Урок музыки во 2 классе «Путешествие в музыкальный театр. Балет»
МБОУ CОШ №2 г. Судак
Урок музыки 2 класс
Тема: «Путешествие в музыкальный театр. Балет»
Учитель музыки: Порывай Елена Николаевна
2017 г.
Тема: «Путешествие в музыкальные страны. Балет.»
«Души исполненный полет».
«Волшебный мир танца».
Цель: продолжение знакомства со спецификой деятельности музыкального театра, театральными профессиями; дать представления о музыкально-сценическом жанре – балете; представление в разнообразных видах музыкальной деятельности образов оперы и балета (вокализация, игры, пластические композиции); в процессе работы в группах, в коллективе формирование навыков коммуникации, сотрудничества; расширение представлений учащихся об интонационно-жанровых особенностей музыкальных характеристик главных персонажей оперы и балета.
Планируемые результаты :
предметные: научатся выявлять отличительные особенности музыкального жанра – балет, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, рассказывать о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакций на музыку, связывать художественно-образное содержание с конкретными явлениями окружающего мира.
метапредметные: регулятивные - преобразовывать познавательную задачу в практическую; познавательные – осуществлять поиск необходимой информации; коммуникативные – координировать и принимать различные позиции в взаимодействии;
личностные – наличие эмоционального отношения к искусству, воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты, отзывчивости, умения сопереживать, трудолюбия)через анализ содержания произведения искусства.
Тип урока: урок углубления знаний.
Музыкальный материал: «Вальс» и «Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьева (видеофрагменты); «Песня о волшебниках» Муз. Г.Гладкова, сл. В.Лугового.
Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, CD диски, портрет С.Прокофьева.
Эпиграф: «Я снова вижу голубой далёкий свет.
Прекрасным принцем мне является балет .
Он позолоченную туфельку даёт ,
И за собою в мир загадочный ведёт».
И. Резник
«Не одежда красит человека, а его добрые дела».
Ход урока: (вступление, экспозиция)
1. Организационный момент.
(учащиеся входят в класс под музыку Г.Гладкова «Песня о волшебниках»)
- Добрый день мои дорогие дети!
- Учитель читает эпиграф.
-Как вы думаете, о каком загадочном мире будет идти речь сегодня на уроке? Давайте посмотрим, что принесет нам сегодняшняя встреча.
2. Постановка темы и цели урока.
Презентация
Кто-то из вас читал эту сказку в первый раз, а кто-то уже был знаком с её героями, но каждый раз, соприкасаясь с произведениями великолепного мастера, мы узнаем для себя, что-то новое, учимся красоте слова, мыслей, души. Шарль Перо – известный французский писатель-сказочник. «Работала она не покладая рук с утра и до самого вечера…» - о каком персонаже сказки эти слова?
А почему я говорю о писателе, ведь у нас урок музыки. Да потому что литература и музыка тесно связаны между собой. И вы вскоре в этом убедитесь.
А сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествие не просто в сказку, а в музыкальную страну, где господствует танец, в загадочный мир под названием Балет .Посмотрите на слайд- это театры оперы и балета, настоящие храмы искусства, они есть в каждом большом городе. А тема урока: «Путешествие в музыкальные страны. Балет».
(Разработка).
Балет - это музыкальный спектакль, где все герои выражают свои мысли и чувства с помощью танца.
В основе балета – литературный сюжет. Артисты балета – балерины и танцоры.
3. Актуализация опорных знаний.
Перед вам портрет великого русского композитора XIX в. Сергея Сергеевича Прокофьева. Вы уже знакомы с этим композитором по его альбому «Детская музыка».
И наша встреча посвящена великому шедевру мировой классики – балету С.С.Прокофьева «Золушка».
– Какими чертами характера обладает Золушка? (добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая)
– Что объединяет названные качества? (то, что они положительные)
Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести Золушку? (Золушка – положительный герой сказки)
б) «…сварливая, высокомерная, бессердечная гордячка» (мачеха)
в) «… ленивые, заносчивые злюки, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером» (сестры).
– А как одним словом можно назвать эти черты характера? (отрицательные)
Сделаем вывод: к какой группе героев относятся мачеха и сёстры? (мачеха и сестры – отрицательные герои сказки)
– Сравните два столбика, что вы можете сказать об этих качествах (они противоположны друг другу)
– Какой прием использует автор, противопоставляя характеры Золушки и матери с дочками? (прием контраста)
– Что этим хотел показать автор? (борьбу добра и зла) 1.Художественное тактирование: Добрый – злой.
