Урок истории на тему «Завершающий период Великой Отечественной войны» (11 класс)

7
0
Материал опубликован 24 May 2020

Технологическая карта урока истории


Ф.И.О. учителя: Козлова Татьяна Ивановна, учитель истории ГБОУ СОШ с. Камышла

Предмет: История.

Класс: 11 класс

Тема урока

«Завершающий период Великой Отечественной войны»

Название урока

Правда, Победы

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Сформировать у обучающихся систему знаний об основных событиях заключительного этапа Великой Отечественной войны и роли СССР в этом периоде; развивать познавательные универсальные учебные действия (умения анализировать, делать выводы); коммуникативные универсальные действия ( участвовать в дискуссии, работать с документами).

Задачи урока

Образовательные: рассмотреть и исследовать крупнейшие операции 1944-1945 гг., познакомить с датами основных исторических событий заключительного периода войны: июнь-август 1944, февраль 1945, апрель-май 1945, 8 мая 1945; выяснить роль СССР в завершающем периоде войны;

Развивающие: развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; развивать навыки работы с информацией формировать навыки групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения, развивать умение работать с различными источниками информации, навыки работы в команде, самооценки своей деятельности.

Воспитательные: воспитывать патриотизм, национальное самосознание, активную гражданскую позицию, чувство сопричастности к жизни своей страны, уважительного отношения к мнению других, находить выходы их проблемных ситуаций.

Планируемые результаты


Предметные: сформированность целостного представления о завершающем периоде Великой Отечественной войны.

Метапредметные: умение ставить и формулировать проблему; формирование навыков групповой работы, умения отстаивать свою точку зрения;  уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.

Личностные: сформированость мотивов к поиску новых знаний, формированию критического мышления; воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, национального самосознания; умение принимать решения, самоопределение в ситуации учебной деятельности.

Формы и методы обучения

Технология развития критического мышления средствами чтения и получения информации из разных источников (прием кластер), технология проблемного обучения (прием ключевой вопрос урока)

Методы: наглядный, частично – поисковый, практический, проблемный.

Формы: групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины

10 сталинских ударов, капитуляция

Основные источники информации

А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. История России XX - начало XXI века. 11 класс. М. «Просвещение», 2013 г.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран; документы (творческие задания, карта, исторический документ)






Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Мотивирование на учебную деятельность

Включает учащихся в учебную деятельность.


Вступительное слово: Здравствуйте ребята, садитесь.

Сегодня будем говорить о Великой Отечественной войне.

Деление класса на 2 группы (по 5 человек). 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение

настраиваться на работу.


II.Целеполагание, постановка проблемы. Мотивация учебной деятельности.

Активизирует мыслительную деятельность через устные вопросы; Показывает практическую значимость изучаемой темы



Учитель: События Великой Отечественной войны все более отдаляются во времени. Однако люди не перестают задумываться над причинами, породившими эту войну, ее итогами и уроками. Великая Отечественная война - одна из самых трагических страниц в истории нашей страны.

Учитель: Наша победа не была исторически предопределена. Она была завоевана в упорной борьбе, ценой огромного напряжения всех сил государства, ее народа и армии. Освобождала другие страны от нацизма.


Посмотрите отрывок из кинохроники тех лет «Освобождение Польши».


Каким предстал СССР в кинохронике?


- Сейчас посмотрите видео - Заявление экс премьер-министра Украины Арсения Яценюка в интервью немецкому телеканалу ARD.


Каким предстал СССР на этом видео?


В чем мы видим противоречие?


Какая возникает проблема? Сформулируйте проблемный вопрос.


Проблемный вопрос: СССР в Восточной Европе – освободитель или завоеватель?

t1590317690aa.png


Учитель: «У нас сегодня вновь идет бой за Победу, великую Победу 1945 года. Россия стала сильнее, поэтому наши бывшие союзники пытаются переписать историю, назначить виновником войны не только Германию, но и Советский Союз».


Как мы узнаем правду?

(ответы уч-ся: изучить источники, литературу, отрывки из монографий, документы периода Вов, выявить последствия, значение, вклад СССР в победу над фашизмом в Вов и во II мировой войне в таких направлениях, как фронт, тыл, оккупация, плен и т.д)



Учитель: Мы знаем о том, что СССР в период “коренного перелома” перешел в наступление. Однако Германия была еще сильной и боеспособной страной. Сегодня нам предстоит исследовать завершающий период Великой Отечественной войны. Нам предстоит изучить основные события этого периода, показать роль СССР в Победе над Германией.

И тогда мы скажем правду.

Обучающиеся отвечают на вопросы

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют ключевой вопрос урока после предварительного обсуждения

III. Открытие новых знаний

Поиск путей решения проблемы. Работа в группах

Дает задание для самостоятельной работы.



Активизирует знания учащихся.

Каждая группа получает свое задание. Содержание заданий соответствует основным событиям завершающего этапа войны

На слайде: карта.

t1590317690ab.jpg

1 группа: Задание “10 сталинских ударов”.

