Презентация для уроков истории в 8 классе «Петр первый на Архангельском Севере»
Актуальность темы: В этом году (9 июня 2022 г.) наша страна отмечает 350-летие со дня рождения Петра I, прозванного Великим и ставшего первым Императором Всероссийским. В России праздновать юбилей Петра будут весь год. Правительство уже определило ключевые события. Более 150 мероприятий по стране – масштаб торжеств соразмерен фигуре реформатора. Пётр I – величайшая фигура в российской истории. Невозможно найти другого исторического деятеля, столь существенно повлиявшего на развитие нашего государства. В данной методической разработке показывается связь Великой личности Петра1 с историей родного края (Архангельской областью).
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже 17–18 веков, которую он сыграл благодаря Петру Первому; вырабатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России.
Давно уж минули петровские времена, но память о Петре I жива на Севере и поныне. Став “колыбелью российского флота”, Архангельск сыграл роль форпоста и завоевал морскую славу, а потомки корабелов продолжили дело и создали атомный подводный флот. Наша задача помнить об этом и продолжать славные морские традиции! 350 лет со дня рождения Петра Великого
В небольшом сквере на Набережной Северной Двины в центре Архангельска находится памятник Петру Великому. Он был открыт 27 июня 1914 года по инициативе губернатора Ивана Сосновского. На постаменте памятника Петру высечены четыре даты. Три из них – 1693, 1694, 1702 годы – даты посещения царем Петром Алексеевичем Архангельска, четвертая дата – “1911” - год проведения конкурса на проект этого постамента. Петр I В Архангельске
К первому приезду Петра I в Архангельске была построена 12-пушечная адмиральская яхта «Святой Петр», на которой царь совершил свой первый морской поход. На ней впервые был поднят «Флаг царя Московского» – русский триколор. После знакомства с морем и личного общения с опытными мореходами Петр принял решение о строительстве флота.
- В 1693 году Петр I предоставил братьям Бажениным исключительную привилегию на лесопильное производство, а в 1696 году – право на строительство транспортных и промысловых судов европейского образца, первые из которых были спущены на воду в 1703 году. В 1698 году из состава двинских стрельцов впервые в России была образована морская пограничная стража, на которую был возложен контроль акватории Белого моря на подступах к Архангельску. В 1700 году в Архангельске была заложена первая в России серия торговых судов, которые были спущены на воду в 1701 году. - Военное судостроение в Архангельске продолжалось до 1715 года, а затем было возобновлено только в 1734 году. Всего в годы царствования Петра на Архангельском адмиралтействе по государственному заказу было построено не менее 50 судов различного типа и назначения. Первые «Архангелогородские эскадры» были отправлены на Балтику. Русские торговые суда отправлялись с товарами в европейские порты.
18 мая 1694г. Петр 1 вновь прибыл в Архангельск. Он присутствовал на спуске на воду первого корабля построенного на Соловецкой верфи. Корабль назывался « Святой Павел». Спуск на воду первенца был отмечен, как большой морской праздник. 29 мая на яхте « Святой Петр» Петр отправился на Соловецкие острова. Когда яхта была в 120 верстах от Архангельска поднялась настоящая буря. И только искусство помора, лоцмана Антипа Тимофеева, кораблекрушение удалось предотвратить. Петр щедро наградил кормщика и на память о своем спасении сделал деревянный крест высотой в полторы сажени, поставив его там, где яхта пристала к берегу.
В 1805 году городская дума Архангельска выступила с инициативой о переносе Петровского креста в Троицкий кафедральный собор, на что получила разрешение императора Александра I.
- 1929г. Храм был разрушен. Долгое время считалось, что крест был утрачен вместе с собором. Но в какой-то момент (точно год не обозначен) сотрудники Архангельского музея решили провести исследование в отношении хранящегося у них креста, который был очень похож на Петровский, но не имел вырезанного им посвящения. Зато к кресту была прикреплена металлическая табличка с другой надписью: "Пётр Челищев 1791 VII". - Пётр Челищев совершил путешествие по русскому северу как раз в 1791 году. Свои впечатления и наблюдения о жизни этих регионов он изложил в книге (издана спустя много лет после его смерти). Из дневниковых записей Челищева стало известно, что он посетил Пертоминский монастырь, где находился крест, поставленный его великим тёзкой. Крест к тому моменту начал подгнивать, и Челищев его подновил. Видимо, вместе с испорченными слоями дерева пришлось стесать и надпись, вырезанную царём. - Взамен путешественник прикрепил табличку со своим именем и датой работы. Вероятно, крест именно тогда отправили в Успенскую церковь монастыря, а на историческом месте Челищев поставил другой изготовленный им крест меньшего размера. Оказывается, крест Петра I в конце 1920-х годов, когда страну захлестнула волна религиозной ненависти, был чудесным образом спасён, как когда-то спасся во время бури и сам Государь!
В мае следующего года Пётр I с большой свитой, гвардейскими батальонами в третий раз прибыл в Архангельск. Поселился в специально срубленном для него домике напротив Новодвинской крепости, чтобы лично руководить её строительством. Домик Петра I
Для защиты Архангельска от нападения противника со стороны моря на Березовском устье (Корабельном рукаве) дельты Северной Двины в 1701–1721 годах была возведена Новодвинская крепость – первая каменная бастионная крепость в России, которая стала первой приморской крепостью, перекрывавшей судоходный фарватер. У стен строившейся крепости 25 июня (6 июля) 1701 года был разбит передовой отряд шведского флота. Эта победа стала первым выигранным Россией сражением в Северной войне (1700– 1721 гг.). Крепость стала прототипом Санкт-Петербургской Петропавловской крепости и укреплений Кронштадта.
