12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1006
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс
Материал размещён в группе «Литература ЕГЭ»

Аннотация

Типовые тестовые задания по литературе содержат 10 вариантов заданий I части (анализ эпического или драматического произведения), составленных в соответствии с требованиями Единого государственного экзамена. Материал предназначен учителям-словесникам для подготовки учащихся к экзамену в формате ЕГЭ.

Автор-составитель – Валеева Ф.Р. учитель русского языка и литературы

Вариант № 1

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните

задания 1 - 7

Кулигин, Борис и Шапкин

Кулигин. Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить.

Борис. Уж какая охота, Кулигин! Неволя.

Кулигин. Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить. Коли можно, сударь, так скажите нам.

Борис. Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну?

Кулигин. Ну, как не знать!

Борис. Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось.

Кулигин. Еще бы не дико! Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь.

Борис. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием.

Кулигин. С каким же, сударь?

Борис. Если мы будем к нему почтительны.

Кулигин. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.

Борис. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.

Кудряш. Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, не́што кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?

Борис. Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Чрез это я своих обидеть должен!»

Кулигин. Значит, сударь, плохо ваше дело.

Борис. Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была, и представить страшно.

Кудряш. Уж само собой. Нешто они обращение понимают?

Кулигин. Как же вы у него живете, сударь, на каком положении?

Борис. Да ни на каком: «Живи, говорит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу». То есть через год разочтет, как ему будет угодно.

Кудряш. У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, говорит, почем знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать! А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.

Кулигин. Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь.

Борис. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне!

Кудряш. Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.

Борис. Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!»

Кудряш. Да нешто убережешься! Попал на базар, вот и конец! Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет. А потом и пошел на весь день.

Шапкин. Одно слово: воин!

Кудряш. Еще какой воин-то!

Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!

Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил!

Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.

Кулигин. Что это? Никак, народ от вечерни тронулся?

Проходят несколько лиц в глубине сцены

Кудряш. Пойдем, Шапкин, в разгул! Что тут стоять-то?

Кланяются и уходят

Борис. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак.

Кулигин. И не привыкнете никогда, сударь.

Укажите название статьи Н.А.Добролюбова, написанной на пьесу А.Н.Островского «Гроза».

____________________________________________________________

Кулигин, обращаясь к Борису, спрашивает: «Охота вам жить у него да брань переносить». Укажите фамилию героя, о котором идет речь.

______________________________________________________________

Кого из персонажей пьесы (и данного фрагмента) автор характеризует как «молодого человека, порядочно образованного»?

____________________________________________________________

Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?

____________________________________________________________

В данном фрагменте присутствуют авторские пояснения: «Проходят несколько лиц в глубине сцены», « Кланяются и уходят». Как называется авторское пояснение, предваряющее или поясняющее ход действия в пьесе?

__________________________________________________________________

Анфиса Михайловна, бабушка Бориса, не принимает участия в действии, о ней только рассказывает Борис. Как называется такой персонаж в драматическом произведении?

_________________________________________________________________

Назовите художественный тип, который стал открытием А.Н.Островского в драме «Гроза» и к которому принадлежат такие персонажи, как Дикой и Кабаниха?

________________________________________________________________________

Выполняя задания 8- –9 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.

8. Почему нравы города Калинова Кулигин называет «жестокими»?

9. Название пьесы символично. Как вы поняли смысл названия произведения? Какие произведения русской литературы имеют символическое название?

