Урок музыки во 2 классе «Путешествие в музыкальный театр. Балет»

4
0
Материал опубликован 23 February 2017

МБОУ CОШ №2 г. Судак

Урок музыки 2 класс

Тема: «Путешествие в музыкальный театр. Балет»

Учитель музыки: Порывай Елена Николаевна

2017 г.

Тема: «Путешествие в музыкальные страны. Балет.»

«Души исполненный полет».

«Волшебный мир танца».

Цель: продолжение знакомства со спецификой деятельности музыкального театра, театральными профессиями; дать представления о музыкально-сценическом жанре – балете; представление в разнообразных видах музыкальной деятельности образов оперы и балета (вокализация, игры, пластические композиции); в процессе работы в группах, в коллективе формирование навыков коммуникации, сотрудничества; расширение представлений учащихся об интонационно-жанровых особенностей музыкальных характеристик главных персонажей оперы и балета.

Планируемые результаты :

предметные: научатся выявлять отличительные особенности музыкального жанра – балет, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, рассказывать о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакций на музыку, связывать художественно-образное содержание с конкретными явлениями окружающего мира.

метапредметные: регулятивные - преобразовывать познавательную задачу в практическую; познавательные – осуществлять поиск необходимой информации; коммуникативные – координировать и принимать различные позиции в взаимодействии;

личностные – наличие эмоционального отношения к искусству, воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты, отзывчивости, умения сопереживать, трудолюбия)через анализ содержания произведения искусства.

Тип урока: урок углубления знаний.

Музыкальный материал: «Вальс» и «Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьева (видеофрагменты); «Песня о волшебниках» Муз. Г.Гладкова, сл. В.Лугового.

Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, CD диски, портрет С.Прокофьева.

Эпиграф: «Я снова вижу голубой далёкий свет.

Прекрасным принцем мне является балет .

Он позолоченную туфельку даёт ,

И за собою в мир загадочный ведёт».

И. Резник

«Не одежда красит человека, а его добрые дела».

Ход урока: (вступление, экспозиция)

1. Организационный момент.

(учащиеся входят в класс под музыку Г.Гладкова «Песня о волшебниках»)

- Добрый день мои дорогие дети!

- Учитель читает эпиграф.

-Как вы думаете, о каком загадочном мире будет идти речь сегодня на уроке? Давайте посмотрим, что принесет нам сегодняшняя встреча.

2. Постановка темы и цели урока.

Презентация

Кто-то из вас читал эту сказку в первый раз, а кто-то уже был знаком с её героями, но каждый раз, соприкасаясь с произведениями великолепного мастера, мы узнаем для себя, что-то новое, учимся красоте слова, мыслей, души. Шарль Перо – известный французский писатель-сказочник. «Работала она не покладая рук с утра и до самого вечера…» - о каком персонаже сказки эти слова?

А почему я говорю о писателе, ведь у нас урок музыки. Да потому что литература и музыка тесно связаны между собой. И вы вскоре в этом убедитесь.

А сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествие не просто в сказку, а в музыкальную страну, где господствует танец, в загадочный мир под названием Балет .Посмотрите на слайд- это театры оперы и балета, настоящие храмы искусства, они есть в каждом большом городе. А тема урока: «Путешествие в музыкальные страны. Балет».

(Разработка).

Балет - это музыкальный спектакль, где все герои выражают свои мысли и чувства с помощью танца.

В основе балета – литературный сюжет. Артисты балета – балерины и танцоры.

3. Актуализация опорных знаний.

Перед вам портрет великого русского композитора XIX в. Сергея Сергеевича Прокофьева. Вы уже знакомы с этим композитором по его альбому «Детская музыка».

И наша встреча посвящена великому шедевру мировой классики – балету С.С.Прокофьева «Золушка».

Какими чертами характера обладает Золушка? (добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая)

Что объединяет названные качества? (то, что они положительные)

Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести Золушку? (Золушка – положительный герой сказки)

б) «…сварливая, высокомерная, бессердечная гордячка» (мачеха)

в) «… ленивые, заносчивые злюки, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером» (сестры).

А как одним словом можно назвать эти черты характера? (отрицательные)

Сделаем вывод: к какой группе героев относятся мачеха и сёстры? (мачеха и сестры – отрицательные герои сказки)

Сравните два столбика, что вы можете сказать об этих качествах (они противоположны друг другу)

Какой прием использует автор, противопоставляя характеры Золушки и матери с дочками? (прием контраста)

Что этим хотел показать автор? (борьбу добра и зла) 1.Художественное тактирование: Добрый – злой.