Новодвинская Крепость
В августе месяце после посещения Соловецкого монастыря вместе с сопровождавшими его гвардейцами от деревни Нюхча совершил легендарный переход по «Государевой» дороге к Онежскому озеру. Волоком были перетащены два фрегата, которые сыграли значительную роль в новой победе русской армии – взятии крепости Нотебург (Орешек). Соловецкий монастырь
18 августа 1693 года в историографии считается днём основания Соломбальской верфи под Архангельском. Учёные считают дату условной, однако отмечают, что именно это событие положило начало массовому морскому судостроению в России. Почти за два века существования верфи с её стапелей сошёл 481 корабль, а зародившиеся здесь традиции сохранились среди корабелов Архангельска и Северодвинска.
Соломбала - один из самых знаменитых районов Архангельска, известный как “корабельная сторона”. Когда-то здесь было болотистое место, поросшее мхами, но его осушили, засыпали песком и забили сваи. На этой насыпи и начиналась морская история, тут строились ладьи и кочи – небольшие промысловые суда, на которых поморы ходили на Новую Землю и Шпицберген. Это обстоятельство и определило выбор Петра I для строительства Адмиралтейства в 1693 году, поэтому Соломбалу раньше называли Адмиралтейской слободой гравюра из книги де Бруина Соломбальская верфь:
- При Петре I в Соломбале началось строительство испытательной канавы, соединяющей речки Соломбалку и Курью и отделяющей Адмиралтейство от 1-й и 2-й соломбальских деревень. Строительство канала завершилось лишь в 1824 году. На постройку корабля в среднем шло около 3000 деревьев сосны и лиственницы возрастом 200–300 лет. Каждый корабль строился примерно год и эксплуатировался 12–15 лет, после чего требовался капитальный ремонт. Мероприятия по организации управления Архангельским портом и организации лоцманской службы легли в основу организации портов России.
В ходе Северной войны и после её завершения несколько раз поднимался вопрос о переносе северных судостроительных мощностей в Санкт-Петербург, однако в 1732 году Воинская морская комиссия провела исследование и пришла к выводу о перспективности развития Соломбальской верфи. С 1724 года и до начала XIX века на ней были построены 104 линейных корабля, 32 фрегата и 62 малых судна. В 1825 году в Архангельске был спущен на воду один из первых российских пароходов — «Лёгкий». В середине XIX столетия объёмы строительства кораблей на верфи сократились, а в 1862-м она была упразднена. За все годы её существования на ней был построен 481 корабль.
Братья Баженины имели в Вавчуге водяную пильную мельницу. Весть о лесопильном производстве докатилась до Петра Великого. Будучи в Архангельске в 1693 году, Пётр 21 сентября посетил Вавчугу. Он похвалил купцов и дал добро на пиление корабельного леса. 17 мая 1694 года Пётр I вторично посетил Вавчугу. Увидел, как быстро растёт верфь благодаря его покровительству и расторопности братьев Бажениных. В 1702 году Пётр третий раз был в Вавчуге. В его присутствии братья Баженины спустили со стапелей два фрегата: «Курьер» и «Святой дух». В это время на судоверфи строился ещё один фрегат — «Андрей Первозванный». В присутствии Петра был заложен четвёртый фрегат.
Осип БАЖЕНИН - Купец родом из деревни Вавчуга Холмогорского района. Первым в России построил в 1694 году торговое судно западного типа «Святой Петр». Стал основателем верфи - колыбели русского торгового флота. Построил в Вавчуге 120 больших парусников. Трижды принимал царя Петра Алексеевича. Совершил экономический и технологический прорыв – на личную и государственную пользу. Дом Баженина
В 1700 году в Архангельске на основании именного указа учреждена земская изба – первый орган городского самоуправления. Во главе ее стоял выборный городской бурмистр. Земская изба подчинялась Главной Московской ратуше, управляла торговыми и посадскими людьми, городским хозяйством, собирала налоги. В 1723 году земская изба была заменена выборным органом – городским магистратом, который подчинялся Главному магистрату в Петербурге. Первым президентом магистрата стал купец, кораблестроитель Федор Андреевич Баженин. Домик Петра I в Архангельске
В 1708 году, в качестве закрепления экономической и стратегической значимости Двинской земли, в числе восьми губерний России была образована Архангелогородская губерния. Архангельск стал губернским центром. Открытие губернской канцелярии состоялось в июне 1710 года. Первым губернатором стал двинской воевода Петр Алексеевич Голицын.
Значимые изменения произошли в сфере культуры, образования, здравоохранения. В 1703 году в Архангельске состоялось первое театральное представление, о котором историк В.В. Крестинин писал: «Была в городе комедия у иноземца Ивана Антонова, на которой были воеводы и прочие всякие люди, как мужи, так и жены, при которой брано по гривне с каждого человека». В 1710 году в Архангельске открыта первая аптека, размещалась она в центральной части города на набережной. В 1719 году в Архангельске открылась цифирная школа. Школа размещалась в госпитальном дворе. Учителем «цифири» был Фёдор Брюзгин, прибывший по указу сената из Москвы. В школу набирали детей мелких церковных служителей в возрасте от 10 до 15 лет.