Вариант № 2

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните

задания 1 - 7

К такому роду принадлежал описанный нами молодой человек … застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя. С тайным трепетом спешил он за своим предметом, так сильно его поразившим, и, казалось, дивился сам своей дерзости. Незнакомое существо, к которому так прильнули его глаза, мысли и чувства, вдруг поворотило голову и взглянуло на него. Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенен был прекрасными, как агат, волосами. Они вились, эти чудные локоны, и часть их, падая из-под шляпки, касалась щеки, тронутой тонким свежим румянцем, проступившим от вечернего холода. Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грез… Она взглянула на него, и при этом взгляде затрепетало его сердце; она взглянула сурово, чувство негодования проступило у ней на лице при виде такого наглого преследования; но на этом прекрасном лице и самый гнев был обворожителен. Постигнутый стыдом и робостью, он остановился, потупив глаза; но как утерять это божество и не узнать даже той святыни, где оно опустилось гостить? Такие мысли пришли в голову молодому мечтателю, и он решился преследовать. Но, чтобы не дать этого заметить, он отдалился на дальнее расстояние, беспечно глядел по сторонам и рассматривал вывески, а между тем не упускал из виду ни одного шага незнакомки. Проходящие реже начали мелькать, улица становилась тише; красавица оглянулась, и ему показалось, как будто легкая улыбка сверкнула на губах ее. Он весь задрожал и не верил своим глазам. Нет, это фонарь обманчивым светом своим выразил на лице ее подобие улыбки; нет, это собственные мечты смеются над ним. Но дыхание занялось в его груди, все в нем обратилось в неопределенный трепет, все чувства его горели, и все перед ним окинулось каким-то туманом. Тротуар несся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз … И все это произвел один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он несся по легким следам прекрасных ножек, стараясь сам умерить быстроту своего шага, летевшего под такт сердца. Иногда овладевало им сомнение: точно ли выражение лица ее было так благосклонно … Он даже не заметил, как вдруг возвысился перед ним четырехэтажный дом, все четыре ряда окон, светившиеся огнем, глянули на него разом. Он видел, как незнакомка летела по лестнице, оглянулась, положила на губы палец и дала знак следовать за собой. Колени его дрожали; чувства, мысли горели; молния радости нестерпимым острием вонзилась в его сердце. Нет, это уже не мечта! Боже! столько счастия в один миг! такая чудесная жизнь в двух минутах! Но не во сне ли это все?

Н.В.Гоголь «Невский проспект»

1 К какому роду литературы принадлежит произведение «Невский проспект»?

__________________________________________________________________

2 Назовите героя, о котором идет речь в данном отрывке.

_________________________________________________________________

3 «Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенен был прекрасными, как агат, волосами…» Как в литературоведении называется описание внешности героя?

________________________________________________________________

4 Укажите название художественного приема, с помощью которого автор передает читателям ощущение нарастающего волнения героя: «Не слыша, не видя, не внимая, он несся …»

___________________________________________________________________

5 «чувства, мысли горели; молния радости нестерпимым острием вонзилась в его сердце» - какое средство иносказательной выразительности использует автор?

6 Как называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением предмета или явления: «обманчивый свет», «божественные черты»?

__________________________________________________________________

7.Укажите название термина, которым называют специальную фигуру речи, применяемую автором для усиления эмоционального воздействия: «Нет, это уже не мечта! Боже! столько счастия в один миг! такая чудесная жизнь в двух минутах!»

__________________________________________________________________

Выполняя задания 8–9 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.

8. Как в этом фрагменте отражена тема обманчивости внешнего блеска Петербурга?

9. Какую функцию выполняют сны в произведении Н.В.Гоголя «Невский проспект»? В каких произведениях русской литературы писатели также обращались к композиционному приему сна?

Вариант № 4

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните

задания 1 - 7

XV

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Погибнешь, милая; но прежде

Ты в ослепительной надежде

Блаженство темное зовешь,

Ты негу жизни узнаешь,

Ты пьешь волшебный яд желаний,

Тебя преследуют мечты:

Везде воображаешь ты

Приюты счастливых свиданий;

Везде, везде перед тобой

Твой искуситель роковой.

XVI

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идет она грустить,

И вдруг недвижны очи клонит,

И лень ей далее ступить.

Приподнялася грудь, ланиты

Мгновенным пламенем покрыты,

Дыханье замерло в устах,

И в слухе шум, и блеск в очах...

Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальный свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

Татьяна в темноте не спит

И тихо с няней говорит:

XVII

«Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне».

Что, Таня, что с тобой?

—«Мне скучно,

Поговорим о старине».

