Первая помощь при кровотечениях (9 класс)
Тема: «Первая помощь при кровотечениях».
Класс: 9 класс
Цель: Сформировать точное представление о разных типах кровотечений, оказывать первую медицинскую помощь при повреждении кровеносных сосудов.
Развивать навыки и умения оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях, развивать представления учащихся о взаимосвязи строения и функций человеческого организма.
Воспитывать бережное отношение к здоровью.
Оборудование: компьютер, флипчарт «Первая помощь при кровотечениях», 2 надутых воздушных шарика, шарфы, бинты, вата, жгуты, палочки длиной 10-15 см, капельки крови из бумаги (лучше из картона).
Организация учащихся: класс заранее делится на группы, каждый учащийся знает в какой он группе, заранее учащиеся выбирают командира своей группы.
Используемая методика: урок построен с использованием методики «Ситуации мыслительной активности» (СМА)
План урока: I. Орг. момент
II.Контроль знаний
III. Изучение нового материала.
IV.Закрепление нового материала.
V. Итоги урока.
Ход урока: I. Орг. момент
Здравствуйте, ребята. Я прошу вас посмотреть на своих соседей и улыбнуться им, прошу улыбнуться мне. Теперь вы можете занять свои места.
= О какой системе внутренних органов мы с вами говорим на последних уроках?
На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о сердечно-сосудистой системе, но в начале урока я предлагаю вам освежить в памяти ваши знания и о крови, и о ССС.
II.Контроль знаний.
Ребята, на сегодняшнем уроке ваша работа будет идти и индивидуально и в группах. Работу в группах будут фиксировать командиры групп, за индивидуальные ответы вы будите получать символические капельки крови. В конце урока ваша оценка сложится из работы в группе и индивидуальных ваших ответов.
Индивидуальная работа учащихся.
Ученик (ученица) читает стихотворение:
В каждом человеке есть внутри река,
очень необычная, красная она.
Разные кораблики по реке плывут,
Все эти кораблики по-разному зовут.
Торговые кораблики кислород везут,
а потом его же клеткам отдадут,
заберут у клеток углекислый газ
и в обратный путь отправятся тотчас.
Ещё по руслу плавают другие корабли,
Не красные, не жёлтые, а белые они!
Маневренные, быстрые, врага они найдут,
Инфекциям и вирусам они отпор дадут.
А стоит нам пораниться и повредить сосуд,
ремонтные кораблики на помощь нам придут,
заделают пробоину, построив тут же тромб,
и снова устремится река наша вперёд.
Такая вот река у нас течёт с тобой внутри,
И я тебе советую: «Ту реку береги!»
= О какой реке и о каких корабликах идёт речь в стихотворении? (кровеносная система, клетки крови: красные кораблики – эритроциты, белые – лейкоциты, ремонтные – тромбоциты).
Учащемуся, который дал правильный ответ на эти вопросы начисляется 1 балл за правильный ответ.
Групповая работа учащихся.
Учитель задаёт вопросы по очереди командам. Учащиеся обсуждают вопросы письменно в индивидуальных чатах своей группы полминуты и дают ответы на них. Командиры фиксируют работу группы в листах ответов.
Викторина «Кровь»
При анализе крови больного врач определил, что он заболел малярией. По каким изменениям в крови человека врач сделал своё заключение? (Малярия подтверждается обнаружением малярийных плазмодиев в препаратах крови, уменьшается количество эритроцитов, гемоглобина)
Сколько литров крови перекачает сердце бегуна, если известно, что пульс у марафонца в период бега составляет 150 ударов в минуту, а время в пути 2 часа 30 минут. В период бега за одно сокращение сердце выбрасывает около 100 мл крови. (2250 литров)
Известно, что гемоглобин эритроцитов принимает участие в переносе кислорода. Можно ли доказать, что между этими веществами происходит химическое взаимодействие? Каким образом? (Венозная кровь имеет тёмно-красную с синеватым оттенком окраску. Артериальная кровь, богатая кислородом, ярко-красного цвета. Изменение цвета - прямой признак химического взаимодействия гемоглобина с кислородом с образованием оксигемоглобина)
В художественной литературе встречается словосочетание “голубая кровь”, что свидетельствует об аристократическом происхождении человека. Как вы понимаете смысл этих слов? Могут ли быть люди с “голубой” кровью? Почему появилось такое словосочетание? (Обычно, когда говорят "голубая кровь", то подразумевают человека "благородного" происхождения. Известно, что белизна кожи долгое время являлась приоритетом именно аристократов, людей высшего света, благородного происхождения. Подразумевается то, что у людей со светлым оттенком кожи вены имеют голубоватый цвет, чего не наблюдается у людей со смуглой кожей. На самом деле людей с голубой кровью, конечно же, нет).
