Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (Слайд № 1)
(Слайд № 2) Опера - музыкальный спектакль, где все герои поют под сопровождение оркестра. Зародилась в Италии на рубеже 16-17 столетий. В переводе с итальянского языка слово "опера" значит дело, труд, сочинение.
Театр оперы и балета - музыкальный театр, в котором главная роль принадлежит музыке. В течение нескольких уроков мы совершим экскурсии на музыкальные спектакли в самые знаменитые театры оперы и балета России.
(Слайд № 3) Это Государственный академический Большой театр в Москве - один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Приглашаю вас в театр!
Итак, мы в театре. Звенит третий звонок. Занавес пока закрыт, звучит музыка, которая подготавливает слушателя к предстоящему действию. Послушай это произведение в исполнении симфонического оркестра.
Сейчас мы послушаем Увертюру к опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила"
(Слайд № 4) Но сначала запишем в тетрадь понятие «Увертюра»
Увертю́ра (франц. ouverture, от лат. apertura – открытие, начало), инструментальное вступление к крупному произведению (опере, балету, оратории, театральному спектаклю), а также самостоятельное сочинение.
(Слайд № 5) Прослушивание увертюры «Руслан и Людмила».
(Слайд № 6) Сегодня мы познакомимся с оперой-былиной «Садко».
Оперу-былину «Садко» написал русский композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908).
В ней рассказывается о необыкновенных приключениях новгородского гусляра и купца Садко.
(Слайд № 7) А сейчас запишите в тетрадь еще одно понятие – либретто. Послушаем несколько номеров из оперы.
Вступление к опере «Садко» - «Океан, море синее»
Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Окиан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.
(Слайд № 8) Слушаем…
(Слайд № 9) «Берег Ильмень-озера: на берегу бел-горюч камень. Светлая летняя ночь. Рогатый месяц на ущербе. Садко сидит на камне. В руках у него гусли».
Грустно на душе у Садко: «людям стали уж не надобны мои гусельки яровчаты». Он поет о своих мечтах.
(Слайд № 10) Песня Садко "Ой ты, тёмная дубравушка"
Партию Садко в опере исполняет ТЕНОР - высокий мужской голос – под запись.
(Слайд № 11) Услышало его Ильмень-озеро: легкий ветерок прошелся по его глади, всколыхнул воду, прошелестел тростниками. Видит Садко, как стая лебедей плывет к берегу. Приплыли они и превратились в девиц красных, а среди них царевна морская Волхова, дочь царя морского. Садко играет наигрыш и запевает хороводную песню. Дочери царя морского водят хороводы, а царевна садится около него и плетет ему венок — залюбовался Садко Волховой. Плененная пением Садко, царевна морская пообещала ему на прощание три рыбки золото-перо, что живут в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье.
(Слайд № 12) Хороводная песня Садко "Заиграйте, мои гусельки"
(Слайд № 13) Продолжаем знакомство с оперой. Есть в опере "Садко" сцена Новгородского торга. Происходит она на берегу Ильмень-озера. Садко поймал золотых рыбок, которые обернулись слитками золота. Самым богатым стал Садко в Новгороде. Собрал Садко дружину, накупил товаров и снарядил корабли. Садко собирается в путь и просит гостей-купцов рассказать о своих странах. Сейчас мы послушаем песни заморских гостей.
(Слайд № 14) Песня Варяжского гостя - слушаем.
(Слайд № 15) Варягами на Руси называли жителей балтийских берегов. Исполняет Анатолий Березин.
(слайд № 16) Звучит БАС - низкий мужской голос – под запись.
(Слайд № 17) Песня Индийского гостя – слушаем.
(Слайд № 18) Партию Индийского гостя исполняет ТЕНОР - высокий мужской голос.
(Слайд № 19) Песня Веденецкого гостя - слушаем.
(Слайд № 20) Веденецкий значит Венецианский, то есть из Италии. Партию Веденецкого гостя исполняет БАРИТОН - низкий мужской голос, но выше, чем бас, и как бы моложе. – под запись.
(Слайд № 21) Долгих двенадцать лет Садко путешествовал по морям и океанам и ни разу не заплатил дань морскому царю, за что потребовал тот его самого. Опустился гусляр на морское дно, встретил его царь с женой и дочерями. Решил морской владыка женить Садко на своей дочери Волхове. Затеяли богатый пир, пригласили множество морских обитателей. Садко на гуслях играл и песни пел. От их веселья разбушевалось море, и начали тонуть корабли. Вдруг появился перед ними старый, но могучий богатырь с огромной палицей. Опустил он морского царя с семьёй и свитой на самое глубокое дно океана. Садко он отправил в Новгород, а Волхову превратил в реку, которая впадала в озеро Ильмень. Перед превращением Волхова поёт для Садко колыбельную песню.
(Слайд № 22) Колыбельная Волховы – слушаем.
(Слайд № 23) Партию Волховы в опере исполняет СОПРАНО - высокий женский голос. – под запись.
Прочитай и выбери правильный ответ.
1. Садко играл на:
1) Свирели;
2) Балалайке;
3) Гуслях.
2. Кто написал оперу «Садко»?
1) Э. Григ;
2) П. И. Чайковский;
3) Н. А. Римский-Корсаков.
3. В царство какого царя попал Садко?
1) Кощея;
2) Бабы Яги;
3) Морского царя.
4. Песня Садко называется:
1) «Заиграйте на моей балалаечке»;
2) «Поиграй на гусельках»;
3) «Заиграйте мои гусельки».
5. Тема вступления к опере Садко называется:
1) «Океан-море синее»;
2) «Пруд пруди, а ничего не сыщешь»;
3) «Река-реченька, ты течешь не колыбнешься».
4