О чем же, Таня? Я, бывало,

Хранила в памяти не мало

Старинных былей, небылиц

Про злых духов и про девиц;

А нынче все мне темно, Таня:

Что знала, то забыла.

Да, Пришла худая череда!

Зашибло...

— «Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

1.К какому жанру литературы относится данный фрагмент?

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------__

2.Как называется фрагмент повествования, в котором автор, отклоняясь от сюжета, дает комментарий происходящему?

_________________________________________________________________

3.«Модный тиран», «искуситель роковой» - о ком эти строки, укажите имя и фамилию героя.

__________________________________________________________________

4.Какой стилистический прием становится важным средством в передаче настроения героини: «И в сад идет она грустить, И вдруг недвижны очи клонит, И лень ей далее ступить»?

___________________________________________________________

5.В речи няни присутствуют слова: нынче, худая череда, зашибло. Как называют подобные слова?___________________________________________________________

6.Во фрагменте герои обмениваются репликами. Как называется такая форма речи?

____________________________________________________________________________

7.Назовите фамилию героини в данном отрывке.

______________________________________________________________________

Выполняя задания 8 –9 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.

8. Почему Татьяна отвергла Онегина, несмотря на то, что продолжала его любить?

9. Няня – духовно близкий Татьяне человек. В каких еще произведениях русской классики отражены взаимоотношения господ и слуг; чем они перекликаются с указанным произведением?

Вариант № 5

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните

задания 1 - 7

Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит:

— Это кабинет? Это спальня? А тут что?

И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот.

У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. — «Куда это Ионыч едет?» или: «Не пригласить ли на консилиум Ионыча?»

Вероятно оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом:

— Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!

Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

За всё время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает. Ему прислуживает лакей Иван, самый старый и почтенный, подают ему лафит № 17, и уже все — и старшины клуба, и повар, и лакей — знают, что он любит и чего не любит, стараются изо всех сил угодить ему, а то, чего доброго, рассердится вдруг и станет стучать палкой об пол.

Ужиная, он изредка оборачивается и вмешивается в какой-нибудь разговор:

— Это вы про что? А? Кого?

И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает:

— Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?

Вот и всё, что можно сказать про него.

А.П.Чехов «Ионыч»

1 «В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем». Назовите полное имя героя.

__________________________________________________________________

2 При описании внешности героя А.П.Чехов обращает внимание на значащие подробности:

«еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову». Как в литературоведении называются такие подробности?

___________________________________________________________________

3 Как в литературоведении называется описание внешности героя?

___________________________________________________________________

4 Какое средство изобразительности использует автор при описании: «Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах…»?

_____________________________________________________________________

5 Приведенный фрагмент представляет собой завершение рассказа. Как называется этот элемент сюжета литературного произведения?

_____________________________________________________________________

6 «За всё время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью». Назовите имя и фамилию героини.

___________________________________________________________________________

7.Как называется средство художественной изобразительности, которое использует автор при описании героя: «У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть»?

___________________________________________________________________

 

Выполняя задания 8-9, дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

 

 

8.Почему в первой части рассказа «Ионыч» А.П.Чехов называет своего героя доктор Старцев, а во второй части только по отчеству?

9. С какими рассказами А.П.Чехова тематически перекликается «Ионыч»? Ответ обоснуйте.

Вариант № 6

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните

задания 1-7

На другой день Червяков надел новый вицмундир, постригся и пошел к Бризжалову объяснить... Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.

— Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше — ство, — начал докладывать экзекутор, — я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв...

— Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю.

«Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню...»

Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

— Ваше — ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше — ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

— Да вы просто смеетесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью.

«Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

— Я вчера приходил беспокоить ваше — ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с..., а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...

— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.

— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.

А.П.Чехов «Смерть чиновника»

1 К какому роду литературы принадлежит произведение «Смерть чиновника»?

_______________________________________________________________

2 К какому литературному типу принадлежит главный герой рассказа Червяков?

______________________________________________________________

3 Герои приведенного фрагмента обмениваются репликами. Как называется такой способ организации художественной речи?

4 При описании смерти Червякова А.П.Чехов обращает внимание на такую значащую подробность: он помер, « не снимая вицмундира». Как в литературоведении называются такие подробности?