В 19 веке в западной Европе было проведено широкое обследование людей, страдающих туберкулёзом. В результате выяснилось, что люди, носившие кепки, заболевали чаще тех, кто ходил в цилиндрах. Как можно объяснить такую закономерность? (Такую закономерность можно объяснить социальными факторами. Цилиндры в 19 веке в Европе носили обеспеченные люди, которые в большинстве случаев не входят в группу риска развития туберкулёза. Группа социальных факторов “риска”: мигранты; лица, проживающие в учреждениях закрытого типа (интернаты, приюты, тюрьмы); лица с асоциальным поведением).
Замечательно потрудились команды! А теперь предлагаю вам ответить индивидуально на вопросы блиц-опроса и заработать себе капельку крови.
Индивидуальная работа учащихся.
Блиц –опрос:
В какую сумку ничего нельзя положить? (околосердечную)
Кто не жалеет крови для других? (донор)
Кто охотно принимает такие подарки? (реципиент)
Что означает старое русское слово «жилобой»? (Пульс.)
У кого давление всегда «на высоте»? (У гипертоника.)
Какая жидкая ткань скрывалась за старинным русским словом «руда»? (Кровь)
Жидкой составляющей какого вещества в организме является плазма? (Кровь.)
Какое заболевание часто возникает при вегетарианском питании из-за недостатка железа в организме? (Анемия.)
Основные клетки крови – эритроциты – образуются в костном мозге и гибнут в этом органе, который так и зовётся «кладбищем эритроцитов». (Селезёнка)
Металл, не только участвующий в иммунных реакциях нашего организма, но и способствующий воспроизведению красных кровяных телец. (Медь.)
III. Изучение нового материала.
Актуализация знаний. (Индивидуальная работа) СМА «Выбор»
Индивидуальная работа учащихся.
Учащиеся составляют пазл отвечая на вопрос о характерных признаках кровеносных сосудов.
Выбрать из списка органов кровеносные сосуды (перетащить соответствующие цифры под которыми обозначены кровеносные сосуды в порядке возрастания на розовое поле):
1)Кишечник; 2) Капилляры;3) Сердце; 4)Лимфатические сосуды; 5) Артерии; 6) Вены;
Правильно выполненне задение выглядит так (см.ниже)
Выбрать из списка особенности строения соответствующих кровеносных сосудов (перетащить соответствующие буквы под которыми обозначены особенности строения сосудов на жёлтое поле):
А) стенки имеют толстый слой гладких мышц; Б) Один слой клеток в стенках; В) Стенки имеют тонкий слой гладких мышц, внутри есть клапаны.
Правильно выполненное задание выглядит так (см. ниже)
Выбрать из списка функции для соответствующих кровеносных сосудов (перетащить соответствующие римские цифры под которыми обозначены функции кровеносных сосудов на голубое поле):
I)Несут кровь от органов к сердцу; II) Осуществляют газообмен; III) Несут кровь от сердца к органам;
Правильно собранный пазл открывает картинки, на которых изображены кровотечения.
= Каким общим понятием можно объединить все эти картинки?
= Что называют кровотечением? Выслушать ответы 2 учащихся и начислить им по 1 баллу за правильный ответ.
Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов.
Записать определения «кровотечение» в рабочие тетради. Попросить одного учащегося вновь дать определение понятию КРОВОТЕЧЕНИЕ. Дать ему 1 балл..
С помщью регулятра яркости объекта открыть на странице определение понятия "КРОВОТЕЧЕНИЕ", попросить ребят сравнить своё определение с тем что дано на доске.
