Педагогическое эссе на тему «Размышление о главном»
Педагогическое эссе
«Размышление о главном»
«Зачем тебе это надо ?» Кто из учителей не задавался хотя бы раз подобным вопросом?
Кому нужна эта работа, которая не ценится ни государством , ни обществом, а уносит столько
нервной энергии и здоровья?! За что я должна терпеть шум в коридоре на переменах, выслушивать нелепые советы от родителей своих учеников, считающих , что они разбираются в педагогике , сидеть вечерами за составлением тестовых заданий или бегать по библиотекам
в поисках материалов к уроку? Так зачем? Что держит меня уже 40 лет в школе, которую не берут никакие реформы? По – настоящему задумавшись над этим вопросом , я пришла к простому выводу. Причиной всему - мой эгоизм. Да , я работаю в школе, потому что мне это нравится, здесь, и только здесь, я испытываю чувство душевного комфорта , которого так трудно достичь
в современном, нервном, быстроменяющемся и просто опасном мире. Мне нравится входить
в класс и чувствовать несколько десятков взглядов, которые устремлены только на тебя , и только от тебя зависит , надолго ли. Мне нравится , когда в ответ на мою улыбку , я вижу сразу несколько улыбающихся лиц, в ответ на мою просьбу - несколько желающих ее выполнить.
Помните у Роберта Рождественского:»Удачи вам – дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам ,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку , другие как в храм!»
Почему не все учителя наслаждаются этой атмосферой дружелюбия и любви, излучаемого нашими детьми? Сегодня в школе остаются или те, кому больше некуда пойти, или философы.
Первые – уныло дают уроки, проклиная тот день и час, когда переступили порог педагогического вуза. Вторые , философски относясь к житейским трудностям, пытаются осмыслить свое место
в окружающей действительности и – главное , в классе. Один становится школьным кумиром, а другой получает прозвище. Секрет – в любви к детям! Важно еще и другое человеческое чувство
- уважение! Уважение к мнению ученика и богатому внутреннему миру – без этого невозможен
современный урок литературы.
Как это сделать? Смогу ли я? В этом ли мое назначение? Кто я для детей? Философия начинается
с вопроса, обращенного к себе. Найти ответ трудно. Поиск истины отнимает силы и время , но именно поиск делает жизнь мою , наполненной смыслом , содержанием, творчеством. Вечные
сомнения, раздумья о своем педагогическом труде , поиск своего места помогают оттачивать
педагогическое мастерство, «расти» вместе со своими учениками, чувствовать себя Учителем.
Знаете ли вы , что значит увлекать целый класс интонацией стиха, ловить пытливый взгляд,
наблюдать тревожный и радостный процесс поиска, внутренней борьбы? Знаете ли вы , что значит чувствовать полное опустошение после завершения уроков? Когда нет сил, нет эмоций,
есть только умиротворение и огромное счастье от того , что сделано на уроке, что умеешь, донесла все, что хотела донести.
Есть очень сложная проблема , с которой сталкивается учитель литературы. Современные дети
утратили (или почти утратили) культуру чтения. Если они берут в руки книгу – это , скорее всего
, будет детектив или любовный роман . Как пробудить в них интерес к романам Толстого, Достоевского, Тургенева? Они не привыкли вчитываться . А нестись галопом по страницам
таких произведений нельзя. Нужно сказать «нет» беглому чтению «по диагонали» , которое
по существу отучает детей читать, делает их безразличными , глухими к красоте и выразительности литературного языка. Невнимание к мелочам, перескакивание « с пятого на
десятое» в погоне за сюжетом и образами героев приводит к непониманию сути произведения.
Значит , надо вовлечь учеников в процесс «разгадывания» текста. Они поймут , что литература –
человековедение, волшебный источник озарения. Развивая интеллектуальные способности
детей , мы забываем порой о их духовности .Хрупкая душа ребенка впитывает в себя и хорошее,
и дурное, получает искаженное представление о добре и зле. Горько сознавать, что меркантильный интерес может заглушить в душе подростка способность сострадать. Наверное,
поэтому школа осталась одним из немногих островков любви, духовности, нравственности,
образованности в мире жестокости и насилия , лжи и зла… А филолог - «один в поле воин»,
борющийся с бездуховностью и житейской пошлостью…
Я часто думаю : какая огромная ноша на плечах учителя ! Все его поведение и каждый урок духовны, они воспитывают , потому что невозможно обучать , не воспитывая. Мы не рассчитываем ни на славу, ни на шумный успех, ни на большое материальное благополучие…
Поэтому я стремлюсь к тому , чтобы любая нравственная ценность стала непременной частью
каждого ученика. Конечно, наивно полагать , что все это войдет в сердце каждого ребенка.
И все-таки мне кажется , что все, что я знаю , так или иначе вернется ко мне , а если не ко мне
, то к кому - то еще. А на земле загорятся искры добра. Ведь в мою душу заглядывают сотни глаз.
В моем сердце живут сотни сердец. В моей жизни , как в зеркале , отражаются сотни маленьких
жизней.
Жить на виду трудно. Детей не обманешь, не скроешься за маской. Эти маленькие люди пока
не разбираются в сложных тропах, еще не знают глубин литературной теории, но остро чувствуют
фальшь и не прощают неискренности. Их чувства только «белые» и «черные».
Зачем мне все это? Эти трудности , душевная обнаженность, требующая сил? Одни скажут – для
самовыражения. Другие – для самолюбования. Еще мнение : чтобы поучать и казаться умным.
Те , кто так считает, несчастны.
А я счастлива. Я знаю ответ на этот вопрос . Вот он : я люблю детей . Меня просто без них нет.
Без детских «почему» и без проказ , без смеха и радости , без маленьких побед и открытий.
Я знаю, что говорю , я искала себя и нашла. Нашла в мире детства.
Так наша жизнь течет,
Подвластна Богу, Року,
Вновь увлекая , удивляя нас.
И мы живем стремлением к уроку,
В открытый мир вступая каждый раз…