Задача группы – исследовать эти военные операции, показать на карте у доски и кратко пояснить.

«Десять сталинских ударов» (военная кампания 1944 года).

Январь 1944 г. снятие блокады Ленинграда (Ленинградско-Новгородская операция).


Февраль-март 1944 г. была освобождена вся Правобережная Украина (Корсунь-Шевченковская операция).


Апрель-май разгром немецких войск в Крыму (Крымская операция).


6 июня 1944 г.открытие второго фронта. Наступление Красной Армии на Карельском перешейке, прорыв «линии Маннергейма», заняли Выборг и Петрозаводск, освободили Карелию. Финляндия вышла из войны (Выборгско-Петрозаводская операция).


23 июня 1944 г. операция «Багратион» (Освобождение Белоруссии). Немцы были разбиты в районе фронта Витебска, Бобруйска, Могилева, Орши. Была освобождена вся советская Белоруссия, часть Литвы и восточной Польши. Группа немецких армий «Север» в Прибалтике была расчленена надвое.


Июль 1944 г. наступление войска 1-го Украинского фронта, окружившие 8 дивизий противника и освободившие Львов (Львовско-Сандомирская операция).


Август 1944 г. на южном направлении в районе Кишинева были разгромлены немецко-румынские войска. Были окружены 22 дивизии противника, которые были уничтожены. Рухнул весь южный фланг немецкой армии. Из войны была выведена Румыния. Был освобождён Белград. Румыния и Болгария выступили против Германии (Ясско-Кишиневская операция).


В сентябре-октябре были освобождены Эстония и Латвия, 38 дивизий противника были уничтожены южнее Риги (Прибалтийская операция).


Осень 1944 г. окружение Венгрии (Восточно-Карпатская операция).


Октябрь 1944 г. удар в северной Финляндии, освобождение от немцев Норвегии (Петсамо-Киркенесская операция).


Итог: В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия. В 1944 году  вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии.


2 группа: Задание «Освобождение Европы от фашизма»


Задача группы – исследовать 5 завершающих военных операций, показать на карте у доски и кратко пояснить.

Ответить на основной вопрос после просмотра видео «Берлинская операция».


1) Восточно-Прусская (апрель1945 года)

Первая территория куда вступила Красная Армия

Главная крепость Кенигсберг (Восточная Пруссия, ныне Калининград) освобождена 11.04.1945.

Было очень много жертв с обеих сторон.


2) Висло-Одерская ( январь 1945)

освобождение Варшавы (Польши), при котором погибло около 3,5 млн человек.

После этого Красная Армия вступила на территорию Германии.


3) Восточно - Померанская Операция (октябрь 1944-апрель 1945)

Освобождение части Германии и Будапешта (Венгрия).


4) Берлинская Операция (16.04.-02.05. 1945 года) Развернулась битва за Берлин, который Сталин приказал взять любой ценой без помощи западных союзников. (Просмотр видео о нашем самарском земляке В. Чудайкине).


ВОПРОС “Почему Берлинская операция считается одной из самых сложных операций в войне?”

Немцы возвели на подступах к Берлину мощнейшие оборонительные рубежи. Проведя разведку боем , 16.04. советские войска начали наступление и заняли Зееловские высоты. На подступах к Берлину были установлены мощные прожектора – эффект ослепления противника.

Осуществляли взятие Берлина 3 фронта:

1 Белорусский под командованием Жукова

2Белорусский под командованием Рокоссовского

1 Украинский под командованием Конева

Участвовало около 3 млн. советских солдат, 8 тыс. танков, 8 тыс. самолетов, 52 тыс. орудий, 300 тысячная группировка противника была окружена в районе Берлина

30.04. советские войска начинают штурм рейхстага

 В ночь на 1 мая над Рейхстагом водружено Красное знамя (Егоров и Кантария), рейхстаг капитулировал.


5) Пражская Операция 9-10 мая 1945 г.

Капитуляция остатков немецкой армии в Праге (Чехословакия).



Коммуникативные:

применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: воспроизводят информацию, необходимую для решения учебной задачи

1.Постановка учебной задачи

Организует работу обучающихся в группах


Организует познавательную деятельность обучающихся с помощью создания проблемной ситуации

Учитель: Первая группа готова? Вы исследовали 10 сталинских ударов. Покажите на карте и расскажите.


Выступление 1 группы.


Учитель: к чему привели 10 сталинских ударов?


В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия. В 1944 году  вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии.


Учитель: Какой вывод по вашему исследованию вы предложите?


Полное освобождение территории СССР от нацистских захватчиков.


Учитель: Тем временем наступление советских войск продолжалось. Зажатая в тиски войной на два фронта, Германия быстро теряла силы для дальнейшего сопротивления. Однако основные ее войска были по-прежнему сосредоточены на советско-германском фронте, остававшемся главным.

Вторая группа исследовала завершающие операции Великой Отечественной войны.