СМА «Поиск ПСС»
Учитель рассказывает
2 0.09.2016 года произошло крупное ДТП в окрестностяхМагнитогорска в результате, которого 6 человек погибло. Столкнулись пассажирская маршрутка и легковой автомобиль. От сильнейшего удара машины превратились в груду металлолома. Среди погибших был ребенок. 16 человек были госпитализированы. Очевидцы не растерялись – они бросились на помощь, подоспели спасатели и врачи. Закрытые и открытые черепно-мозговые травмы, ушибы головного мозга, закрытые травмы грудной клетки, закрытый перелом голени со смещением, закрытый перелом бедренной кости. У одной больной имеется тупая травма живота, разрыв печени привёл к внутреннему кровотечению.
= Почему удалось избежать увеличения смертельного исхода у пострадавших в результате этого ДПТ? (Пострадавшим в ДТП была оказана первая помощь)
= Что такое первая (доврачебная) помощь? СМА «Прогноз»
Выслушать несколько ответов учащихся (дать учащимся капельки крови). Внести дополнения к ответам учащихся если это необходимо.
Первая помощь – срочное выполнение профилактических и лечебных мероприятий, которые необходимы при внезапных заболеваниях и несчастных случаях; меры срочной помощи больным или раненым людям, которые предпринимаются до помещения в больницу больного или до прибытия врача.
Запишите определение понятия «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ» в рабочую тетрадь. Вновь попросить двух учащихся дать определение понятия «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ» (дать учащимся по 1 баллу).
С помощью регулята яркости объекта открыть определение "ПЕРВАЯ (ДОВРАЧЕБНАЯ) ПОМОЩЬ" на доске, попросить ребят сравнить своё определение с тем, что дано на доске.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели и задачи мы с вами сегодня должны постараться выполнить на уроке? Дать учащимся капельки крови за индивидуальные ответы.
Запишите тему урока в свою рабочую тетрадь.
= В каких случаях оказывают первую помощь? (переломы, кровотечения, удушье, потеря сознания, ранение, обморок, солнечный удар, ожоги, обморожения, отравления, удар электрическим током, утопление) – дать капельки крови за ответы.
= Какое количество крови находится в организме взрослого человека? (приблизительно 5 – 6 литров). Дать капельку крови за ответ.
В венозном русле находится 70% всего объема циркулирующей крови, в капиллярах 12%, в сосудах и камерах сердца – 3%, в артериальном русле – 15% объема циркулирующей крови. Потеря 1/3 крови - смертельна для человека.
Классификация кровотечений по размеру сосуда из которого вытекает кровь.
СМА «Поиск ПСС» и «Прогноз»
У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут, если я сделаю дырку в надутом шарике, что будет с ним? Да, он лопнет или полетит по классу, с такой силой воздух вылетает из него. А если я проткну сдутый шарик, то как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях: при повреждении одних сосудах кровь бьёт струёй, фонтаном, а при повреждении других вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.
=В каком случае, первом или втором, мы увидели с вами модель артериального кровотечения? Почему вы так считаете? (в первом, так как кровяное давление в артериях больше чем в венах, поэтому кровь из них будет вытекать под давлением, бить фонтаном)
= Какие особенности строения артерий говорят о том, что в них большое кровяное давление? (стенки артерий имеют толстые эластичные стенки, состоящие из соединительно-тканной оболочки, толстого слоя гладких мышц)
= Почему вы решили, что во втором случае мы увидели с вами модель венозного кровотечения? (давление крови в венах ниже чем в артериях, поэтому кровь будет вытекать медленной непрерывной струйкой)
= Какие особенности строения вен говорят о том, что в них кровяное давление более низкое? (стенки вен не такие толстые, потому что в них нет толстого слоя гладких мышц).
Дать по 1 баллу за индивидуальные ответы учащимся.
В нашем организме существуют самые разные по диаметру сосуды и понятно, что кровотечение из капилляров не может быть сильнее, чем из вены или артерии.
= Какие типы кровотечений вы знаете?
Выслушать ответы учащихся, дать капельки крови за ответы.
Открыть сраницу флипчарта и предложить соотнести названия кровотечений с картинками. Дать капельки крови за правильный ответ.
Првильно выпоненное задание выглядит так (см. ниже)
Все кровотечения делят на: артериальные, венозные, капиллярные, смешанные, внутренние, носовые.
Работа с новым материалом по .
Прежде чем мы познакомимся с разными видами кровотечений давайте выполним задание «Что поможет становить кровотечение?» и выбрать из предложенного перечня предметы и медикаменты, которые помогут оказать первую помощь.
СМА «Прогноз»
У читель приглашает ученика к доске и при помощи стилуса ученик вытаскивает по очереди изображения предметов из сундучка и после ответов учеников перетаскивает эти изображения на соответствующее поле.
Перечень предметов и медикаментов:
- Бинт
- Жгут
- Крахмал
- Вазелиновое масло
- Бриллиантовая зелень
- Вата
- Нафтизин 0,1%
- Поваренная соль
- Палка
- Шарф
- Полиэтиленовый пакет
- Йод
- Перекись водорода
- Платок носовой
- Перчатки
- Веревка
Ученикам дающим правильные ответы учитель даёт капельку крови из бумаги (1 капелька = 1баллу)
Изображение правильного распределения предметов приведено.
Работа в группах
Предлагаю вам ознакомиться с этими типами кровотечений и мерами первой помощи при разных типах кровотечений. Вы будете работать в группах. Вам необходимо будет ознакомиться с информацией по данному типу кровотечения изучив материал предложенный учителем, заполнить таблицу и при данном типе кровотечения.
1-ая группа Капиллярное и Венозное
2-ая группа Артериальное
3-ая группа Внутреннее
4-ая группа Носовое
5-ая группа Смешанное
Таблица «Типы кровотечений» (полностью заполненная таблица должна выглядеть так)
Тип кровотечения | Внешние признаки кровотечения | Меры первой медицинской помощи |
1.Капиллярное | 1.На поверхности кожи появляются капли крови. | 1.Обработать рану йодом, наложить стерильную повязку. |
2.Венозное | 2.Кровь темно-вишневого цвета, интенсивность кровотечения средняя. | 2.На повреждённый сосуд накладывают давящую повязку, при более интенсивном кровотечении – жгут. |
3.Артериальное | 3.Кровь яро-алого цвета, интенсивность кровотечения высокая. | 3.Прижать пальцем повреждённый сосуд выше места повреждения; - наложить на это место жгут, предварительно подложив под него чистой повязкой; - к жгуту приложить записку с указанием в ней времени наложения жгута; - максимально согнуть конечность, под место сгиба подложить валик из марли, бинта, ваты; зафиксировать согнутую конечность (если нет жгута). |
4. Внутреннее (паренхиматозное) | 4. Бледность кожи, холодный липкий пот, дыхание поверхностное, пульс учащается и слабеет. | 4. Вызвать 03, больного усадить полулёжа, полный покой, к месту предполагаемого кровотечения приложить холод. |
5. Носовое | 5. Вытекание крови из носовых ходов. | 5. Удобно усадить больного, чтобы голова была выше туловища; |
6. Смешанное | 6. Признаки артериального и венозного кровотечений. | 6. Прижать пальцем повреждённый сосуд выше места повреждения; - наложить на это место жгут, предварительно подложив под него чистой повязкой; - к жгуту приложить записку с указанием в ней времени наложения жгута; - максимально согнуть конечность, под место сгиба подложить валик из марли, бинта, ваты; зафиксировать согнутую конечность (если нет жгута). |
По истечении 10 минут работы в группе учащиеся каждой группы рассказывают остальным ученикам класса о своём типе кровотечения, его признаках и мерах первой помощи при его возникновении.
Командиры групп называют активно работающих учащихся.
IV.Закрепление нового материала.
Для каждой группы даётся информация с практико-ориентированными заданиями.
После прочтения задания группа, которой задали задание, даёт ответ после короткого обсуждения (полминуты).
1) При приготовлении пищи девочка неловко повернула кухонный нож, который воткнулся в левую руку выше запястья. Ярко-алая пульсирующая струйка крови потекла из раны. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.
