Эссе на тему «Педагогическое кредо»
Мое педагогическое кредо...
Размышляя над этим вопросом, я мысленно перелистываю страницы своей жизни. Кто я? Я – женщина, я – мама, я – учитель (эти понятия взаимосвязаны и вместо запятых хочется поставить знак равенства). Как много ролей исполняет человек в своей жизни. И порой трудно понять, кто ты сейчас, в данный момент. Ты играешь одну роль, а может, и все сразу? Все эти роли из своей жизни, я переношу в профессию, а возможно, в моей работе их ещё больше, чем в жизни. Ведь учитель – это и мама, и друг, и наставник, и психолог, и артист, и оратор, и врач. Мудрый писатель сказал: “Каждый из нас лишь человек, лишь попытка, лишь нечто, куда-то движущееся. Но двигаться он должен туда, где находится совершенство.” (Гессе)
Все важные вещи в мире сделаны из радости. И этот путь к совершенству мы проходим вместе с учениками, радуясь одинаково большим и маленьким победам. Но я точно знаю, что ситуация успеха не бывает случайной – её нужно уметь организовать.
Мой труд сродни труду строителя – из добра и справедливости я выращиваю душу учеников, из кирпичиков знаний складываю их разум, помогаю найти свои пути в жизни, свой гражданский долг. Я – учитель английского языка. Многим кажется, что моя задача лишь в том, чтобы научить всех “практическому общению на иностранном языке”, хотя и это поможет им в познании мира. В моем багаже и мудрость английской философии. Познавая себя, стремись стать лучше, интереснее.
Из английского языка в русский успешно перекочевало слово “креативность”. Креативность – это способность творить, создавать что-то новое и превносить в этот мир. Ведь окружающие нас события – это как набор красок на столе у художника, наша воля – кисть, а жизнь – холст. И только в наших силах раскрасить этот мир яркими красками. На уроках английского и в повседневном общении со своими учениками в качестве классного руководителя я стараюсь развить это качество, учу видеть вещи в новом ракурсе, искать необычные способы применения простых вещей. Урок английского языка в школе, пожалуй, один из самых сложных и самых интересных. Мы учимся думать, объясняться на другом языке, обсуждаем самые разные вопросы, спорим, высказываем свою точку зрения.
Без сомнения то, что пережито, «пропущено через себя» находит отклик в сердцах детей. И в профессии учителя, возможно, самое главное это то, что учитель испытал сам. Когда-то я прочитала фразу о настоящем учителе, которая мне запомнилась: “A really good teacher must know everything about his subject and something about everything” (По настоящему хороший учитель должен знать все о своем предмете и немного обо всем). Она запала мне в душу. Ведь знакомясь с детьми, вы не предполагаете, что они у вас спросят правило образования множественного числа имен существительных или что означает Present Simple. Естественно, они обратят внимание на вашу внешность, попросят представиться, рассказать о себе. Это своеобразный тест, с помощью которого дети выясняют для себя важные вещи, обдумывают, анализируют по-своему. Оставаясь с ними один на один в классе, я понимаю, сколько еще необходимо найти, прочитать, проанализировать. И начинается мучительный бесконечный поиск. Иногда изюминки, тонкости, придумки приходят в голову на уроке как будто из ниоткуда. Но я точно знаю, чего стоит даже один удачный урок. Самое интересное для меня – это обдумать, как построить урок, решить, в какой последовательности, что и как, делать на уроке, как организовать работу разных учащихся, какие виды работ провести на уроке. А так как я активно использую игровые методы обучения, то я прежде всего обдумываю, как игровая ситуация поможет мне раскрыть тему урока и прийти к намеченной цели. Я так горжусь и радуюсь, когда родители моих детей рассказывают мне, что только сейчас вместе с детьми, они начали учить английский язык. Необъятная радость и чувство гордости возникает, когда весь класс с большим желанием участвует в работе, когда горит огонёк в глазах, когда вскакивают и не могут удержаться от того, что они знают и хотят ответить, причем, не единицы, а большинство. Порой бывает от этого шумно, но учитель, как умелый режиссёр знает, когда это допустимо и даже необходимо, а когда пора остановиться, и умело регулирует это. Я так горжусь и радуюсь, когда дети, узнав новые слова, нужные им здесь и сейчас, на последующих уроках поражают меня своими знаниями. Я так горжусь и радуюсь, когда дети перестают бояться говорить, выходить к доске, общаться со мной и одноклассниками, когда они становятся дружнее после моих уроков, когда, выходя из класса, они всё ещё бессознательно повторяют слова английской песенки (напевая «под нос»), строчки стихотворения, фразы или отдельные слова
Думаю, что профессионализм и гениальность преподавателя заключаются в его учащихся, в их успешности, качестве знаний и умении применить эти знания, а также и в том, как пойдут они по жизни, насколько человечными, добрыми, отзывчивыми будут их мысли и деяния. Фундаментальной проблемой для меня сегодня являются отношения с учениками, родителями, коллегами, людьми, окружающими меня, чтобы та энергия, душа и теплота сердца, предназначенная детям, дала плоды.
Дополняя истину радостного общения, радостного свершения новых дел, я чувствую себя счастливым человеком, потому что я свое дело люблю. И чувствую, что должна и могу быть надежным спутником моих учеников на пути к совершенству.
Я как педагог, и мое педагогичкое кредо, будет еще изменяться, ведь каждый человек – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свой взгляд на мир и на место человека в этом мире.