Педагогическое эссе на тему «Размышление о главном»

1
0
Материал опубликован 17 February в группе

Педагогическое эссе

«Размышление о главном»

«Зачем тебе это надо ?» Кто из учителей не задавался хотя бы раз подобным вопросом?

Кому нужна эта работа, которая не ценится ни государством , ни обществом, а уносит столько

нервной энергии и здоровья?! За что я должна терпеть шум в коридоре на переменах, выслушивать нелепые советы от родителей своих учеников, считающих , что они разбираются в педагогике , сидеть вечерами за составлением тестовых заданий или бегать по библиотекам

в поисках материалов к уроку? Так зачем? Что держит меня уже 40 лет в школе, которую не берут никакие реформы? По – настоящему задумавшись над этим вопросом , я пришла к простому выводу. Причиной всему - мой эгоизм. Да , я работаю в школе, потому что мне это нравится, здесь, и только здесь, я испытываю чувство душевного комфорта , которого так трудно достичь

в современном, нервном, быстроменяющемся и просто опасном мире. Мне нравится входить

в класс и чувствовать несколько десятков взглядов, которые устремлены только на тебя , и только от тебя зависит , надолго ли. Мне нравится , когда в ответ на мою улыбку , я вижу сразу несколько улыбающихся лиц, в ответ на мою просьбу - несколько желающих ее выполнить.

Помните у Роберта Рождественского:»Удачи вам – дебютанты и асы,

Удачи! Особенно по утрам ,

Когда вы входите в школьные классы,

Одни – как в клетку , другие как в храм!»

Почему не все учителя наслаждаются этой атмосферой дружелюбия и любви, излучаемого нашими детьми? Сегодня в школе остаются или те, кому больше некуда пойти, или философы.

Первые – уныло дают уроки, проклиная тот день и час, когда переступили порог педагогического вуза. Вторые , философски относясь к житейским трудностям, пытаются осмыслить свое место

в окружающей действительности и – главное , в классе. Один становится школьным кумиром, а другой получает прозвище. Секрет – в любви к детям! Важно еще и другое человеческое чувство

- уважение! Уважение к мнению ученика и богатому внутреннему миру – без этого невозможен

современный урок литературы.

Как это сделать? Смогу ли я? В этом ли мое назначение? Кто я для детей? Философия начинается

с вопроса, обращенного к себе. Найти ответ трудно. Поиск истины отнимает силы и время , но именно поиск делает жизнь мою , наполненной смыслом , содержанием, творчеством. Вечные

сомнения, раздумья о своем педагогическом труде , поиск своего места помогают оттачивать

педагогическое мастерство, «расти» вместе со своими учениками, чувствовать себя Учителем.

Знаете ли вы , что значит увлекать целый класс интонацией стиха, ловить пытливый взгляд,

наблюдать тревожный и радостный процесс поиска, внутренней борьбы? Знаете ли вы , что значит чувствовать полное опустошение после завершения уроков? Когда нет сил, нет эмоций,

есть только умиротворение и огромное счастье от того , что сделано на уроке, что умеешь, донесла все, что хотела донести.

Есть очень сложная проблема , с которой сталкивается учитель литературы. Современные дети

утратили (или почти утратили) культуру чтения. Если они берут в руки книгу – это , скорее всего

, будет детектив или любовный роман . Как пробудить в них интерес к романам Толстого, Достоевского, Тургенева? Они не привыкли вчитываться . А нестись галопом по страницам

таких произведений нельзя. Нужно сказать «нет» беглому чтению «по диагонали» , которое

по существу отучает детей читать, делает их безразличными , глухими к красоте и выразительности литературного языка. Невнимание к мелочам, перескакивание « с пятого на

десятое» в погоне за сюжетом и образами героев приводит к непониманию сути произведения.

Значит , надо вовлечь учеников в процесс «разгадывания» текста. Они поймут , что литература –

человековедение, волшебный источник озарения. Развивая интеллектуальные способности

детей , мы забываем порой о их духовности .Хрупкая душа ребенка впитывает в себя и хорошее,

и дурное, получает искаженное представление о добре и зле. Горько сознавать, что меркантильный интерес может заглушить в душе подростка способность сострадать. Наверное,

поэтому школа осталась одним из немногих островков любви, духовности, нравственности,

образованности в мире жестокости и насилия , лжи и зла… А филолог - «один в поле воин»,

борющийся с бездуховностью и житейской пошлостью…

Я часто думаю : какая огромная ноша на плечах учителя ! Все его поведение и каждый урок духовны, они воспитывают , потому что невозможно обучать , не воспитывая. Мы не рассчитываем ни на славу, ни на шумный успех, ни на большое материальное благополучие…

Поэтому я стремлюсь к тому , чтобы любая нравственная ценность стала непременной частью

каждого ученика. Конечно, наивно полагать , что все это войдет в сердце каждого ребенка.

И все-таки мне кажется , что все, что я знаю , так или иначе вернется ко мне , а если не ко мне

, то к кому - то еще. А на земле загорятся искры добра. Ведь в мою душу заглядывают сотни глаз.

В моем сердце живут сотни сердец. В моей жизни , как в зеркале , отражаются сотни маленьких

жизней.

Жить на виду трудно. Детей не обманешь, не скроешься за маской. Эти маленькие люди пока

не разбираются в сложных тропах, еще не знают глубин литературной теории, но остро чувствуют

фальшь и не прощают неискренности. Их чувства только «белые» и «черные».

Зачем мне все это? Эти трудности , душевная обнаженность, требующая сил? Одни скажут – для

самовыражения. Другие – для самолюбования. Еще мнение : чтобы поучать и казаться умным.

Те , кто так считает, несчастны.

А я счастлива. Я знаю ответ на этот вопрос . Вот он : я люблю детей . Меня просто без них нет.

Без детских «почему» и без проказ , без смеха и радости , без маленьких побед и открытий.

Я знаю, что говорю , я искала себя и нашла. Нашла в мире детства.

Так наша жизнь течет,

Подвластна Богу, Року,

Вновь увлекая , удивляя нас.

И мы живем стремлением к уроку,

В открытый мир вступая каждый раз…


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации