12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корчагина Элеонора Васильевна261
Вся моя жизнь с самого раннего детства связана с музыкой. Петь для меня также естественно, как дышать. Поэтому своих учеников я стараюсь научить любить то, что ты делаешь. А главное слышать музыку души другого человека и «играть» с ним в дуэте.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
2

Методическая разработка открытого урока музыки во 2 классе по теме: «Детский музыкальный театр. Опера»



Методическая разработка открытого урока музыки во 2 классе по теме:

«Детский музыкальный театр. Опера».

 

Цели урока.

1.    Дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

2.    Познакомить учащихся с жанром оперы, с историей создания и репертуаром Воронежского государственного театра оперы и балета.

3.    Развить умение детей анализировать музыку, способствовать развитию вокально-хоровых и музыкально-ритмических навыков, импровизации и музыкальной драматизации.

4.    Воспитать музыкальный вкус и любовь к музыкальным традициям воронежского края.

5.    Привить любовь к музыкальному жанру оперы.

 

Задачи: определять изученные музыкальные жанры; определять песенность, танцевальность и маршевость  в  музыкальных фрагментах оперы.

 

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов, определять музыкальные и речевые интонации.

Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам оперы.

Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.

 

Тип урока – вводный.

Форма урока – урок – экскурсия.

 

Оборудование урока:

1.    Афиша спектакля «Волк и семеро козлят».

2.    Компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, синтезатор.

3.    Таблички: танец, песня.

4.    Фотографии сцен из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», балета П. Чайковского «Лебединое озеро».

5.    Либретто оперы «Волк и семеро козлят».

6.    Шумовые инструменты: треугольник, колокольчики, металлофон, ксилофон.

 

Ход урока.

 

I.     Организационный момент.

II.  Вступительное слово учителя.

(Дети входят в класс под музыку «Па де де» из балета П. Чайковского «Щелкунчик»).

 

Учитель. (слайд №1)

 - Здравствуйте, друзья!

 

Вслушайся: весь мир поет –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всем живет,

Мир ее волшебен!

                                  М.Пляцковский.

 

Музыка – как прекрасно и вдохновенно звучит это слово. Она входит к нам в дом с самого рождения. С маминой колыбельной песни. А дальше, сопровождает нас всю жизнь.

 

Учитель. (слайды №2, №3)

 - Где вы можете услышать музыку? (Ответы детей)

Сегодня вы продолжите знакомиться с миром музыки. Но для этого вам нужно вспомнить музыкальные жанры. Именно они помогут вам лучше понять и прочувствовать музыку.

 

(Слушание музыкальных отрывков. Определение названий музыкальных жанров.)

1) Вальс из балета П. Чайковского «Щелкунчик»

2) Заключительный хор из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят».

 

III. Актуализация знаний, постановка проблемы. (слайды №4, №5,№6)

Учитель называет тему урока «Куда ведет нас песня?»

 

Учитель.

 - Ребята, какую песню мы послушали в начале урока? (Песню козлят).

Именно она позволит нам совершить музыкальную экскурсию в театр оперы и балета.

- Вы знаете, где находится Воронежский театр оперы и балета? (Ответы детей).

- Вы знакомы с историей этого театра?

 

1. Знакомство с историей создания и репертуаром Воронежского театра оперы и балета.

 

Учитель. (слайды №7, №8)

История создания Воронежского театра оперы и балета очень интересна и увлекательна. В начале его называли театром музыкальной комедии. Комедия – это веселый, юмористический спектакль со счастливым финалом.

Вы видите фотографию Л. Лазарева замечательного режиссера, основателя и руководителя этого театра. В 30 годы прошлого века не в одной области ЦЧК не было еще музыкального театра.

Вскоре на сцене можно было увидеть и услышать замечательные оперы, балеты, оперетты. Репертуар становился разнообразнее, и театр стали называть музыкальным! Тогда он находился в здании концертного зала «Филармония». Потом труппа переехала в новое, просторное здание, расположенное на площади Ленина. Музыкальный театр впервые обрел свой родной дом. Это событие широко отмечалось. На премьере звучала музыка замечательного русского композитора П. Чайковского. Опера «Евгений Онегин» и балет «Лебединое озеро». Сейчас со времени открытия театра оперы и балета прошло более 50 лет. За эти годы на его сцене было поставлено более 200 спектаклей.

 

Учитель. (слайды №9)

 

- Вы были в этом театре?

 - Какие музыкальные спектакли вы видели?

Учитель предлагает посмотреть афишу детских музыкальных спектаклей.

 

Г. Гладков «Бременские музыканты»

Д. Беляев «Волшебник изумрудного города»

Б. Савельев «День рождения кота Леопольда»

И. Морозов «Доктор Айболит»

К. Хачатурян «Чиполлино», «Кот в сапогах»

А. Спадавеккиа «Золушка»

 

Учитель.

