Урок музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для 5 класса

9
0
Материал опубликован 1 July 2016

Тема урока: Музыкальное путешествие в оперный театр

Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Место урока в планировании учебного процесса: II четверть, 4 урок.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы.

Задачи урока:

    сформировать у учащихся представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине);

    развивать внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки учащихся;

    воспитывать музыкальную культуру, правила поведения при слушании музыки, артистическое чувство исполнения вокального материала, способствовать становлению положительных эмоций.

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Музыкальный материал: Г. Струве «Моя Россия»; Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее. Вступление к опере «Садко»; Песня Садко «Ой ты, темная дубрава»; сцена «Появление лебедей и их сказочное превращение»; Е. Крылатов «Колокола».

Дидактический материал: видеозапись оперы «Садко»; книги с былиной «Садко»; карточки-эмоции; карточки с заданием; бумажные нотки.

Кабинет оформлен в морском стиле.
Нам с вами сегодня пришло письмо из далекого прошлого, от Николая Андреевича Римского-Корсакова. Давайте его прочтем.«Здравствуйте, уважаемая Татьяна Константиновна и ребята 5«А» класса! Спешу сообщить Вам, что, закончив петербургский морской корпус, я отправился в кругосветное путешествие на паруснике «Алмаз». Я себя возомнил Садко, который плавал по разным странам… Передо мной возникали картины бушующего моря и нежной зыби…Помню я, как мы были удивлены и обрадованы, выйдя утром на палубу и увидев совершенно изменившийся цвет океана: из зелёно-серого он сделался чудным синим…Чудные дни и чудные ночи! Дивный тёмно-лазоревый днём цвет океана сменялся фантастическим свечением ночи… Чудесен тропический океан со своей лазурью и фосфорическим светом, чудесны тропическое солнце и облака, но ночное тропическое небо с крупными блестящими звёздами чудеснее всего на свете… Я высылаю Вам свою оперу «Садко». Желаю Вам и Вашим друзьям, чтобы, прослушав моё произведение, Вы услышали шум морского прибоя, увидели сверкание ночных звёзд.С уважением, Николай Андреевич Римский-Корсаков.»


С каким жанром музыкальным мы будем сегодня знакомится ---Опера

Назовите композитора, автора письма Н. Римский-Корсаков

Составьте план действий, чтобы раскрыть тему.

У каждой оперы есть литературная основа. Определение БЫЛИНА

Былина о Садко – отважном путешественнике-мореплавателе, певце-гусляре, торговом посланце Господина Великого Новгорода Учебник. Найти , как начинается былина.

давайте вспомним , что мы уже знаем, чтобы лучше усвоить новую тему.

Игра «Я знаю , что…», если кто-то ничего не запомнил, говорит: «Пропускаю». Важное условие: повторяться нельзя. За каждую правильно прозвучавшую мысль учитель даёт поощрение в виде скрипичного ключа . Дети по очереди продолжают фразу:

Перед прослушиванием сцены из оперы Садко задаю вопросы.-

1 Докажите , что музыка русская (Гусли – русский народный музыкальный инструмент)

Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей (в симфоническом оркестре - звучание арфы).

2 Определите характер мелодии, к какому жанру относится (мелодия распевная, выразительная, написана в характере лирической народной песни).

Просмотр видеофрагмента. Песня Садко «Ой ты, темная дубравушка».

3 Какой голос (академическое пение) у главного героя? (Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях, голос - высокий мужской, тенор). Садко, бедный гусляр, который мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. На пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Что чувствует в душе Садко? (он обижен и раздосадован), поэтому песню поет Садко грустную, печальную. Он изливает свою печаль и думы заветные.- АРИЯ В процессе подготовительной работы над музыкой композитор изучил русские былинные распевы для достоверности показа особого говора древнего Новгорода. Опера стала настоящей КЛАССИКОЙ (ОБРАЗЦОВОЙ ВЫДАЮЩИЙСЯ

Как назывался парусник, на котором путешествовал композитор ?,

Ника получил немало нужных и полезных навыков - научился отлично плавать, грести, конопатить и смолить корабельное днище, бегать по реям и крепить паруса. А самое главное - он научился владеть собой и делать нужное дело. В жизни и творчестве это так же важно, как и в морской службе

Исполним песню «Качка» (на экране схема) передадим дух учебы курсантов , озорство, шутку, сплоченность .

