Перспективная модель КИМ ЕГЭ по обществознанию
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
ЕГЭ по обществознанию (перспективная модель): содержание, требования и критерии оценивания
План: 1. Что такое ЕГЭ? 2. Структура ЕГЭ по обществознанию: - содержание; - требования; - критерии оценивания
ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — форма государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта
Структура ЕГЭ по обществознанию
Выбирая обществознание, нужно понимать, что данная дисциплина включает в себя несколько самостоятельных наук: - социологию; - философию; - правоведение; - политологию; - экономику
Задания ЕГЭ по обществознанию разбиты на 5 разделов: 1. Человек и общество 2. Экономика 3. Социальные отношения 4. Политика 5. Право Каждый из представленных разделов включает ряд тем, которые должен знать выпускник для того, чтобы успешно сдать экзамен!
1. Раздел. Человек и общество 1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 1.2 Мировоззрение, его виды и формы 1.3 Виды знаний 1.4 Понятие истины, её критерии 1.5 Мышление и деятельность 1.6 Потребности и интересы 1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность 1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы 1.9 Основные институты общества 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 1.12 Образование, его значение для личности и общества 1.13 Религия 1.14 Искусство 1.15 Мораль 1.16 Понятие общественного прогресса 1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ) 1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
2. Раздел. Экономика 2.1 Экономика и экономическая наука 2.2 Факторы производства и факторные доходы 2.3 Экономические системы 2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение 2.5 Постоянные и переменные затраты 2.6 Финансовые институты. Банковская система 2.7 Основные источники финансирования бизнеса 2.8 Ценные бумаги 2.9 Рынок труда. Безработица 2.10 Виды, причины и последствия инфляции 2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП 2.12 Роль государства в экономике 2.13 Налоги 2.14 Государственный бюджет 2.15 Мировая экономика 2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
3. Раздел. Социальные отношения 3.1 Социальная стратификация и мобильность 3.2 Социальные группы 3.3 Молодёжь как социальная группа 3.4 Этнические общности 3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения 3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации 3.7 Социальный конфликт 3.8 Виды социальных норм 3.9 Социальный контроль 3.10 Семья и брак 3.11 Отклоняющееся поведение и его типы 3.12 Социальная роль 3.13 Социализация индивида
4. Раздел. Политика 4.1 Понятие власти 4.2 Государство, его функции 4.3 Политическая система 4.4 Типология политических режимов 4.5 Демократия, её основные ценности и признаки 4.6 Гражданское общество и государство 4.7 Политическая элита 4.8 Политические партии и движения 4.9 Средства массовой информации в политической системе 4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации 4.11 Политический процесс 4.12 Политическое участие 4.13 Политическое лидерство 4.14 Органы государственной власти Российской Федерации 4.15 Федеративное устройство Российской Федерации
5. Раздел. Право 5.1 Право в системе социальных норм 5.2 Система российского права. Законотворческий процесс 5.3 Понятие и виды юридической ответственности 5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации 5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах 5.6 Субъекты гражданского права 5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности 5.8 Имущественные и неимущественные права 5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора 5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака 5.11 Особенности административной юрисдикции 5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты 5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) 5.14 Споры, порядок их рассмотрения 5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса 5.16 Особенности уголовного процесса 5.17 Гражданство Российской Федерации 5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба 5.19 Права и обязанности налогоплательщика 5.20 Правоохранительные органы. Судебная система
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, проверяемые заданиями экзаменационной работы
Проверяемые умения и способы действий выпускников (предметные результаты по ФГОС): - сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов - владение базовым понятийным аппаратом социальных наук - владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов - сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире
Проверяемые умения и способы действий выпускников (предметные результаты по ФГОС): - сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов - владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений - сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития
Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от заданий базового уровня, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как: - распознавание, - воспроизведение, - извлечение, - классификация, - систематизация, - сравнение, - конкретизация, - применение знаний (по образцу или в новом контексте); - объяснение; - аргументация; - оценка и др.