-Выразить голосом образ доброго и злого персонажа; контролировать и добиваться соответствие жеста и голоса (атака, длительность, темп).

Внимательно послушайте задания: слушая музыку узнайте одного из героев сказки, докажите, что именно эта музыку изображает данного героя (Звучит вальс. Дети делятся своими впечатлениями. Образ Золушки положительного героя. Полночь – образ мачехи с дочками).

 

2.Художественное чтение стихотворения Агнии Барто «В театре».

А.Барто «В театре»

 

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете.

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала.

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы,

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится по сцене —

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени —

Номерка не нахожу.

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала —

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

Мне очень нравится балет,—

Ребятам я сказала

Дать возможность ребятам найти свои выразительные интонации. Стремиться к полному соответствию движения рук и звучания голоса.

3. Ритмический рисунок;

4. Слуховой диктант;

5.Ладовые жесты;

6.Алгоритм «Ворон», «Филин», «Кукушечка».

- Смотрите и слушайте.

Видеофрагмент «Вальс» из балета Сергея Прокофьева «Золушка».

Аудио фрагмент «Полночь» из балета Сергея Прокофьева «Золушка».

Учитель просит обратиться к таблице (с.7, 92, 93), помогающей определить характер и настроение прослушиваемой музыки; средства музыкальной выразительности:

- характер музыки,

- настроение,

- движение мелодии,

- темп,

- динамика.

Всегда ли музыка звучала одинаково?

Какие средства выразительности заставили музыку звучать по-разному?

Для чего С. Прокофьев использовал эти средства? (чтобы передать чувства героев)

Какой приём использует композитор, чтобы показать разнообразие музыкальных звуков? (приём контраста)

Созвучны ли средства выразительности композитора и писателя?

Почему? Ведь писатель использует слова, а композитор звуки?

(потому что рассказывают о чувствах героев)

Подтвердились ли ваши высказывания о чувствах героев?

Понравилось ли вам на балу?

Кто из вас смог представить себя принцем или Золушкой?

Вот и подошла к концу наша сказка.

Чтение концовки сказки.

Чем покорила Золушка принца? (добротой, искренностью, кротостью, изяществом).

- Какие поступки людей можно назвать красивыми? ( Ответы детей).

(Кульминация).

Читаем пословицу:

« Не одежда красит человека, а его добрые дела».

А для того, чтобы совершать добрые поступки, нужно по-доброму, с любовью относиться к окружающему миру, людям. Любить свой дом. Любить своих родных, край, в котором ты живешь, любить все то, что нам дарит день. А все это называется Родина.

Акцентируется внимание детей на слова : «Не одежда красит человека, а его добрые дела ». Читает весь класс.

Работа над художественным образом песни и ее исполнение.

Г. Гладков «Песня о волшебниках». (Обобщение содержания урока).

Итог урока

А) – С каким музыкальным жанром мы сегодня работали на уроке?

(с балетом)

Какой это балет? (сказочный, волшебный)

Кто написал этот балет?

Какова главная мысль сказки? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано. Терпение и труд все перетрут.)

Чему учит сказка? (творить добро, помогать людям, быть…)

Б) Правила «жизни»

1. Старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.

2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам других.

4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей.

5. Дорожи дружбой.

6. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

5. Домашнее задание

1. Продолжить знакомство с волшебным жанром музыки – балетом.

2. Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки Ш. Перро

« Золушка»

 

6.Рефлексия

А сейчас, приложите к груди свои ладошки. Вслушайтесь каждый в свое сердце. Вы слышите его? Давайте скажем, какие хорошие человеческие качества живут в наших сердцах (любовь, доброта, отзывчивость, трудолюбие, искренность, справедливость, благородство, щедрость и т.д.)

Все эти хорошие качества, которые вы перечислили, объединились в одно доброе сердце – это сердце нашего сплоченного коллектива. Я желаю вам, чтобы все доброе и хорошее оставалось в ваших сердцах надолго. А сейчас потрите, пожалуйста, свои ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища.

На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас! А вы в свою очередь не забывайте, почаще улыбаться и дарить всем людям тепло и любовь. Спасибо за урок.

Учащиеся выходят из класса под музыку Г. Гладков «Песня о волшебниках».

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.