________________________________________________________________________

5 Как называется способ авторской оценки изображаемого, в котором выражается насмешливое отношение к предмету (например, отношение к раболепству Червякова, назойливо извиняющегося перед генералом)?

______________________________________________________________________

6 «Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!» Как в литературоведении называется прием, помогающий передать мысли героя?

______________________________________________________________________

7.Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера?

_____________________________________________________________________

Выполняя задания 8-9, дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

8. В чем смысл названия рассказа «Смерть чиновника»?

9.В рассказе «Смерть чиновника» переосмыслена традиционная тема русской классической литературы. О какой теме идет речь, в чем состоит переосмысление? Назовите предшественников Чехова, обращавшихся к данной теме.

Вариант № 7

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и

выполните задания 1-7

Из рейса, бывало, вернешься в город - понятно, первым делом в чайную: перехватить чего-нибудь, ну, конечно, и сто грамм выпить с устатка. К этому вредному делу, надо сказать, я уже пристрастился как следует... И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день - опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидать. Около чайной он и кормился - кто что даст. На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: "Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем". Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: "А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?" И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю. Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. Его ли это дело? Опрашиваю:"Где же твой отец, Ваня?" Шепчет: "Погиб на фронте".

- "А мама?"

- "Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали".

- "А откуда вы ехали?"

- "Не знаю,не помню..."

- "И никого у тебя тут родных нету?"

- "Никого".

- "Где же ты ночуешь?"

- "А где придется".

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети". И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю:"Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?" Он и спросил, как выдохнул: "Кто?" Я ему и говорю так же тихо: "Я - твой отец".

Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: "Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!" Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся... Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет все же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошел, - побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой все жмется ко мне изо всех силенок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было.

М.А.Шолохов «Судьба человека»

1 Укажите жанр произведение М.А.Шолохова «Судьба человека»?

_________________________________________________________

2 Как называются слова, которые автор включает в речь героя для передачи его индивидуальности: «идем враздробь», «чухаться», «в кабинке глушно», «с устатка».

____________________________________________________________

3 Каким термином в литературоведении называется высказывание героя, не обращенное к кому-либо, произнесенное только в собственных мыслях: « …я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

______________________________________________________________

4 Какое средство художественной изобразительности неоднократно использует автор: «Глазенки – как звездочки ночью после дождя».

____________________________________________________________

5 Перечитайте последний абзац фрагмента. Какой прием, усиливающий эмоциональное звучание текста, неоднократно встречается в нем?

________________________________________________________________

6 Напишите название средства иносказательной выразительности: «Закипела тут во мне горючая слеза», «в глазах туман».

________________________________________________________________

7.К какой разновидности эпитетов обращается автор в данном примере «горючая слеза»?

_______________________________________________________________

Для выполнения заданий 8-9 запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.

8. Что нового прибавляет история усыновления Ванюшки к пониманию характера Соколова?

9.В «Судьбе человека» М.А.Шолохов обращается к теме Великой Отечественной войны. Кто еще из писателей XX века осмыслил эту тему в своем творчестве

Вариант № 8

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните

задания 1 - 7

На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская, старейшая из верховых донских станиц, перенесенная с места разоренной при Петре I Чигонацкой станицы, переименованная в Вешенскую. Вехой была когда-то по большому водному пути Воронеж - Азов.

Против станицы выгибается Дон кобаржиной татарского сагайдака, будто заворачивает вправо, и возле хутора Базки вновь величаво прямится, несет зеленоватые, просвечивающие голубизной воды мимо меловых отрогов правобережных гор, мимо сплошных с правой стороны хуторов, мимо редких с левой стороны станиц до моря, до синего Азовского.

Вешенская - вся в засыпи желтопесков. Невеселая, плешивая без садов станица. На площади - старый, посеревший от времени собор, шесть улиц разложены вдоль по течению Дона. Там, где Дон, выгибаясь, уходит от станицы к Базкам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера кончается и станица. На маленькой площади, заросшей иглисто-золотой колючкою, - вторая церковь, зеленые купола, зеленая крыша, - под цвет зеленям разросшихся по ту сторону озера тополей.