2 группа: рассказывает и показывает на карте 5 завершающих военных операций

Демонстрация фрагмента фильма “Самарские судьбы. Владимир Чудайкин” (фрагмент о Берлинской операции).

Ссылка фильма: https://yadi.sk/i/jT2H82ukJluCtg

Перед демонстрацией фрагмента фильма учащимся ставится проблемный вопрос: “Почему Берлинская операция считается одной из самых сложных операций в войне?”

(Немцы возвели на подступах к Берлину мощнейшие оборонительные рубежи. Проведя разведку боем , 16.04. советские войска начали наступление и заняли Зееловские высоты. На подступах к Берлину были установлены мощные прожектора – эффект ослепления противника).


Учитель: К чему привели эти военные операции?

Учитель: Какой вывод вашего исследования вы предложите?

Вывод: СССР освободил от нацизма страны Восточной Европы.


Учитель: Какой общий вывод нашего исследования вы предложите?


В результате 10 сталинских ударов территория СССР полностью освободилась от нацистских захватчиков. В результате 5 завершающих операций была освобождена советскими солдатами территория Восточной Европы от нацистов.


Учитель: Какой проблемный вопрос вы сформулировали в начале урока?


СССР в Восточной Европе - освободитель или завоеватель?


Учитель: Мы можем ответить на проблемный вопрос.


Да, СССР в Восточной Европе – освободитель!


Учитель: Великая Отечественная война вошла в каждый дом. В каждой семье есть свой герой этой войны. Сейчас многие составляют фронтовые дороги своих дедов и прадедов. Вы тоже можете найти дополнительную информацию о своем участнике войны на сайтах министерства обороны РФ: «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал».

t1590317690ac.png

Интернет-ресурсы. Базы данных.

ОБД Мемориал – сведения о погибших воинах (http://obd-memorial.ru/html/index.html )
«Подвиг народа» – сведения о наградах периода войны (http://www.podvignaroda.ru/ )

«Память народа» – сведения о наградах и подвигах периода войны (http://www.pamiatnaroda.ru/ ).

Совместно с учителем думают над проблемной ситуацией

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера

2. Анализ учащимися исторического документа





























III.Систематизация знаний.



































Организует работу обучающихся в группах





























Организует работу с кластером
























Проверяет уровень усвоения нового материала













Учитель: работу построим таким образом. 1 группа исследует исторический документ и составит вопросы по нему для 2 группы.

2 группа после изучения документа будет отвечать на вопросы 1 группы.

Исследование учащимися исторического документа “Акт о безоговорочной капитуляции Германии”.

Вопросы:

Стороны договора;

Дата прекращения военных действий;

Условия договора для Германии;

На каких языках был составлен акт?

















Учитель: В.В. Путин, выступая на конференции 11.12.2019 года, ответил так. (просмотр видео – выступление Путина В.В. на конференции 11.12.2019 г.).

Правда, Победы какая она? Составьте на доске кластер, каждый напишите правду Победы.


Составить кластер

Правда, Победы



1) Сохранена свобода и независимость СССР.

2) Расширились границы СССР.

3) Разгромлен фашизм.

4) Народы Европы спасены от фашистского ига.

5) Изменился социально-экономический строй в странах Восточной Европы.


1) Героизм, сплочение народных масс;

2) Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство ее полководцев, командиров и политработников;

3) Единство фронта и тыла;

4) Героическая борьба партизанских соединений и подполья;

5)Возможности сверхцентрализованной директивной экономики, помноженные на огромные природные и людские ресурсы;

6) Организаторская деятельность Коммунистической партии, которую поддерживал народ и др.


Учитель: Какой вывод нашего исследования вы предложите?


В результате 10 сталинских ударов территория СССР полностью освободилась от нацистских захватчиков. В результате 5 завершающих операций была освобождена советскими солдатами территория Восточной Европы от нацистов.


СССР в Восточной Европе – освободитель!


Учитель: Война стала для всех народов СССР временем тяжелейших ис­пытаний. В противостоянии с жестоким и сильным врагом советские люди проявили свои лучшие качества: любовь к Отчизне, взаимо­помощь, терпение, мужество на фронте и в тылу. Война показала, что советский солдат научился воевать на поле брани и в реша­ющий момент морально превзошел врага. И все во имя одной цели – победы над врагом, ставшей частью нашего национального самосознания.

Обучающиеся работают в группах, формулируют вопросы и отвечают на вопросы






Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи



Решают поставленную в начале урока проблемную ситуацию, предлагают свои варианты















Выполняют задание


































Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют свою деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу


















































Разноуровневое домашнее задание:

1 уровень – параграф 25, отвечать на вопросы.

2 уровень – И написать эссе “Урок Победы”.



Рефлексия

Организует деятельность по применению полученных знаний

Каждый ученик пишет на листе, что ценного он узнал сегодня на уроке-исследовании. 

Взаимооценивание учащихся.


Выполняют задания

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.