Петр Первый и создание военно-морского флота России
Петр I и создание военно-морского флота России
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин
Эпиграф моего доклада принадлежит перу выдающегося русского поэта А.С. Пушкина. Его творчество мне особенно дорого. И я уверена, что нет русских людей, не знакомых с его произведениями... Строки же эти посвящены первому Императору Всероссийскому Петру I Великому.
Петр I правил в России с 1682 по 1725 год. За время своего правления он инициировал спектр важнейших политических, образовательных, военных и социальных реформ.
Одной из главных заслуг Петра I является создание военно-морского флота России. Царь считал, что для укрепления позиций Россия должна быть военно-морской державой, что обеспечит безопасность на европейских рубежах, также создание современного флота должно было обеспечить развитие торговли и укрепление международного положения страны. Россия не имела выхода к Черному морю, Каспию и Балтике. Строительство флота стало первоочередной задачей, решение которой продлилось всю Петровскую эпоху.
Прежде флот у России был, но недостаточно сильный. Поражение в Азовском походе подтвердило это, поэтому царь собственными руками уничтожил старые корабли, среди которых не было военных, и решил строить современные суда по голландскому и английскому образцу. Петр I обладал острым и пытливым умом. Был поглощен стремлением научиться корабельному мастерству и обучить этому русских мореходов.
Первым кораблем, построенным при Петре I стал «Святой апостол Павел», который был спущен на воду в Архангельске 1694 года. С началом Северной войны был основан Балтийский флот, в 1703 году был построен первый парусный фрегат «Штандарт» и форт Кронштадт.
В 1714 году балтийская эскадра одержала победу в битве со шведами у мыса Гангут. Это была первая победа русского флота, в которой сам Петр I отважно вёл корабли вперед, своим героизмом и самоотверженностью вдохновлял моряков. По итогам морского сражения были приобретены потерянные ранее земли и даже присоединены новые. Такое событие стало настоящим праздником доблести и отваги, которое стали ежегодно отмечать в Российской империи. А позднее этот праздник стал называться днем военно-морского флота, отмечается эта дата и в наши дни. В современной России празднование приходится на последнее воскресенье июля и является памятным днем в Вооружённых силах Российской Федерации.
На момент смерти Петра Великого, то есть к началу 1725 года, русский флот состоял из 130 парусных судов. включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 брандеров и 77 вспомогательных судов. Гребной флот состоял из 396 кораблей, включая в себя 253 галеры и скампавеи, а также 143 бригантины. Корабли были построены на 24 верфях, включая верфи в Воронеже, Казани, Переславле, Архангельске, Олонце, Петербурге и Астрахани.
Петр I развивал страну, делал её более мощной державой. Он понимал, что успех развития страны во многом зависит от экономических связей, а большая часть торговли осуществлялась по воде. Следовательно, возникла необходимость совершенствовать флот с целью превращения Петербурга в главный внешнеторговый центр России, хотя в полной мере это стремление не было реализовано, произошли значительные успехи и в этой области. Примечательно, что уделялось внимание всем видам судоходства – морскому, речному и даже ледовому. Самой лучшей считалась морская торговля, совершенствование которой требовало особого внимания. Россия, пусть и высокой ценой, обрела выход к морю, стала по праву великой державой.
Литература:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Военно-морской_флот_Петра_I
2. Германов В. С. История российского флота, М.: 2012 год.
3. Пушкин А.С. История Петра I, М.: 2021 год.