Урок истории на тему «Завершающий период Великой Отечественной войны» (11 класс)
Технологическая карта урока истории
Ф.И.О. учителя: Козлова Татьяна Ивановна, учитель истории ГБОУ СОШ с. Камышла
Предмет: История.
Класс: 11 класс
Тема урока | «Завершающий период Великой Отечественной войны» |
Название урока | Правда, Победы |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель урока | Сформировать у обучающихся систему знаний об основных событиях заключительного этапа Великой Отечественной войны и роли СССР в этом периоде; развивать познавательные универсальные учебные действия (умения анализировать, делать выводы); коммуникативные универсальные действия ( участвовать в дискуссии, работать с документами). |
Задачи урока | Образовательные: рассмотреть и исследовать крупнейшие операции 1944-1945 гг., познакомить с датами основных исторических событий заключительного периода войны: июнь-август 1944, февраль 1945, апрель-май 1945, 8 мая 1945; выяснить роль СССР в завершающем периоде войны; Развивающие: развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; развивать навыки работы с информацией формировать навыки групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения, развивать умение работать с различными источниками информации, навыки работы в команде, самооценки своей деятельности. Воспитательные: воспитывать патриотизм, национальное самосознание, активную гражданскую позицию, чувство сопричастности к жизни своей страны, уважительного отношения к мнению других, находить выходы их проблемных ситуаций. |
Планируемые результаты | Предметные: сформированность целостного представления о завершающем периоде Великой Отечественной войны. Метапредметные: умение ставить и формулировать проблему; формирование навыков групповой работы, умения отстаивать свою точку зрения; уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера. Личностные: сформированость мотивов к поиску новых знаний, формированию критического мышления; воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, национального самосознания; умение принимать решения, самоопределение в ситуации учебной деятельности. |
Формы и методы обучения | Технология развития критического мышления средствами чтения и получения информации из разных источников (прием кластер), технология проблемного обучения (прием ключевой вопрос урока) Методы: наглядный, частично – поисковый, практический, проблемный. Формы: групповая, фронтальная. |
Основные понятия и термины | 10 сталинских ударов, капитуляция |
Основные источники информации | А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. История России XX - начало XXI века. 11 класс. М. «Просвещение», 2013 г. |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран; документы (творческие задания, карта, исторический документ) |
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Мотивирование на учебную деятельность | Включает учащихся в учебную деятельность. | Вступительное слово: Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня будем говорить о Великой Отечественной войне. Деление класса на 2 группы (по 5 человек). | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение настраиваться на работу. | |
II.Целеполагание, постановка проблемы. Мотивация учебной деятельности.
| Активизирует мыслительную деятельность через устные вопросы; Показывает практическую значимость изучаемой темы | Учитель: События Великой Отечественной войны все более отдаляются во времени. Однако люди не перестают задумываться над причинами, породившими эту войну, ее итогами и уроками. Великая Отечественная война - одна из самых трагических страниц в истории нашей страны. Учитель: Наша победа не была исторически предопределена. Она была завоевана в упорной борьбе, ценой огромного напряжения всех сил государства, ее народа и армии. Освобождала другие страны от нацизма. Посмотрите отрывок из кинохроники тех лет «Освобождение Польши». Каким предстал СССР в кинохронике? - Сейчас посмотрите видео - Заявление экс премьер-министра Украины Арсения Яценюка в интервью немецкому телеканалу ARD. Каким предстал СССР на этом видео? В чем мы видим противоречие? Какая возникает проблема? Сформулируйте проблемный вопрос. Проблемный вопрос: СССР в Восточной Европе – освободитель или завоеватель?
Учитель: «У нас сегодня вновь идет бой за Победу, великую Победу 1945 года. Россия стала сильнее, поэтому наши бывшие союзники пытаются переписать историю, назначить виновником войны не только Германию, но и Советский Союз». Как мы узнаем правду? (ответы уч-ся: изучить источники, литературу, отрывки из монографий, документы периода Вов, выявить последствия, значение, вклад СССР в победу над фашизмом в Вов и во II мировой войне в таких направлениях, как фронт, тыл, оккупация, плен и т.д) Учитель: Мы знаем о том, что СССР в период “коренного перелома” перешел в наступление. Однако Германия была еще сильной и боеспособной страной. Сегодня нам предстоит исследовать завершающий период Великой Отечественной войны. Нам предстоит изучить основные события этого периода, показать роль СССР в Победе над Германией. И тогда мы скажем правду. | Обучающиеся отвечают на вопросы | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного Регулятивные: самостоятельно формулируют ключевой вопрос урока после предварительного обсуждения |
III. Открытие новых знаний Поиск путей решения проблемы. Работа в группах | Дает задание для самостоятельной работы. Активизирует знания учащихся. | Каждая группа получает свое задание. Содержание заданий соответствует основным событиям завершающего этапа войны. На слайде: карта.
