12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117092
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай
Материал размещён в группе «Биология: подготовка к ГИА »

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

с. Карагай, Пермский край

 

Биология 9 класс: подготовка к ОГЭ

Тексты к заданию 24

Автор:

Трефилова Раиса Поликарповна,

учитель биологии,

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

Карагай - 2018

 

Пояснительная записка

 

В КИМах ОГЭ по биологии в задании 24 проверяется умение обучающихся проводить множественный выбор правильных ответов из нескольких предложенных. Как показывает опыт, некоторые учащиеся затрудняются выбрать три верных ответа из 6 предложенных, т.к. не умеют анализировать содержание задания.

Цель: Знакомство с правилами выполнения задания 24 при подготовке к ОГЭ.

Задачи:

1. Информировать учащихся 9 класса о требованиях к выполнению заданий линии 24 по биологии.

2. Познакомить с кодификатором, спецификацией и образцами заданий.

3. Мотивировать учащихся к успешной подготовке к ОГЭ

В данном материале представляю свой опыт работы по формированию умения учащихся анализировать представленный текст. Предложенный материал составлен автором и состоит из трёх заданий с анализом текста и шести заданий для самостоятельного решения.

Рассмотрим задание:

Лягушка травяная откладывает икру практически сразу после вскрытия водоёмов.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  1. Лягушка травяная достигает в длину 6-8 см.
  2. Оплодотворение наружное.
  3. Питается различными беспозвоночными животными, преимущественно насекомыми.
  4. Развитие эмбриона в икринке до стадии головастика происходит в течение 7-10 суток.
  5. Зимует на дне водоёмов.
  6. Икринка представляет собой яйцеклетку, укутанную слизистой белковой оболочкой.

Учащимся предлагается вспомнить критерии вида организма, о котором идёт речь в задании, его значении в природе и жизни человека. Для этого в тренировочных заданиях указана последовательность выполнения:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Определите, к какой группе относятся признаки, указанные в первом предложении задания:

А) анатомические (внутреннее или внешнее строение),

Б) физиологические (питание, дыхание, кровообращение, выделение, размножение),

В) экологические (связаны со средой обитания и образом жизни),

Г) этологические (поведенческие),

Д) систематические единицы (таксоны),

Е) значение в природе или жизни человека

3. Лягушка травяная откладывает икру практически сразу после вскрытия водоёмов. Речь идёт о размножении лягушки. Следовательно, выбираем признаки, связанные с размножением. Это утверждения 2, 4, 6.

Ответ:

2

4

6

Ответ в бланк ОГЭ записывается в виде последовательности цифр (без пробелов, без запятых и других знаков). В задании может быть указание на один или несколько признаков.

Обращаем внимание учащихся на оценку задания! За ответ на задания 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов, если верно указана одна цифра или не указано ни одной. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

Тренировочные задания

Задание 1.

Лягушка травяная откладывает икру практически сразу после вскрытия водоёмов.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  1. Лягушка травяная достигает в длину 6-8 см.
  2. Оплодотворение наружное.
  3. Питается различными беспозвоночными животными, преимущественно насекомыми.
  4. Развитие эмбриона в икринке до стадии головастика происходит в течение 7-10 суток.
  5. Зимует на дне водоёмов.
  6. Икринка представляет собой яйцеклетку, укутанную слизистой белковой оболочкой.

Ответ:

Предлагаем учащимся Инструкцию к выполнению задания. Учащиеся должны вспомнить, какие видовые признаки есть у животных.

1. Внимательно прочитайте задание.

Определите, к какой группе относятся признаки, указанные в первом предложении задания:

А) анатомические (внутреннее или внешнее строение),

Б) физиологические (питание, дыхание, кровообращение, выделение, размножение),

В) экологические (связаны со средой обитания),

Г) этологические (поведенческие),

Д) систематические единицы (таксоны),

Е) значение в природе или жизни человека

3. Лягушка травяная откладывает икру практически сразу после вскрытия водоёмов. Следовательно, выбираем признаки, связанные с размножением. Это утверждения 2, 4, 6.

Ответ:

2

4

6

Задание 2.

Лягушка травяная – животное, относящееся к классу Амфибии.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  1. Лягушка травяная во взрослом состоянии не имеет хвоста, относится к отряду Бесхвостые амфибии.
  2. Оплодотворение икринок происходит в воде.
  3. Питается различными беспозвоночными животными, преимущественно насекомыми.
  4. Лягушка травяная отличается от лягушки остромордой наличием «мраморного» рисунка на брюхе.
  5. Является хордовым животным.
  6. Взрослые лягушки после икрометания покидают водоёмы.

Ответ:

Предлагаем учащимся Инструкцию к выполнению задания. Учащиеся должны вспомнить, какие видовые признаки есть у животных.

1.Внимательно прочитайте задание.

2. Определите, к какой группе относятся признаки, указанные в первом предложении задания:

А) анатомические (внутреннее или внешнее строение),

Б) физиологические (питание, дыхание, кровообращение, выделение, размножение),

В) экологические (связаны со средой обитания),

Г) этологические (поведенческие),

Д) систематические единицы (таксоны),

Е) значение в природе или жизни человека.

3. Лягушка травяная – животное, относящееся к классу Амфибии. Речь идёт о систематических единицах, следовательно, выбираем утверждения 1,4, 5.

Ответ:

1

4

5

Задание 3.