 - Ребята, какого музыкального спектакля в этом списке нет? (Волк и 7 козлят). Мы уже начинали говорить о нем на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)

 

IV.             Знакомство с детской оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят». (слайды №10 - 14)

 

1. Афиша оперы М. Коваля «Волк и 7 козлят».

Учитель.

Ребята, давайте познакомимся с музыкальным спектаклем «Волк и семеро козлят». Постараемся исполнить в нем главные роли.

 

Но прежде! (Учитель показывает афишу спектакля)

- Что вы видите у меня в руках? (Ответы детей)

Афиша – это короткое объявление, реклама спектакля.

- О чем мы можем узнать из афиши? (Ответы детей).

 - Какие слова из афиши вам незнакомы? (Премьера, опера)

Премьера – первое исполнение спектакля.

Опера – это музыкальный спектакль, в котором мысли и чувства героев передаются с помощью пения.

 

2. Слушание и анализ музыкальных средств и содержания песни Мамы- козы.

Учитель. (слайды №15 - 16)

- Ребята, попробуем ощутить атмосферу этого спектакля. Послушаем небольшой фрагмент. (Звучит песня мамы-козы)

- Чья эта песня?

 - Как она называется? (Колыбельная)

 - О чем в ней рассказывается?

 - Какой характер выражает музыка?

 - Как зовут 7 козлят? (Всезнайка, Бодайка, Топтушка, Резвушка, Мазилка, Дразнилка, Малыш)

 

3. Музыкальная драматизация сцены «Игры козлят». (слайды №17 - 18)

Учитель.

 - Теперь поняв и прочувствовав атмосферу спектакля. Исполним роли козлят в сценке «Игра козлят».

 

Продолжаем представленье

С пляской, музыкой и пеньем.

Много сказок, мудрых сказок

Знает старый темный лес.

Мы одну сейчас расскажем,

В ней немало есть чудес.

- Уважаемые актеры! Какие козлята участвуют в игре? (Топтушка, Всезнайка, Бодайка)

 

Прочитайте текст с выражением! Передав характер каждого козленка.

 

Топтушка.

«Я на венике верхом объезжаю все кругом.

Ты беги, Мазилка, вслед, ну, догонишь или нет?»

 

Всезнайка.

«А я знаю, за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку».

 

Бодайка. 

«Забодаю, забодаю!»

 

Болтушка.

«Вот Всезнайка и Топтушка говорят, что я  - болтушка,

Говорят, что много вру, а я правду говорю».

 

Послушайте его в исполнении режиссера – постановщика. Повторите, исправив недостатки. Прочитайте текст выразительно.

 

 Учитель. (слайды №19 - 20)

 - Ребята, попробуйте сочинить мелодию к тексту, каждого персонажа.

Послушайте, как звучит эта песня у композитора.

 - Давайте, исполним ее вместе с вами. (Пение совместно с учителем).

- Ребята, как вы считаете? Какой вариант исполнения прозвучал выразительнее, ярче передал характер и внешний облик козлят? Когда вы читали или пели роли героев.

Музыкальная интонации помогла нам выразительнее передать характер и создать музыкальный портрет козлят.

 

Учитель. (слайды №21 - 22)

- Продолжим знакомиться с содержанием оперы.

 - Найдите в тексте самый драматический момент спектакля, где силы добра и зла вступают в противоборство. (Волк похищает козлят)

 

«Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа»

                                            В.Берестов.

Учитель.

- Как заканчивается эта опера? (Малыш спасает братьев, сестер)

·      Добро победило зло, Волк наказан.

·      Козлята торжествуют и с песней возвращаются домой.

 

V. Вокально-хоровая работа над финальной песней «Семеро козлят». Музыкальная драматизация этой сцены. (слайд №23)

 

Разучивание и исполнение песни под аккомпанемент синтезатора, фонограммы музыкального центра. Музыкально-ритмическое сопровождение песни игрой на треугольнике и колокольчиках.

 

VI. Рефлексия. Итог урока. (слайд №24)

Учитель.

- Куда привела вас песня? (В оперу)

 - В чем особенность оперы? (Ответы детей)

 - С какой оперой познакомились?

 - Какой композитор ее написал?

- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

 

Учитель. (слайд №25)

Завершить нашу встречу я хотела бы стихотворением.

Пусть эти строки станут девизом вашей жизни.

 

Без музыки не проживу и дня,

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов.

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечный спутник мой!

                                                 О. Гаджикасимов.

Учитель.

Спасибо за работу. До свидания.

 

VII. Домашнее задание. (слайд №26)

Нарисовать афишу, билет, декорации к опере «Волк и семеро козлят».

 


Презентация урока по теме:"Детский музыкальный театр. Опера"
PPT / 36.16 Мб


Заключительный хор козлят.
MP3 / 1.7 Мб

Колыбельная песня мамы козы.
MP3 / 3.23 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.