Посмотрите- Это Мариинский театр, один из лучших в России театров оперы и балета, 

в котором главная роль принадлежит музыке

Сегодня это цель нашего путешествия.

Вход в театр без билета или приглашения строго воспрещён. Что бы приобрести билет необходимо принять участие

Пластическое интонирование (муз- пауза )

Произведения каких жанров мы можем увидеть и услышать в музыкальном театре?

Даже в самих названиях этих жанров: «опера», «балет», есть подсказка.

Пропеть слово «опера» (3 слога, «поющие» гласные). Какое движение хочется сделать руками? (плавное движение, «продирижировать»)

Пропеть слово «балет». Какое движение хочется сделать? (взмахнуть и опустить руки, сделать полуприседание, полупоклон) Как же в балете мы будем понимать то, что происходит на сцене? (по движению, пластике, музыке)

Главное – музыка! Она ведёт нас за собой. Надо лишь услышать и понять её

Давайте настроимся на слушание музыки – поможет нам в этом песня -

Исполнение "ДОВЕРЯЮ МУЗЫКЕ Я СВОЮ СУДЬБУ"

Заходим в театр.Встречает нас галерея портретов оперных певцов и артистов балета. (просмотр иллюстраций учебника)

Звенит первый звонок и мы слушаем Вступление к опере "Садко" (увертюру"Океан- море синее")-

1 - Какую картину рисует музыка? (музыка рисует грозную стихию бескрайнего моря).

2.- Как композитор нарисовал музыкальную картину моря, какой приём развития музыки использовал (приём повтора). Лишь в завершении вступления, в коде, появляется лёгкий оттенок сказочности. На фоне звучания низких струнных (мотива моря) звучат аккорды причудливой гармонии у деревянных духовых - английского рожка и двух кларнетов. Аккорды звучат мечтательно и фантастично, намекая на чудеса Подводного мира, таящегося в глубинах океана.

3 Назовите средства музыкальной выразительности.
Физкультминутка. Море волнуется раз……………..

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Обратимся к картине М.Врубеля "Волхова" или см. учебник стр.55

Как вы думаете что это за сказочный персонаж из оперы Садко ?

какой предстаёт перед нами Волхова - образ фантастический или человечный?(Морская царевна почти становится человеком, но вслед за тем она растворится в мире природы.)

Прощаясь с Садко, она пропоёт колыбельную песню

Слушание колыбельной Волховы.

В какой форме написана колыбельная? (куплетная). Есть ли в самой мелодии колыбельной необычные, волшебные интонации?

Вывод- Какой же силой обладала его музыка! Как же могла не полюбить Морская Царевна его за песни! Услышала она голос его на дне морском и вышла на берег.

Как вы считаете сейчас мы должны спеть песню по характеру веселую или грустную? Исполнение песни «От моря и до моря»-предложите свои варианты исполнения песни

Рефлексия. Закрепление нового материала.

Задать другу вопрос или Учитель-Ученик.

Ответьте на следующие вопросы: что такое опера? Какие виды искусств объединены в оперном спектакле? Какие новые музыкальные термины, связанные с оперой, ты запомнил? Назови имя композитора, написавшего оперы "Садко". Есть ли в твоём городе музыкальный театр? Есть ли в репертуаре музыкального театра оперы?

Оценка . У каждого из вас на парте лежит нотка. На доске вы видите нотный стан со скрипичным ключом. Чем больше вам понравился урок, тем выше прикрепите нотку на нотном стане.

Домашнее задание.

Какие оперы и балеты, написанные на сказочные сюжеты, ты знаешь?







Комментарии
Комментариев пока нет.