной ситуация «Что будет, если не мыть руки?» 3. Игры с массажером «Су-джок». | 1.Подборка картотеки пальчиковых игр с шариком Су-Джок, для педагогов. 2.Буклет для родителей «Су-Джок терапия для детей». |
апрель | 1. Артикуляционная гимнастика с нетрадиционным индивидуальным и одноразовым оборудованием. 2. Беседа «Зачем нужно заботиться о своём здоровье?» 3.Самомассаж лица с пластиковыми ложками, самомассаж кистей и пальцев рук с применением нетрадиционного оборудования. | 1.Подборка комплексов самомассажа для детей дошкольного возраста, для педагогов. 2.Папка-передвижка для родителей "Роль самомассажа в укреплении здоровья дошкольников" |
май | Заключительный этап 1. Подведение итогов проекта, подготовка презентации. 2.Оформление кейса. | 1.Презентация проекта «Быть здоровым-здорово!». 2.Фотовыставка о реализации проекта для родителей. |
Риски и пути их преодоления
Слабая заинтересованность родителей в данном проекте.
Минимизация: повышать заинтересованность родителей путем проведения индивидуальных бесед, консультаций; размещение информации о ходе проекта в уголке для родителей и на сайте ДОУ.
Перспективы развития
Данный проект может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема укрепления и сохранения здоровья всегда остается актуальной. Подборку материалов, собранных в ходе реализации проекта, могут использовать в своей работе воспитатели, психологи, дефектологи и другие специалисты дошкольного образования.
Ресурсное обеспечение
Информационные ресурсы: компьютер, презентации, аудиозаписи, интерактивные игры.
Учебно-методические ресурсы: картотеки: «Пальчиковые игры», «Упражнения для дыхания», «Артикуляционная гимнастика», «Самомассаж», «Гимнастика для глаз».
Литература
1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. – 2004. - № 17.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2004. - № 2.
3. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
4. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией: «Логопед». – М., 2009. – Вып. 6.
5. Леонова С.В. Весёлая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов // «Логопед». –2004. - № 6.
6. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления
здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.