А на север за станицей - шафранный разлив песков, чахлая посадка сосняка, ендовы, налитые розовой, от красноглинной почвы, водой. И в песчаном половодье, в далекой россыпи зернистых песков - редкие острова хуторов, левад, рыжеющая щетина талов.

На площади, против старой церкви, в декабрьское воскресенье - черная полутысячная толпа молодых казаков со всех хуторов станицы. В церкви отходила обедня, зазвонили к "Достойно". Старший урядник - бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу - скомандовал "строиться". Гомонившая толпа растеклась и выстроилась в две длинные неровные шеренги. По рядам забегали урядники, выравнивая волнисто-изломанные шеренги.

- Ряды-ы-ы, - затянул урядник и, сделав рукой неопределенный жест, кинул: - Вздвой!..

В ограду прошел атаман, одетый по форме, в новенькой офицерской шинели, в перезвоне шпор, следом за ним - военный пристав.

Григорий Мелехов стоял рядом с Коршуновым Митькой, переговариваясь вполголоса.

- Сапог ногу жмет, терпения нету, - жаловался Митька.

- Терпи, атаманом будешь.

- Зараз поведут.

Словно в подтверждение, старший урядник, пятясь, крутнулся на каблуках.

- На прэ-э-во!

"Гук-гук", - четко сделали пятьсот пар обутых ног.

- Левое плечо вперед, ша-гом арш!

Колонна врезалась в распахнутую калитку церковной ограды, замелькали сдернутые с голов папахи, до самого купола налилась церковь стуком шагов.

Григорий стоял, не вслушиваясь в слова присяги, которую читал священник. Вглядывался в лицо Митьки; тот морщился от боли и переставлял скованную сапогом ногу. Поднятая рука Григория затекала, в уме вразброд шла угарная возня мыслей. Подходил под крест и, целуя обслюнявленное многими ртами влажное серебро, думал об Аксинье, о жене. Как вспышка зигзагистой молнии, перерезало мысли короткое воспоминание: лес, бурые стволы деревьев в белом пышном уборе, как в нарядной серебряной шлее;

влажный, горячий блеск черных, из-под пухового платка Аксиньиных глаз...

1 Как в литературоведении называют описание, открывающее данный фрагмент романа «Тихий Дон»?

______________________________________________________________

2 Укажите средство иносказательной выразительности, образованное по принципу сходства, с помощью которого автор создает поэтический образ родной природы: «И в песчаном половодье, в далекой россыпи зернистых песков - редкие острова хуторов, левад, рыжеющая щетина талов»

_______________________________________________________________

3 Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании внешности: «Старший урядник - бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу»? Приведите еще один пример данного средства.

_____________________________________________________________

4 Укажите термин, которым в литературоведении называют троп, позволивший автору создать образ многолюдной толпы, заполнившей собор: «до самого купола налилась церковь стуком шагов».

_____________________________________________________________

5 Каким термином называют разговор двух героев литературного произведения (в данном случае – Григория и Митьки)?

_____________________________________________________________

6 Как называются слова, которые Шолохов использует в тексте романа для передачи особенностей местного говора: «зараз», «ендовы», «зеленя» и др.?

_____________________________________________________________

7.К какому жанру относится произведение М.А.Шолохова «Тихий Дон»?

_____________________________________________________________

Выполняя задания 8-9, дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

8. Почему, принимая воинскую присягу, Григорий думает не о воинском долге, а о семье? Какое развитие эта тема получает в романе?

9. В каких литературных произведениях судьбы героев развиваются на фоне масштабных исторических событий?

Вариант 9

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните

задания 1 - 7

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть — и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были — добыть эти справки; и чтоб написали все же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом все это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и еще носить. И узнавать — дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли ее два месяца — то за точкой, то за запятой. Каждая проходка — день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрены одной пачкой сколоты.

Притесняют меня, Игнатич, — жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. — Иззаботилась я.

Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, — говорила она о торфе. — Ну и местечко, любота одна!

Да Матрена Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

Фу-у! твоего торфу! еще столько, да ещё столько — тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуель в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

(А.И. Солженицын)

1.Назовите жанр, к которому принадлежит произведение А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

_______________________________________________________

2.Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным изображением действительности и принципы которого нашли отражение в «Матрёнином дворе».

_______________________________________________________

3Каким термином обозначаются слова, далёкие от литературной нормы, встречающиеся в речи Матрёны («любота», «летось», «сколища» и т.п.)?

__________________________________________________________

4.Установите соответствие между персонажами «Матрёнина двора» и их характеристиками. К каждой позиции первой строки подберите соответствующую позицию из второй строки. Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АВС, без пробелов и запятых.

ПЕРСОНАЖИ: А) Фаддей Б) Ефим В) Игнатич

ХАРАКТЕРИСТИКИ: 1) председатель колхоза 2) приезжий, учитель математики 3) муж Матрёны, пропавший на войне 4) брат Матрёниного мужа

5.В приведённом фрагменте душевные качества Матрёны противопоставлены бездушию бюрократов. Каким термином обозначается подобное противопоставление?

______________________________________________________________

6.Как называется выразительная подробность в художественном тексте (пачка «важных» бумажек, плетёный кузов Матрёны и т.п.)?

_____________________________________________________________

7.К какому приёму прибегает повествователь, описывая труды «иззаботившейся» Матрёны («Хлопоты были - добыть эти справки... и справку заверить... и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить».)?

Выполняя задания 8-9, дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

8. Какие качества характера Матрены раскрываются в данном фрагменте?

9. В каких литературных произведениях раскрывается стойкость русской женщины и как они перекликаются с рассказом Солженицына?

Вариант 10

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните

задания 1 - 7

- Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, - сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. - Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.

-Прекрасно! превосходно!

- Прекрасно! - сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. - Вы где учились музыке? - спросил он у Екатерины Ивановны. - В консерватории?

- Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.

- Вы кончили курс в здешней гимназии?

- О нет! - ответила за неё Вера Иосифовна. - Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.

- А всё-таки в консерваторию я поеду, - сказала Екатерина Ивановна.

- Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

- Нет, поеду! Поеду! - сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.

А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю...

Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

- А ну-ка, Пава, изобрази! - сказал ему Иван Петрович.

Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:

- Умри, несчастная!

И все захохотали.

 

(А.П. Чехов, «Ионыч».)

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1.Укажите жанр, к которому относится произведение А.П. Чехова «Ионыч».

______________________________________________________________

2.Какую фамилию имеет семейство, демонстрирующее гостям свои «таланты»?

________________________________________________________________

3.В приведённом фрагменте герои оживлённо беседуют. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?

___________________________________________________________________

4.Установите соответствие между персонажами чеховских произведений, раскрывающих сущность «пошлого» мира, и названиями этих произведений. К каждой позиции первой строки подберите соответствующую позицию из второй строки. Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АВС, без пробелов и запятых.

ПЕРСОНАЖИ: А) Червяков Б) Очумелов В) Беликов

ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1) «Смерть чиновника» 2) «Человек в футляре» 3) «Ионыч» 4) «Хамелеон»

5.В описании поведения хозяев дома сквозит скрытая авторская насмешка. Каким термином она обозначается?

____________________________________________________________________

6.Во фрагменте представлены краткие, но выразительные описания внешнего облика персонажей (например, «мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками»). Как называется такое средство характеристики героя?

_____________________________________________________________________

7.Укажите литературное направление, к которому относится чеховская проза.

_____________________________________________________________________

Выполняя задания 8-9, дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

8. Какое чувство вызывает данная семья? Каково отношение автора к членам семьи?

9. С какими рассказами А.П.Чехова тематически перекликается «Ионыч»? Ответ обоснуйте.

Опубликовано в группе «Литература ЕГЭ»


Комментарии (1)

Светлана Александровна Максимова, 12.08.18 в 22:49 0 Ответить Пожаловаться
Роскошнейший материал)))) Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.