1 группа: Задание “10 сталинских ударов”. Задача группы – исследовать эти военные операции, показать на карте у доски и кратко пояснить. «Десять сталинских ударов» (военная кампания 1944 года). Январь 1944 г. снятие блокады Ленинграда (Ленинградско-Новгородская операция). Февраль-март 1944 г. была освобождена вся Правобережная Украина (Корсунь-Шевченковская операция). Апрель-май разгром немецких войск в Крыму (Крымская операция). 6 июня 1944 г.открытие второго фронта. Наступление Красной Армии на Карельском перешейке, прорыв «линии Маннергейма», заняли Выборг и Петрозаводск, освободили Карелию. Финляндия вышла из войны (Выборгско-Петрозаводская операция). 23 июня 1944 г. операция «Багратион» (Освобождение Белоруссии). Немцы были разбиты в районе фронта Витебска, Бобруйска, Могилева, Орши. Была освобождена вся советская Белоруссия, часть Литвы и восточной Польши. Группа немецких армий «Север» в Прибалтике была расчленена надвое. Июль 1944 г. наступление войска 1-го Украинского фронта, окружившие 8 дивизий противника и освободившие Львов (Львовско-Сандомирская операция). Август 1944 г. на южном направлении в районе Кишинева были разгромлены немецко-румынские войска. Были окружены 22 дивизии противника, которые были уничтожены. Рухнул весь южный фланг немецкой армии. Из войны была выведена Румыния. Был освобождён Белград. Румыния и Болгария выступили против Германии (Ясско-Кишиневская операция). В сентябре-октябре были освобождены Эстония и Латвия, 38 дивизий противника были уничтожены южнее Риги (Прибалтийская операция). Осень 1944 г. окружение Венгрии (Восточно-Карпатская операция). Октябрь 1944 г. удар в северной Финляндии, освобождение от немцев Норвегии (Петсамо-Киркенесская операция). Итог: В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия. В 1944 году вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии. 2 группа: Задание «Освобождение Европы от фашизма» Задача группы – исследовать 5 завершающих военных операций, показать на карте у доски и кратко пояснить. Ответить на основной вопрос после просмотра видео «Берлинская операция». 1) Восточно-Прусская (апрель1945 года) Первая территория куда вступила Красная Армия Главная крепость Кенигсберг (Восточная Пруссия, ныне Калининград) освобождена 11.04.1945. Было очень много жертв с обеих сторон. 2) Висло-Одерская ( январь 1945) освобождение Варшавы (Польши), при котором погибло около 3,5 млн человек. После этого Красная Армия вступила на территорию Германии. 3) Восточно - Померанская Операция (октябрь 1944-апрель 1945) Освобождение части Германии и Будапешта (Венгрия). 4) Берлинская Операция (16.04.-02.05. 1945 года) Развернулась битва за Берлин, который Сталин приказал взять любой ценой без помощи западных союзников. (Просмотр видео о нашем самарском земляке В. Чудайкине). ВОПРОС “Почему Берлинская операция считается одной из самых сложных операций в войне?” Немцы возвели на подступах к Берлину мощнейшие оборонительные рубежи. Проведя разведку боем , 16.04. советские войска начали наступление и заняли Зееловские высоты. На подступах к Берлину были установлены мощные прожектора – эффект ослепления противника. Осуществляли взятие Берлина 3 фронта: 1 Белорусский под командованием Жукова 2Белорусский под командованием Рокоссовского 1 Украинский под командованием Конева Участвовало около 3 млн. советских солдат, 8 тыс. танков, 8 тыс. самолетов, 52 тыс. орудий, 300 тысячная группировка противника была окружена в районе Берлина 30.04. советские войска начинают штурм рейхстага В ночь на 1 мая над Рейхстагом водружено Красное знамя (Егоров и Кантария), рейхстаг капитулировал. 5) Пражская Операция 9-10 мая 1945 г. Капитуляция остатков немецкой армии в Праге (Чехословакия). | | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества. Познавательные: воспроизводят информацию, необходимую для решения учебной задачи |
1.Постановка учебной задачи | Организует работу обучающихся в группах Организует познавательную деятельность обучающихся с помощью создания проблемной ситуации | Учитель: Первая группа готова? Вы исследовали 10 сталинских ударов. Покажите на карте и расскажите. Выступление 1 группы. Учитель: к чему привели 10 сталинских ударов? В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия. В 1944 году вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии. Учитель: Какой вывод по вашему исследованию вы предложите? Полное освобождение территории СССР от нацистских захватчиков. Учитель: Тем временем наступление советских войск продолжалось. Зажатая в тиски войной на два фронта, Германия быстро теряла силы для дальнейшего сопротивления. Однако основные ее войска были по-прежнему сосредоточены на советско-германском фронте, остававшемся главным. Вторая группа исследовала завершающие операции Великой Отечественной войны. 