Зинкина Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования
ДДТ Багратионовского городского округа
ЭССЕ
Танцуют все!
Я – Зинкина Ирина Владимировна – педагог дополнительного образования… Я стою перед вами, мои коллеги, мои друзья, и думаю: могло ли быть иначе? Могла ли я им НЕ СТАТЬ? Наверное, нет!
Мой выбор жизненного пути, возможно, был предрешён тогда, когда моя мама учила меня первым танцевальным шагам, первым движениям и рассказывала мне про Галину Уланову, про «Щелкунчика», про «Лебединое озеро» – тогда я была совсем маленькой девочкой и меня эти рассказы восхищали.
Или, может быть, он был предрешён, когда я в двенадцать лет впервые попала в Большой театр и своими глазами увидела танец «Маленьких лебедей». Это было чудо! Сказка! Волшебство!
А, может быть, мою судьбу определили детские игры во дворе, когда я и соседские девочки, танцевали знаменитую «Летку-Еньку».
К подростковому возрасту я поняла – мало просто хотеть стать танцовщицей, надо получить образование, надо много учиться, надо стать хорошим специалистом. Поэтому я поступила в Калининградское областное культпросветучилище. Училась я хорошо, успех сопутствовал мне всегда, но моя карьера педагога дополнительного образования сложилась не сразу. Судьбе было угодно, чтобы я получила самый разнообразный жизненный опыт, прежде чем я стану педагогом.
И вот значимый для меня 2006 год – новая точка отсчёта в моей биографии. Я возглавила хореографический коллектив «Гармония» при Доме детского творчества г. Багратионовска. Десять лет пролетели, как один год.
Было всё – хорошее и плохое, радость и грусть, победы и поражения.
Но если подумать, было ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ, была ТОЛЬКО РАДОСТЬ, были ТОЛЬКО ПОБЕДЫ!
И не важно, что мои воспитанники не всегда занимали самые высокие места, не всегда получали самые большие награды – самое главное, что они НАУЧИЛИСЬ ТАНЦЕВАТЬ, что они ПОЛЮБИЛИ ТАНЕЦ.
Ещё на заре своей педагогической деятельности я интуитивно понимала, что главная цель хореографа – педагога дополнительного образования – не в том, чтобы воспитать как можно больше профессиональных танцоров. Главная цель – помочь ребёнку найти себя, научить его любить прекрасное, воспитать в нём творческую личность.
Сейчас, спустя десять лет кропотливой работы в Доме детского творчества маленького районного города с самыми обычными детьми, независимо от их природных способностей, я уверена – мои убеждения молодости были правильными. Только сейчас эти убеждения основаны не на моей интуиции, а на осознанном анализе ведущих педагогических идей и применении их в виде непреложных правил педагогической работы.
Самое главное правило – дополнительное образование должно быть в первую очередь развивающим и воспитывающим. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ САМОЦЕЛЬЮ! В основе этого постулата – гуманное отношение к детям. Увы, далеко не все дети имеют выдающиеся пластические и музыкальные способности. Но это не означает, что те, кто не соответствует высоким профессиональным требованиям, не имеют права на занятия хореографией.
Я живу и работаю в маленьком городе, где, наверное, в принципе невозможно производить набор детей в хореографическое объединение в соответствии с какими-то жёсткими критериями. Просто потому, что набор может не состояться. Ко мне приходят дети разной комплекции и разного роста: высокие и низенькие, худенькие и пухленькие, стройные и не очень, с хорошей пластикой и слегка неуклюжие.
И всех этих детей я люблю, всех этих детей я учу танцевать, со всеми этими детьми я участвую в концертах, конкурсах, фестивалях. Со всеми этими детьми я побеждаю. Или не побеждаю – бывает и такое. Но в каждом ребёнке я стараюсь воспитать любовь к музыке и танцам, умение преодолевать трудности и решать проблемы самостоятельно, соблюдать общественные и социальные правила и в то же время быть самим собой, то есть я стараюсь воспитать в своих воспитанниках в первую очередь гармоничную личность.
А чтобы занятия были в радость и при этом добиться результата, я, во-первых, стараюсь проводить свои занятия в игровой форме, ведь игра – это естественное состояние ребёнка. Игра позволяет снять эмоциональное напряжение, страх, неуверенность. Игра позволяет смоделировать проблемную ситуацию (например, выступление перед зрителями, когда ребёнок очень волнуется перед концертом) и благополучно разрешить её.
Во-вторых, я стараюсь быть в курсе всех проблем ребёнка – школьных, семейных. Это помогает адекватно выстроить систему занятий, не перенапрягая его, не нагружая чрезмерно. Я убеждена – форсировать нагрузку нельзя! Обучение должно быть здоровьесберегающим.
Ещё одно правило – правило демократии. Как я применяю его в своей работе? Для меня выслушать ребёнка – святое! Я всегда интересуюсь мнением своих воспитанников, я обсуждаю с ними дизайн будущих костюмов, музыкальные композиции, я спрашиваю, куда они хотели бы пойти или поехать (ведь моя работа педагога не ограничивается аудиторными занятиями – в летний период я со своими воспитанниками бываю и в музеях, и в парках, и на море). Я стараюсь быть для детей в первую очередь старшим товарищем, другом, партнёром и только потом – педагогом.
Конечно же, это очень трудно, поэтому мне помогает другое правило: правило сотрудничества, неформального общения, сотворчества педагога и воспитанников. Совместные чаепития к праздникам и дням рождения; капустники, летние походы, экскурсии и поездки; общение с родителями, бабушками и дедушками – всё это создаёт доверительную атмосферу в коллективе.
А чтобы всегда быть современной, конкурентоспособной, надо ко всему иметь творческий подход, надо быть в непрерывном поиске и проверке содержания, форм и методов обучения и воспитания. Поэтому я стараюсь быть в курсе всех новинок в своей сфере, читаю, «хожу» по интернету, общаюсь с коллегами, участвую в мастер-классах…
Всё это – мой рецепт успешной педагогической деятельности, моё педагогическое кредо, мои педагогические убеждения и правила.
Мои дорогие коллеги, мои дорогие друзья! Я стою перед вами – простой педагог дополнительного образования маленького районного Дома детского творчества. Я не могу сказать, что мои ученики станут известными хореографами, танцорами или артистами. Но мои воспитанники, я уверена, станут очень хорошими людьми – хорошими папами, хорошими мамами, хорошими поварами, строителями, рабочими, психологами, юристами… И самое главное – они всегда будут танцевать! И, надеюсь, – они приведут ко мне своих детей!
Я считаю, что моя педагогическая деятельность удалась,
потому что у меня
ТАНЦУЮТ ВСЕ!
Ведь танцевать – так же естественно, как дышать!
Спасибо за внимание!