2) Велосипедист, выполняя акробатический прыжок, упал на большой скорости на асфальт. Кожа содрана. Колено и передняя поверхность правой голени кровоточит, как губка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.
3) Трейссер во время прыжка ударился головой о препятствие. Из носа течет кровь, на лбу большая шишка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.
4) Подростки прыгали в опил и не заметили торчащую из кучи щепку. Один из них после прыжка обнаружил, что острая щепка воткнулась в левую голень. Кровь течет из раны слабой ровной струей. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.
V.Рефлексия. Итоги урока.
Попросить учащихся выставить итоговую оценку за свою работу на уроке, которая складывается из баллов заработанных группой и баллов которые он набрал при индивидуальных ответах.
6 баллов = «5»; 5 – 4 балла = «4»; 3 – 2 балла = «3»;
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0____________10
„Мы“ 0__________10
„Дело“ 0_________10
Попросить 2 – 3 учащихся объяснить почему они так оценили работу на занятии.
Информационные листы для работы в группах
1 группа
Капиллярное и венозное кровотечения.
Капиллярное кровотечение.
При царапинах повреждаются капилляры и мелкие артерии. Если рана небольшая и кровь слегка сочится, то, скорее всего, повреждена капиллярная сеть. На поверхности кожи появляются капли крови. Это капиллярное кровотечение. Скорость движения крови в этих сосудах низкая, кровь медленно сочится из ранки, поэтому капиллярное кровотечение легко остановить. Чтобы через ранку в организм не попали микробы, желательно промыть поражённый участок перекисью водорода, смазать его края йодной настойкой или бриллиантовым зелёным (зелёнкой), после чего наложить чистую марлевую повязку или заклеить ранку пластырем.
Венозное кровотечение
Более сильные кровотечения возникают при повреждении вен – венозные кровотечения, при которых кровь вишнёвого цвета вытекает из сосудов довольно сильной струёй без толчков, т. е. интенсивность кровотечения средняя. Края раны часто расходятся, и она становится зияющей. При оказании помощи надо смазать кожу вокруг раны йодом, закрыть её стерильной салфеткой (можно из бинта) и туго перебинтовать (наложить давящую повязку), при более интенсивном кровотечении – жгут. Стенки вен мягкие, и, сдавливая их, повязка способствует остановке кровотечения.
При венозном кровотечении пострадавшего необходимо срочно доставить в больницу или травмпункт. Если вдруг в ране находится посторонний травмирующий предмет, то его нельзя доставать самостоятельно, так как это может привести к сильному кровотечению. Пока посторонний предмет находится в ране, кровеносные сосуды сжаты, и рана меньше кровоточит.
2 группа
Артериальное кровотечения.
Признаки: ярко-алая кровь вырывается пульсирующей струёй, а при повреждении крупного сосуда бьёт фонтаном, интенсивность кровотечения высокая. Артериальное кровотечение очень опасно, так как за короткое время человек может потерять много крови. Для его остановки необходимо зажать сосуд выше места ранения в тех местах, где прощупывается пульс.
Если повреждена конечность, то необходимо её согнуть в определённом положении и прочно за-фиксировать, предварительно под место сгиба подкладывают валик из бинта или ваты с таким расчётом, чтобы он пережал повреждённую артерию.
Но наиболее надёжным средством при транспортировке пострадавшего в больницу является жгут. Его накладывают на 5–7 сантиметров выше раненого участка. В первую очередь нужно обернуть место, на которое будет наложен жгут, мягкой тканью, чтобы не повредить кожу.
Затягивать жгут слишком сильно нельзя, так как можно повредить нервы. Под жгут надо поло-жить записку с указанием времени его наложе-ния: в тёплое время года жгут можно не снимать в течение 2 часов, а в холодное – только в течение 1 часа. Если за это время не удалось доставить пострадавшего в больницу, жгут надо ослабить на несколько минут. Это делают для того, чтобы кровь могла попасть в повреждённую конечность для снабжения её кислородом и удаления конечных продуктов обмена. Затем необходимо вновь затянуть жгут. Если держать жгут слишком долго, то произойдёт омертвление тканей.
