Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему «Зимующие и перелетные птицы»
Дата: 19 февраля 2019 год
Предмет: Окружающий мир
Тема: Зимующие и перелетные птицы.
Тип урока: урок систематизации знаний (общей методологической направленности).
Цель: создать условия для формирования представления обучающихся о зимующих и перелетных птицах.
Задачи:
1) образовательные: расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц; познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; закрепить знаний обучающихся о птицах п процессе выполнения упражнений и заданий.
2) коррекционно-развивающие: развитие умения делать простейшие выводы и обобщения, умения устанавливать причинно-следственные связи, развитие связной монологической речи, обогащение активного словаря, развитие памяти, внимания, мышления на основе упражнений.
3) воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы; бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать по карточкам самостоятельно, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные: отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого обучающегося – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Учебно-методический комплекс: презентация по теме урока, картинки с птицами, тексты на карточках, чучело птиц, слова на карточках.
Основные понятия: перелетные и зимующие птицы.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.
Организационная структура урока
Технология проведения урока (этапы) | Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся | Используемые методы, формы, приемы | ||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (7 мин) Цели: - психологический настрой обучающихся на урок, проверка готовности к уроку; повторить правила поведения на уроке; - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
| 1. Эмоциональный настрой. Наш урок - урок секретов. Сто вопросов – сто ответов. Отвечай по одному и научишься всему! 2. Рапорт дежурного. 3. Проверка готовности к уроку. Повторение правил поведения на уроке. Парта-это не кровать, И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно, И веди себя достойно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать, А помочь захочешь другу- Подними спокойно руку. 4. Психологический настрой. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Отгадайте загадки. На юг уж птицы улетели, Снег чернеет на полянке, -О каких временах года говорится в этих загадках? -По каким признакам догадались? - Какое время года у нас наступит совсем скоро? -Какие ещё признаки весны вы знаете? (ответы учащихся) 2. Дыхательная гимнастика -Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем много говорить. Давайте подготовимся к этому и выполним дыхательную гимнастику. Давайте попробуем изобразить звуки леса. Шелест листьев: ш – ш – ш – ш – ш – ш Пение птиц: Кукушка: ку – ку – ку – ку – ку Синичка: фью – фью – фью – фью – фью Сова: У-у-у-у Ворона: Кар-кар-кар-кар У каждого из вас на партах лежат «заборчики». Возьмите каждый свой заборчик в руку, и подуйте на него. Старайтесь дуть так, чтобы струя воздуха попала прямо на листик, и вы увидите. Что изображено под ним. 3. Самоопределение к деятельности. - Ребята, а сейчас отгадаем загадку, которая подскажет нам тему нашего урока. Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины. Попугаи и синицы: Одним словом это-...... - Да, тема нашего урока сегодня " Зимующие и перелётные птицы" (На доске магнитами тему урока прикрепляю) Сегодня мы будем учиться наблюдать, сравнивать, делать выводы. Вспомним, кто такие птицы. К каким экологическим группам они относятся. Будем называть основные признаки птиц. Но сначала поиграем, игра наша называется "Угадай-ка, что за птица?"
– Посмотрите, сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.) – Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (перелетные и зимующие.) |
Рапорт дежурного
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Работать с информацией, представленной в форме загадок.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнение дыхательной гимнастики после инструктажа учителя
Работа с «заборчиками» Обучающиеся отвечают на вопросы
Прослушивание и отгадывание загадки
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Просмотр птиц и прослушивание голосов птиц
Зимующие и перелетные | Индивидуальная, фронтальная | ||||||
II. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цели: - организовать актуализацию знаний учащихся по теме; - выявить индивидуальные затруднения у обучающихся по теме.
| 1. Сообщение темы и цели урока. -Тема нашего урока: «Перелетные и зимующие птицы». 2. Введение в тему урока. - А каких птиц называют перелётными? (Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными) – Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (Ответы детей.) – Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. -Каких птиц называют зимующими? (Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.) 3. Физкультминутка. - Вы, наверное устали? Ну тогда все дружно встали. Руки подняли и помахали- Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В стороны руки Плавно руками помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут ,покажем- Крылья мы сложим назад.
