Методическая разработка мероприятия «Перелетные и зимующие птицы»

6
0
Материал опубликован 11 October 2021 в группе


Цель занятия: учить дифференцировать представителей различных групп птиц.


Задачи занятия:


1) закрепить обобщающие понятия «перелётные» - «зимующие»;

2) уточнить знания учащихся о многообразии птиц и их значении для природы;

3) воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к птицам.



Ход занятия:



Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень интересная тема, которую мы предлагаем вам назвать самим. А для того, чтобы вы смогли это сделать, вам нужно отгадать загадку:

Снится ночью червяку

Чудо – юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это …(птица).


Учитель: Вы правы, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях.

Но мы не просто с вами вспомним и узнаем что-то новое, а сделаем это в виде игры.

Учитель: Для этого Вам нужно разбиться на 3 команды. Каждая команда выберет командира и придумает название. (Дети придумывают название и выбирают командира)

Итак, начнём. Я буду задавать вам вопросы, если вы знаете ответ, то поднимайте руку. За каждый правильный ответ команде будет начисляться 1 балл.

Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места?

(Перелётные птицы)

Учитель: Конечно, это перелётные птицы. Ваша команда получает 1 балл. Уже середина осени и многие из птиц улетели на юг, а как вы думаете, почему им приходится улетать в тёплые края?

(Потому что с наступлением холодов исчезают насекомые, и им нечего есть)

Учитель Команда «…» получает 1 балл, молодцы! А знали ли вы, что раньше люди не знали о том, что птицы могут быть перелётными. Они лишь замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы. Так как же удалось это сделать?

Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал, окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать где зимуют птицы.

А давайте проверим, каких перелётных птиц знаете вы, за каждый верный ответ вы получаете 1 балл. Я буду загадывать загадки, а вы – отгадывать.

1. Она под крышами живёт,
Гнездо своё из глины вьёт,
Целый день суетится,
На землю  не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовётся ?….
.(Ласточка)

Верно, это ласточка - одна из самых быстрых птиц. Форма тела идеально приспособлена для полета, крылья стрелообразные, а хвост вилочкой. Внешне ласточки похожи на стрижей.

Лапки у ласточек слабые, им трудно поддерживать тело. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Они все время в полете, а когда устают, садятся на ветки деревьев или на провода. Даже пьют ласточки налету, зачерпывая воду из реки клювом. Едят исключительно жуков, мух, комаров, слепней, цикад, кузнечиков, бабочек и паукообразных.

2. Всех перелетных птиц черней, 
Чистит пашню от червей, 
Взад-вперед по пашне вскачь, 
А зовётся птица... (
грач)

Вы угадали! Грач – стройная птица, её чёрное оперение сильнее отливает сними и фиолетовым. Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. А зимует на побережье Черного моря, в Средней Азии и Северной Африке. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомые. Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, способен поймать даже молодого зайчонка.

3. Кто в саду выводит трели
На рожке и на свирели?
Знать опять среди ветвей
Поселился...(
соловей!)

Верно, это соловей! Соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами. Перья у соловья с бурым оттенком, а хвост – рыжеватый. Обитают соловьи в Европе. Птица перелетная. Причем летят соловьиные стаи исключительно по ночам. Прилетев в родные места, они расселяются неподалёку от лесных рек и озёр, в густых зарослях ивняка или в кустах черёмухи и шиповника. Рацион питания соловья: жучки, червячки, бабочки, муравьи, а на десерт — ягоды.


4.Красный клюв
И пёстрый хвост –
Как красив поющий … 
(
Дрозд)

Правильно, это дрозд! Пожалуй, если какая птица и может сравниться по красоте пения с соловьем, то это дрозд. Окрас перьев весьма различается от вида к виду. Черный дрозд соответствует своему названию – его оперение имеет густой черный цвет. А вот певчий дрозд имеет шоколадно-коричневые тона в оперении. При этом брюшко и грудка у него светлого оттенка, с приметными крапинками. Осенью они лакомятся ягодами садовых и лесных культур. Черноплодная рябина, ягоды смородины, вишня, ирга, виноград — у дроздов отличный вкус! Насекомые, червячки, улитки тоже идут в ход.

Учитель: а каких перелётных птиц вы можете назвать ещё?

(Например, жаворонок, зяблик, кукушка, скворец, утка, лебедь, аист, стриж, журавль)

Вы отлично справились с нашим первым заданием! А теперь, чтобы немножко передохнуть, давайте проведём с вами небольшую зарядку! Для этого встаньте, пожалуйста, из-за своих парт.


ФИЗМИНУТКА


Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Наклоны взад-вперёд)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)


Учитель: Ребята, может вы хотели бы сыграть с нами в игру? (да) Тогда предлагаем вам выйти к нам.

Вам нужно представить, что вы птицы. Но не простые, а сказочные. Я вам буду называть текст, а вы выполняйте движения в соответствии с текстом под музыку, хорошо?

Звучит музыка, и дети выполняют движения.

Вот на ветках посмотри, сказочные птицы

( руку ко лбу "смотрим вдаль", меняя руки)

Распустили перышки, греются на солнышке.

(пальцы и взмахи руками)

Головою вертят, улететь хотят

(поворот головы вправо, влево)

Улетели, полетели, полетели за метелью.