-Выразить голосом образ доброго и злого персонажа; контролировать и добиваться соответствие жеста и голоса (атака, длительность, темп).
Внимательно послушайте задания: слушая музыку узнайте одного из героев сказки, докажите, что именно эта музыку изображает данного героя (Звучит вальс. Дети делятся своими впечатлениями. Образ Золушки положительного героя. Полночь – образ мачехи с дочками).
2.Художественное чтение стихотворения Агнии Барто «В театре».
А.Барто «В театре»
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала
Дать возможность ребятам найти свои выразительные интонации. Стремиться к полному соответствию движения рук и звучания голоса.
3. Ритмический рисунок;
4. Слуховой диктант;
5.Ладовые жесты;
6.Алгоритм «Ворон», «Филин», «Кукушечка».
- Смотрите и слушайте.
Видеофрагмент «Вальс» из балета Сергея Прокофьева «Золушка».
Аудио фрагмент «Полночь» из балета Сергея Прокофьева «Золушка».
Учитель просит обратиться к таблице (с.7, 92, 93), помогающей определить характер и настроение прослушиваемой музыки; средства музыкальной выразительности:
- характер музыки,
- настроение,
- движение мелодии,
- темп,
- динамика.
– Всегда ли музыка звучала одинаково?
– Какие средства выразительности заставили музыку звучать по-разному?
– Для чего С. Прокофьев использовал эти средства? (чтобы передать чувства героев)
– Какой приём использует композитор, чтобы показать разнообразие музыкальных звуков? (приём контраста)
– Созвучны ли средства выразительности композитора и писателя?
– Почему? Ведь писатель использует слова, а композитор звуки?
(потому что рассказывают о чувствах героев)
– Подтвердились ли ваши высказывания о чувствах героев?
– Понравилось ли вам на балу?
– Кто из вас смог представить себя принцем или Золушкой?
Вот и подошла к концу наша сказка.
Чтение концовки сказки.
– Чем покорила Золушка принца? (добротой, искренностью, кротостью, изяществом).
- Какие поступки людей можно назвать красивыми? ( Ответы детей).
(Кульминация).
Читаем пословицу:
« Не одежда красит человека, а его добрые дела».
А для того, чтобы совершать добрые поступки, нужно по-доброму, с любовью относиться к окружающему миру, людям. Любить свой дом. Любить своих родных, край, в котором ты живешь, любить все то, что нам дарит день. А все это называется Родина.
Акцентируется внимание детей на слова : «Не одежда красит человека, а его добрые дела ». Читает весь класс.
Работа над художественным образом песни и ее исполнение.
Г. Гладков «Песня о волшебниках». (Обобщение содержания урока).
Итог урока
А) – С каким музыкальным жанром мы сегодня работали на уроке?
(с балетом)
– Какой это балет? (сказочный, волшебный)
– Кто написал этот балет?
– Какова главная мысль сказки? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано. Терпение и труд все перетрут.)
– Чему учит сказка? (творить добро, помогать людям, быть…)
Б) Правила «жизни»
1. Старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.
2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам других.
4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей.
5. Дорожи дружбой.
6. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
5. Домашнее задание
1. Продолжить знакомство с волшебным жанром музыки – балетом.
2. Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки Ш. Перро
« Золушка»
6.Рефлексия
– А сейчас, приложите к груди свои ладошки. Вслушайтесь каждый в свое сердце. Вы слышите его? Давайте скажем, какие хорошие человеческие качества живут в наших сердцах (любовь, доброта, отзывчивость, трудолюбие, искренность, справедливость, благородство, щедрость и т.д.)
Все эти хорошие качества, которые вы перечислили, объединились в одно доброе сердце – это сердце нашего сплоченного коллектива. Я желаю вам, чтобы все доброе и хорошее оставалось в ваших сердцах надолго. А сейчас потрите, пожалуйста, свои ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища.
На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас! А вы в свою очередь не забывайте, почаще улыбаться и дарить всем людям тепло и любовь. Спасибо за урок.
Учащиеся выходят из класса под музыку Г. Гладков «Песня о волшебниках».