|
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его
Выполнение упражнений с проговариванием про себя | Индивидуальная, фронтальная | ||||||
III. Закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин) Цели: - организовать закрепление знаний учащихся по теме; - организовать выполнение упражнений с проговариванием во внешней речи; - организация самостоятельной работы учащихся | 4. Работа по теме урока. Ребята, мы с вами не только увидели птиц, но и прослушали их голоса. Давайте теперь рассмотрим строение птицы на примере грача. 1)Работа с чучелом птицы. - Назовите основные части тела. (Голова, шея, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги.) -Чем покрыто тело птиц? (Перьями)
2)Самостоятельная работа: Задание - собери птичку: У вас на партах есть конверты, а в них мозаика. Соберите каждый свою птицу, и назови её, скажите, что вы знаете об этой птице. Составьте рассказ о птичке по схеме.
Цвет. (Какого цвета оперенье птицы?) Части. (Назови части ее тела.) Дупло. (Где она обитает?) Ягоды, семена. (Чем птица питается?) Птенец. (Назови ее птенца.) Человек, кормушка. (Как люди помогают птицам зимой?)
- Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей, культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей). -В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь. -Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей) ПРАВИЛА: 5. Физминутка Стая птиц летит на юг, |
Решение учебной задачи, обсуждение
Работать с информацией, представленной на экране.
Работать с мозаикой
Составление рассказа о птичке по опорной таблице
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его
Выполнение физкультминутки с проговариванием | Фронтальный Индивидуальный Самостоятельная работа | ||||||
IV. Включение изученного в систему знаний. Цель: - организовать включение изученного материала в систему знаний путем выполнения упражнений и заданий. | 1. Фронтальная работа. Подумайте, о ком можно так сказать: Серая, умная, громкоголосая – Шустрая, белобокая, длиннохвостая – Длинноклювый, пестрый, красноголовый – Маленький, красногрудый, черноголовый – Маленькие, шумные, коричневые – Желтогрудая, белощекая, тонкоголосая – 2. Упражнение «Скажи наоборот»
-А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах. ПРИМЕТЫ: ·Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза. -Ворона сидит утром на верхушках дерева и каркает к вьюге. -Вороны в небе устроили хороводы – к снегопаду. 3. Индивидуальная и дифференцированная работа по карточкам. №1. Закрась синий кружок возле тех птиц, которые улетают в теплые края.
4. Игра «Исключи лишнее» (Какая птица лишняя, объясни, почему) Давайте поиграем: -Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно похлопать. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи. Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов
Самостоятельная работа на карточках Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов
Оценивать правильность выполнения заданий. |
| ||||||
V. Рефлексия учебной деятельности. Цель: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | 1. Подведение итога. -Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня мы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим: -Как называют птиц, которые не улетают на юг? -Почему их так называют? -Каких зимующих птиц вы запомнили? -Какая птица вам очень понравилась? Почему? -Как называют птиц, улетающих в тёплые края? -Каких перелётных птиц вы запомнили? Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы как старшие должны беречь и охранять. 2. Оценивание работы учащихся. 3. Рефлексия учебной деятельности. У вас на столах лежат тучка и солнышко, если урок вам понравился и вы узнали много нового для себя, то поднимите солнышко, если что-то у вас не получилось, то поднимите тучку. 4. Просмотр видеоролика «Зимующие и перелетные птицы» 5. Домашнее задание. 1 группа – нарисовать зимующую птицу и подписать ее название. 2 группа – нарисовать птицу и подписать зимующая она или перелетная. 3 группа – чтение рассказа о птицах в книгах для внеклассного чтения. |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его
Дети самостоятельно делают вывод
Самооценка работы на уроке
|
|