Баклажан относится к семейству Паслёновые. В ходе фотосинтеза использует углекислый газ и воду, выделяет кислород на свету.
1) Плод баклажана многосемянный, сочный, ягода.
2) Родина баклажана Юго-Восточная Азия, Бирма и тропические районы Индии, где растение встречается в диком виде.
3) Баклажан выделяет углекислый газ при дыхании.
4) Баклажан используют для приготовления различных закусок.
5) Цветок баклажана содержит 5 тычинок.
6) Баклажан является теплолюбивой культурой.

Ответ:

Предлагаем учащимся Инструкцию к выполнению задания. Учащиеся должны вспомнить, какие видовые признаки есть у растений.

1.Внимательно прочитайте задание.
2. Определите, к какой группе относятся признаки, указанные в первом предложении задания:
А) анатомические (внутреннее или внешнее строение),
Б) физиологические (питание, дыхание, фотосинтез, выделение, размножение),
В) экологические (связаны со средой обитания и образом жизни),
Г) систематические единицы (таксоны),
Д) значение в природе или жизни человека.

 

3. В этом задании необходимо выбрать утверждения, которые связаны с систематикой и физиологическими процессами. Выбираем утверждения 1, 3, 5.

Ответ:

1

3

5

Задания для самостоятельного решения

Бодяк полевой – многолетнее сорное растение, плоды которого разносит ветер.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Бодяк встречается в посевах пшеницы.
2) Побеги бодяка используют в народной медицине.
3) У бодяка соцветие корзинка.
4) Плоды бодяка – семянки с хохолком.
5) В соцветии только трубчатые цветки.
6) Имеет длинное корневище с отпрысками, которые дают дополнительные побеги.

Ответ:

2. Китообразные накапливают слой жира до 50 см толщиной и обладают эхолокацией.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Синий кит имеет длину до 33 м и массу около 150 т.
2) Китообразные совершают длительные миграции.
3) Киты легко ориентируются на большой глубине.
4) У китов постоянная температура тела.
5) Беззубые китообразные питаются мелкими ракообразными.
6) Подкожный жир обеспечивает плавучесть водных организмов.

Ответ:

3. Серые гуси – крупные птицы, селятся у водоёмов, на болотах и низинных лугах.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Масса серого гуся достигает 4,5 кг.
2)Гуси устраивают гнёзда из веточек и травы, выстилая дно пухом.
3) Излюбленные местообитания – заросли тростника по берегам озёр.
4) Самка откладывает до 10 яиц, из которых через 28 дней вылупляются птенцы.
5) Размах крыльев достигает 180 см.
6) Высиживает птенцов самка, изредка отлучаясь на кормёжку.

Ответ:

4. Лягушка травяная – земноводное животное, питающееся животной пищей.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

Ответ:

  1. В водоёмах Пермского края кладки икры лягушки травяной появляются в конце апреля – начале мая.
  2. Питается различными беспозвоночными животными, преимущественно насекомыми.
  3. На затылочной части головы имеется л-образное пятно.
  4. Окраска тела от светло-жёлтых и сероватых до серо-бурых и коричневых оттенков.
  5. На голове имеются тёмные височные пятна.
  6. Лягушки охотятся только за движущейся добычей.

5. Лук – ценное овощное растение. Подземная часть растения – луковица, от которой отходят придаточные корни.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1) В пищу используют надземную зелёную часть растения.
2) Белые цветки собраны в шаровидное соцветие.
3) Лук имеет плод коробочку.
4) В луке содержатся витамины В и С, эфирные масла.
5) Луковица является видоизменённым побегом.
6) Родина лука – Китай и Средняя Азия.

 

Ответ:

6. Гриб подберёзовик относится к съедобным трубчатым грибам, обитающим в берёзовых лесах.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Грибница поглощает из почвы воду и растворённые минеральные соли, а дерево снабжает гриб органическими веществами.
2) Нити грибницы плотно оплетают корень дерева, образуя микоризу.
3) В трубочках шляпки созревают споры.
4) При похолодании рост гриба прекращается.
5) Шляпка и ножка составляют плодовое тело гриба.
6) Грибница растёт медленно, накапливая запас питательных веществ для образования плодового тела.

Ответ:

Ответы:

1. 146. 2. 346. 3. 135. 4. 126. 5. 146. 6. 123.

Источники информации:

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. /В.В.Пасечник. – 13-е издание., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

Латюшин В.В. Животные. 7 кл./ В.В.Латюшин, В.А.Шапкин.- 11 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010.

Опубликовано в группе «Биология: подготовка к ГИА »


Комментарии (9)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 28.07.18 в 15:32 8Ответить Пожаловаться
Благодарю за подробную работу! Особо интересны ответы,ведь дети могут проверить себя и самостоятельно на уроке или дома!
Трефилова Раиса Поликарповна, 30.07.18 в 21:46 9Ответить Пожаловаться
Действительно, этот материал можно использовать и на уроке, и как домашнее задание. Причем, он авторский!
Ольга, 30.07.18 в 21:43 7Ответить Пожаловаться
Спасибо за нужный материал!
Трефилова Раиса Поликарповна, 30.07.18 в 21:46 10Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за внимание к материалу!
Наталья Игоревна, 31.08.18 в 16:11 8Ответить Пожаловаться
Спасибо за Ваше творчество!
Зинаида Павловна, 10.02.19 в 09:51 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за ценный материал для 9-х классов!
Трефилова Раиса Поликарповна, 21.04.23 в 11:19 0Ответить Пожаловаться
Зинаида Павловна, благодарю за отзыв о работе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.