(взмахи руками имитация полёта )

Улетели птицы (сели за свои парты)

Вы большие молодцы, вы так хорошо показали птичек, что мы решили вознаградить каждую вашу команду дополнительным баллом!

Итак, ребята, мы вспомнили с вами перелётных птиц. А какие птицы наоборот остаются с нами, им не страшен даже мороз. Как называются такими птицы?

(Зимующие)

Верно, их называют зимующими. Сейчас мы с вами познакомимся лишь с малой частью этой подгруппы птиц.

Мы расскажем вам о каждой из них, ваша задача – отгадать птичку по описанию.

Итак, слушайте внимательно! Это небольшая птица, ее тело размером с две ладони, имеет вытянутую форму. Некоторые их перья имеют золотистый, или зеленый оттенок. Как украшение их окраса - красная шапочка на голове или румяные щечки. Клюв продолговатый, острый и прочный для того, чтобы пробивать кору дерева, чтобы найти домики насекомых. У них очень длинный язык, а всё для того чтобы можно было достать насекомых. Проживают в лесах, на деревьях. Поедают муравьев, жучков, гусениц, бабочек и различные личинки.

(Дятел)

Отлично, вы оказались правы, вы получаете 1 балл. Удастся ли вам отгадать следующего пернатого? Это птица небольшого размера, встречаются повсюду, живёт рядом с человеком. Зачастую по земле передвигается скачками, людей не боится. Внешний вид — самый обычный, верх головы серый, горло и верхняя часть груди черные, с пестринками. Плавать, бегать по земле, петь они не умеют, зато очень неплохо летают, а ещё и мило чирикают. Все внешние чувства у них высоко развиты: отличное зрение, слух и осязание очень тонки. Они уничтожают в день не по одной сотне вредных мушек, комаров, бабочек, жуков, гусениц.

(Воробей)

Какие вы молодцы! Следующая птица - хитрая, ловкая и находчивая! Это крупная птица не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое. С наступлением весны многие из них начинают собираться в путь-дорогу. Они улетают из города в рощи и леса и там на деревьях, в густых кустарниках строят большие гнезда. Они часто разоряют гнезда других птиц. Могут унести беспомощных птенцов или своровать оставленные без присмотра яйца. Это всеядные птицы, которые могут питаться рыбой, насекомыми и даже отходами.

(Ворона)

Вы снова угадали. У нас осталась последняя птица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью: брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким конусообразным клювом. Бегать по земле не умеют, зато, подобно воробьям, умеют скакать. Питаются насекомыми: стрекоз, пчёл, ос, муравьёв, пауков и т.д.

(Синица)

Вы угадали, это синица! А какие еще птицы являются зимующими? (Например: чиж, сорока, сова, голубь, филин)

Вы все большие молодцы! Давайте немного поиграем. Встаньте из-за своих парт и слушайте внимательно! Если вы услышите название перелётной птицы – хлопайте в ладоши, если зимующей – топайте ногами, а если это вообще не птица – хлопайте и топайте одновременно!

Голубь, ласточка, утюг, муха, ворона, сова.

Воробей, кот, муравей, дрозд, грач, синица.

Крокодил, вертолёт, стриж, соловей, самолёт, компьютер.

Сорока, окно, солнце, филин, сокол, гусь.


А теперь скажите, ребята, чем полезны птицы?

(Они поедают насекомых-вредителей)

Вы правы, они помогают нам, съедая насекомых. А помогают ли им люди?

(Да) А как? (Строят кормушки, подкармливают)

А строите ли вы кормушки? (Да) А из чего их можно смастерить? (Например: коробка(из-под сока), пластиковая бутылка(из-под молока), из дощечек)

Вы все огромные умницы, очень много знаете!


А давайте напоследок с вами проверим всё, что мы с вами повторили и узнали на нашем занятии? Для этого я снова предлагаю вам выйти к нам и встать в хоровод.

У меня есть вот такая мягкая игрушка, которая будет задавать вам вопросы, а вы должны быстро ей ответить!

(Дети встают в хоровод, на фоне играет весёлая музыка, детям бросается в руки игрушка, задаются вопросы)


Возможные вопросы, которые задаются детям в разном порядке:


Кто такие перелётные птицы?

Кто такие зимующие птицы?

Назовите перелётную птицу.

Назовите зимующую птицу.

Чем питаются птицы?

Правда, что перелётные птицы улетают в холодные края весной? Почему нет?

Как люди могут помочь птицам зимой?

Как птицы помогают людям?

А как люди узнали о существовании перелётных птиц?

Называется птица, детям нужно определить: перелётная она или зимующая

(Например: Ласточка – перелётная, ворона – зимующая и т.д.)

После игры дети возвращаются за парты.


Итог занятия:


Ребята, сегодня мы с вами поговорили о перелётных и зимующих птицах и проверили вши знания о них. Как вы помните, мы разделились на команды, у команды «…» больше всего баллов заработано, но я считаю, что каждая из команд проявила активное участие в нашем уроке и поэтому заслуживает 1 место! А это значит, что победила дружба! Вы все большие молодцы! За вашу работу я награждаю вас вот такими дипломами!

Всем спасибо за работу на занятии, на этом всё! До свидания!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.