Если у вас нет резинового жгута, то можно воспользоваться закруткой. Рассмотрим правила наложения закрутки. Для её изготовления подойдёт бинт или любой другой кусок прочной ткани. Место наложения закрутки обворачивают мягкой тканью, затем закрутку свободно завязывают вокруг свободной конечности выше места повреждения. В получившуюся петлю просовывают небольшую палочку или любой другой прочный предмет и вращают до тех пор, пока кровотечение не остановится.
При правильном наложении закрутки конечность бледнеет. Закрутку, так же, как и жгут, нельзя сильно затягивать, чтобы не повредить ткани и даже нервы. После необходимо закрепить палку. После наложения закрутки рану забинтовывают, но прежде кожу вокруг раны обрабатывают раствором йода. Нельзя допускать попадания медикамента в саму рану, так как это вызовет резкую боль.
3 группа
Внутреннее (паренхиматозное) кровотечения.
При внутреннем кровотечении целостность кожных покровов не нарушена, и кровь скапливается в межклеточном пространстве и полостях тела, не сообщающихся с окружающей средой.
Когда упадёшь или стукнешься обо что-нибудь, появляется синяк или покраснение. При лёгких ушибах возникают только небольшие кровоизлияния в ткани (синяки, или гематомы), при сильных могут пострадать внутренние органы – почки, печень и головной мозг.
Со временем кровь, образующая синяк, начинает свёртываться, а гемоглобин разрушаться. В зависимости от степени его разрушения гематома выглядит вначале красной, затем фиолетовой, синей, зелёной, и, наконец, жёлтой. После этого она рассасывается и исчезает. По цвету синяка можно судить о времени ушиба.
Сильное внутреннее кровотечение может возникнуть в результате травмы или заболевания.
Признаки внутреннего кровотечения: бледность кожи, липкий холодный пот, поверхностное дыхание, частый слабый пульс.
В этом случае необходимо немедленно обратиться к врачу. До прихода врача больного укладывают или придают ему полусидячее положение, обеспечивают полный покой. К предполагаемой области кровотечения (например, к животу, груди или голове) прикладывают мешок со льдом или бутылку с холодной водой. Внимание!!!! Использование холода с первых минут внутреннего кровотечения увеличивает время для транспортировки в больницу на 2 – 3 часа.
4 группа
Носовое кровотечения.
При травмах головы, повышенном артериальном давлении, перегреве тела могут возникнуть носовые кровотечения. В случае носового кровотечения пострадавшего необходимо посадить или уложить. Пострадавшему нужно как можно меньше совершать резкие движения (кашлять, чихать, пытаться высморкаться), так как они приводят к усилению кровотечения. На переносицу необходимо положить холодный компресс, в носовые ходы вложить кусочки ваты, смоченные перекисью водорода или нафтизином 0,1% (тампоны готовятся из ваты в виде кокона длиной 2,5-3см и толщиной 1-1,5см, детям - толщиной 0,5см);
Положить холод на затылок и переносицу (пузырь со льдом) на 20мин.
Когда кровотечение прекратится, нужно хорошо аккуратно смазать обе половины носа вазелиновым маслом с помощью ватного тампона: это предохранит слизистую оболочку носа от пересыхания.
Пострадавшему нельзя запрокидывать голову, так как он может захлебнуться кровью. Голову больного слегка наклонить вперед, чтобы кровь не попадала в носоглотку и рот. Если у пострадавшего человека кровь долго не останавливается, то для остановки крови можно прижать обе ноздри к носовой перегородке. В таком состоянии нужно держать пострадавшего от 3 до 5 минут. В это время человек дышит ртом. Если вам не удалось остановить кровотечение, то нужно вызвать врача.
5 группа
Смешанное кровотечение.
Кровотечение, при котором имеется одновременно артериальное, венозное и капиллярное, называется смешанным. Наблюдается, например, при травматической ампутации конечности, а также при повреждении печени, селезёнки, почек. Сосуды паренхиматозных органов не спадаются, поэтому самостоятельной остановки такого кровотечения почти никогда не происходит. Опасно, в основном, вследствие наличия артериального компонента.
Пострадавший бледен, покрыт холодным потом, вял, жалуется на головокружение, отмечаются потемнение перед глазами при подъеме головы, сухость во рту, пульс частый.