Структура КИМ ЕГЭ (перспективная модель) Работа включает в себя 23 задания: 14 заданий с кратким ответом и 9 заданий с развёрнутым ответом Тип заданий Количество заданий Максимальный первичный балл 1. С кратким ответом 14 27 (47,4%) 2. С развернутым ответом 9 30 (52,6%) Итого 23 57 (100%) По уровням сложности задания КИМ делятся на: - базовые (их количество 7), максимальный первичный балл – 13 (22,8%); - повышенные (их количество 10), максимальный первичный балл – 20 (35,1%); - высокие (их количество 6), максимальный первичный балл – 24 (42,1%) Максимальный первичный балл – 57 Общее время выполнения работы – 3 ч. 55 мин.
Название раздела Номер задания «Человек и общество, познание и духовная культура» 5-7 «Экономика» 8-11 «Социальная отношения» и «Политика» 12-15 «Право» 16-20 (16 задание проверяет знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; 17 задание – организацию государственной власти в РФ; 18–20 задания – знание отраслей права (гражданского, семейного, трудового, уголовного, административного, отраслей процессуального права, а также налогового законодательства) На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения 1–4, 21–23 (21 задание – задача по правому блоку с развёрнутым ответом; 22 задание проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте; 23 задание требует составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса, а также привлечения изученных теоретических положений общественных наук для раскрытия одного из пунктов плана, самостоятельного формулирования и конкретизации примерами своих рассуждений, выводов)
14 заданий с кратким ответом 9 заданий с развернутым ответом Ответ даётся в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов Ответ самостоятельно формулируется и записывается экзаменуемым в развёрнутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев. 5–7, 9–11, 13–20 1–4, 8, 12, 21–23
Задания ЕГЭ по обществознанию разбиты на 5 разделов: 1. Человек и общество 2. Экономика 3. Социальные отношения 4. Политика 5. Право
Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, проверяемым видам умений и способам деятельности Каждое задание проверяет несколько предметных результатов Задания 1 – 23 проверяют сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов
Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, проверяемым видам умений и способам деятельности Задания 1–4, 8 и 12 проверяют сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различных типов для реконструкции недостающих звеньев в целях объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов
Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, проверяемым видам умений и способам деятельности Задания 1–4 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста. Задание 1 направлено преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Задание 2 проверяет владение базовым понятийным аппаратом социальных наук (умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте). Задание 3 нацелено на конкретизацию примерами текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания. Задание 4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой
Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, проверяемым видам умений и способам деятельности Задание 8 – задание на анализ графика спроса/предложения. Задание 12 проверяет сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов (анализ статистической информации)
Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, проверяемым видам умений и способам деятельности Задания 5, 9, 13, 16, 17,19 и 22 проверяют владение базовым понятийным аппаратом социальных наук. Задания 6, 10, 14, 18 и 23 – владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов. Задания 7, 11, 15, 20 и 21 – владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений
Система оценивания Правильное выполнение задания 17 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное выполнение заданий 1-2, 5–7, 9–16, 18–20 оценивается 2 баллами. Выполнение этих заданий оцениваются следующим образом: - полное правильное выполнение задания – 2 балла; - выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) (комбинация цифр отличается от правильного ответа на одну цифру) – 1 балл; - неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе на задания 5, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 20 может быть любым. Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 3 до 7 баллов. За полное правильное выполнение заданий 3, 4, 8 выставляется по 3 балла; заданий 21 и 22 – по 4 балла; задания 23 – 7 баллов. Проверка выполнения заданий части 2 проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев. Максимальный первичный балл – 57.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 7 баллов Задание 7 Задания: 1 2 5 6 7 9 10 11 12 13 14 15 16 18 19 20 Задания: 3 4 8 Задания: 21 22 Задание 23
Спасибо за внимание!
Похожие публикации