2 группа: рассказывает и показывает на карте 5 завершающих военных операций Демонстрация фрагмента фильма “Самарские судьбы. Владимир Чудайкин” (фрагмент о Берлинской операции). Ссылка фильма: https://yadi.sk/i/jT2H82ukJluCtg Перед демонстрацией фрагмента фильма учащимся ставится проблемный вопрос: “Почему Берлинская операция считается одной из самых сложных операций в войне?” (Немцы возвели на подступах к Берлину мощнейшие оборонительные рубежи. Проведя разведку боем , 16.04. советские войска начали наступление и заняли Зееловские высоты. На подступах к Берлину были установлены мощные прожектора – эффект ослепления противника). Учитель: К чему привели эти военные операции? Учитель: Какой вывод вашего исследования вы предложите? Вывод: СССР освободил от нацизма страны Восточной Европы. Учитель: Какой общий вывод нашего исследования вы предложите? В результате 10 сталинских ударов территория СССР полностью освободилась от нацистских захватчиков. В результате 5 завершающих операций была освобождена советскими солдатами территория Восточной Европы от нацистов. Учитель: Какой проблемный вопрос вы сформулировали в начале урока? СССР в Восточной Европе - освободитель или завоеватель? Учитель: Мы можем ответить на проблемный вопрос. Да, СССР в Восточной Европе – освободитель! Учитель: Великая Отечественная война вошла в каждый дом. В каждой семье есть свой герой этой войны. Сейчас многие составляют фронтовые дороги своих дедов и прадедов. Вы тоже можете найти дополнительную информацию о своем участнике войны на сайтах министерства обороны РФ: «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал». Интернет-ресурсы. Базы данных. ОБД Мемориал – сведения о погибших воинах (http://obd-memorial.ru/html/index.html ) «Память народа» – сведения о наградах и подвигах периода войны (http://www.pamiatnaroda.ru/ ). | Совместно с учителем думают над проблемной ситуацией | Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера |
2. Анализ учащимися исторического документа III.Систематизация знаний. | Организует работу обучающихся в группах Организует работу с кластером Проверяет уровень усвоения нового материала | Учитель: работу построим таким образом. 1 группа исследует исторический документ и составит вопросы по нему для 2 группы. 2 группа после изучения документа будет отвечать на вопросы 1 группы. Исследование учащимися исторического документа “Акт о безоговорочной капитуляции Германии”. Вопросы: Стороны договора; Дата прекращения военных действий; Условия договора для Германии; На каких языках был составлен акт? Учитель: В.В. Путин, выступая на конференции 11.12.2019 года, ответил так. (просмотр видео – выступление Путина В.В. на конференции 11.12.2019 г.). Правда, Победы какая она? Составьте на доске кластер, каждый напишите правду Победы. Составить кластер Правда, Победы 1) Сохранена свобода и независимость СССР. 2) Расширились границы СССР. 3) Разгромлен фашизм. 4) Народы Европы спасены от фашистского ига. 5) Изменился социально-экономический строй в странах Восточной Европы. 1) Героизм, сплочение народных масс; 2) Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство ее полководцев, командиров и политработников; 3) Единство фронта и тыла; 4) Героическая борьба партизанских соединений и подполья; 5)Возможности сверхцентрализованной директивной экономики, помноженные на огромные природные и людские ресурсы; 6) Организаторская деятельность Коммунистической партии, которую поддерживал народ и др. Учитель: Какой вывод нашего исследования вы предложите? В результате 10 сталинских ударов территория СССР полностью освободилась от нацистских захватчиков. В результате 5 завершающих операций была освобождена советскими солдатами территория Восточной Европы от нацистов. СССР в Восточной Европе – освободитель! Учитель: Война стала для всех народов СССР временем тяжелейших испытаний. В противостоянии с жестоким и сильным врагом советские люди проявили свои лучшие качества: любовь к Отчизне, взаимопомощь, терпение, мужество на фронте и в тылу. Война показала, что советский солдат научился воевать на поле брани и в решающий момент морально превзошел врага. И все во имя одной цели – победы над врагом, ставшей частью нашего национального самосознания. | Обучающиеся работают в группах, формулируют вопросы и отвечают на вопросы Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи Решают поставленную в начале урока проблемную ситуацию, предлагают свои варианты Выполняют задание | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют свою деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу |
| | Разноуровневое домашнее задание: 1 уровень – параграф 25, отвечать на вопросы. 2 уровень – И написать эссе “Урок Победы”. | | |
Рефлексия | Организует деятельность по применению полученных знаний | Каждый ученик пишет на листе, что ценного он узнал сегодня на уроке-исследовании. Взаимооценивание учащихся. | Выполняют задания | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |