Педагогическое кредо
Учащие и учащиеся, - прежде всего сотрудники.
Н.К. Рерих.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем.
Главными заповедями педагога я считаю:
• уважай в ученике человека, личность;
• постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования;
• передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Говорят, что где - то на планете живет фонарщик. Каждый вечер он поднимается по своей лестнице к небу и зажигает фонарики. Удивительно, но с каждым разом он становится все меньше и меньше! Так как зажигает, чиркая о свой волшебный ботинок. Странно – ботинок не стирается. А вот фонарщик с каждым днем больше уменьшается. Неприметный, маленький человечек каждый день отдает частичку себя. Такая у него работа.
Так кем же лучше быть?
Фонарщиком или учителем
Иль разных судеб повелителем?
Добро – мера человека. Делать добро, значит, повышать упорядоченность мироздания, создавать новое, величественное. Злодейство – это движение к хаосу, который погубит в конечном счете самого злодея. Делать добро для других – благо для нас самих. Удовольствие от осознания совершенного доброго дела греет и детские сердца.
Дети – люди будущего. Быть с ними, а не среди них – значит, приоткрыть дверцу в это самое будущее. Поэтому спешу поделиться со своими учениками всем, что знаю и умею, что волнует меня, стремлюсь узнать, что волнует их. А далее можно уже вместе идти дорогой открытий. Сотворчество познания и добрых дел с учениками – вот что радует меня в моей профессии. Поэтому учителю не бывает скучно. Дети – все-таки лучшие из людей, живущих на земле.
Перелистав известные тома,
Решила учить словами и делами.
Я знаю, моя помощь им нужна,
Ребятам с любопытными глазами.
Они порою знают больше нас –
Философы в тринадцать с половиной.
Мечтая, забывают все подчас,
Присев с свечой у теплого камина.
А если не решается вопрос –
Они спешат к тебе, ища подмоги,
Устраивают жизненный допрос,
Хоть я и Вы совсем не Боги.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то –
такая, у меня работа.
Твердо убеждена, что в школе должны работать люди неравнодушные к детям, те, которые могут стать для них примером.
Это сложно, да и не всегда получается. Ведь на уроке нужно не только провести опрос, объяснить и закрепить новый материал, но и создать благоприятный психологический климат, от которого зависит, как ученики работают, с каким настроением уйдут домой, что расскажут родителям дома.
Всегда оцениваю свой урок: сегодня – отличный, завтра – хороший, средний, плохой. Очень приятно, когда слышишь полное знание материала, когда слышишь грамотные, четкие ответы, когда чувствуешь, что ты интересна ребятам как учитель, как человек.
В школе всегда будет интересно, если мы этого захотим. Мне легко потому, что, к счастью, то, что волнует меня, волнует и моих учеников. Надеюсь, так будет всегда.
Школа – это социокультурный центр. Учитель - миссионер. Его миссия – организовать взаимодействие культуры и детей таким образом, что бы творчество и совершение добрых дел во благо людей и природы стали для них устойчивой потребностью, естественным состоянием на протяжении всей жизни. Учитель – это наставник, реализующий программу «отцовского» воспитания. Учитель – это ответственное лицо, выполняющее, согласно программе модернизации содержания и структуры образования, государственный и социальный заказ по воспитанию социально активной и способной к самоорганизации, созидательной деятельности и творческому поиску личности. И, наконец, традиционно учитель – это носитель особых свойств и качеств личности, ориентированной на преобразовательную деятельность и самосовершенствование.
Педагогика – это искусство воплощения в жизнь реального, а реально то, во что веришь с неистовой силой, всей душой. Значит, раздвинуть границы реальных возможностей ученика в этом мире – наша цель.
Думаю, что каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Здесь хочется привести высказывание русского писателя М. Горького: «Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер». Я уверена в том, что основой успешной деятельности педагога является уважение, знание и понимание своего ученика как «Другого».
Свою профессиональную деятельность я соотношу со следующими постулатами:
- уважай в ученике Человека, Личность (для меня это + конкретизация золотого правила древности - Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
- постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к умению, «умственный аппетит» у других);
- передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Каждый ребенок подобен маленькой звездочке, которая горит ярким, но еще не смелым огоньком. И именно от учителя во многом зависит будет ли гореть эта звездочка долго и ярко или же потухнет навсегда.
Поэтому, приходя в класс, я стараюсь не только передать детям заученные мною формулы и знания. Но и зажечь в них пламя, чтобы они не гасли. Как? С помощью огонька в своем сердце, с помощью тепла и любви к детям.
Я педагог начала третьего тысячелетия. И отправляясь в трудную, но восхитительную дорогу на встречу детской душе, я беру с собой ответственность древних греков, кропотливость, эрудицию средневековых схоластов, гуманизм педагогов ренессанса, бесконечную веру в человеческие возможности учителей нового времени. А главное вслед за подлинными педагогами разных эпох я стараюсь следовать одной простой истине: «…мы можем воспитывать либо Человека с большой буквы, либо человечишку. А для большой буквы нужна Большая Любовь. Настоящая педагогика начинается с любви и кончается там, где кончается любовь».
Закончить я хочу словами Шкловского: «Профессия больше похожа на любовь. А в любви каждый имеет то, что заслуживает …».