Презентация к уроку истории в 8 классе «Преобразовательная деятельность Петра I»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Тема: Преобразовательная деятельность Петра Разработка метапредметного урока истории в 8 классе Работу выполнила: Гукепшева М.Х. преподаватель истории МОУ СОШ № 19 с.Побегайловка Минераловодского района
Цели урока: 1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России. 2.Продолжать формирование умений у обучающихся продуктивно работать с учебником и дополнительной информацией, 3. Организовать самостоятельную работу обучающихся, как способа мотивации целенаправленной учебной деятельности 4.Способствовать развитию коммуникативности, способности адекватно оценивать качество личного труда в групповой работе.
Оборудование урока Карта « Россия в XVII в. – 1760 гг.» Таблица « Табель о рангах» Карточки с раздаточным материалом Учебник Тип урока. Урок практического применения знаний. Работа в группах
Тема метапредметного урока: Рисунок и схема Рисунок — это двухмерное художественное изображение, выполненное в какой- либо графической технике. Схема это- 1.совокупность составляющих объекта и взаимосвязей между ними, а также изображение или словесное описание, поясняющее эту совокупность. 2. обобщённое изображение какой-либо структуры, процесс
Тема метапредметного урока: Рисунок и схема Цели: Объяснить значение понятий: рисунок, схема Формировать умения систематизировать полученные знания в графическом оформлении (рисунках и схемах). Способствовать развитию воображения, внимания, памяти. В процессе самостоятельной работы над схемами показать обучающимся перспективы самосовершенствования.
Организация учебной деятельности. Формирование рабочих групп Вводно-мотивационный этап: постановка проблемного вопроса; Этап собственно учебных действий: самостоятельная работа с текстом учебника, дополнительной информацией, составление схем; представление обобщающего сообщения « Церковная реформа: огосударствление церкви». Этап контроля знаний ( закрепление изученного материала)
Основные даты и события: 1711г.- учреждение Сената 1711 г. –указ о единонаследии 1708 г.- реформа местного самоуправления. 1718-1720 г. - введение коллегий 1719 г.- разделение губерний на провинции 1721 г. -создание Синода 1721 г.- принятие Петром императорского титула 1722 г.- учреждение должности генерал-прокурора 1722 г. – Введение « Табеля о рангах»
Основные понятия Абсолютизм Сенат Коллегия Генерал- прокурор Губерния ( губернатор) Синод Фискалы Бюрократия Магистрат Ратуша Бурмистр
Ход урока Организация урока Подготовка обучающихся к восприятию нового материала Беседа по вопросам: 1.Почему в России были необходимы преобразования? 2.Почему именно государство выступило инициатором европеизации России?
План изучения нового материала Реформы государственного управления, создание бюрократического аппарата Реформа территориального деления России и органов власти на местах Изменения в социальной структуре общества в результате петровских реформ. Значение реформ Петра
Проблемный вопрос 1. Какую цель преследовал Петр I, проводя реорганизацию государственного аппарата? Обучающиеся по ходу изучения данного вопроса, составляют схему « Управление Россией в Петровское время» 12 коллегий Генерал –прокурор контролировал работу Синод (1721г) Генерал-фискал Иностранных дел Военная Адмиралтейская Вотчинная Штатс-контора -Коммерц-коллегия Юстиц-коллегия Камер-коллегия Ревизион-коллегия Мануфактур коллегия Главный –магистрат Берг -коллегия Фискал Тайная канцелярия Император с 1721 года Обер-прокурор осуществлял надзор Сенат (1711 г) включал 9 человек- доверенных лиц Петра
Раздаточный материал 1. Работа с текстом Указом императора сенаторам было предписано правило: « Если кто станет говорить речи, другому не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабам- торговкам» Запрещалось говорить в Сенате и на посторонние темы. Задание. На основании этого правила можно ли говорить о нравах и обычаях в начале ХVIII в.?
Рассмотрите гравюру XVIII века. «Здание двенадцати коллегий» и рисунок « Заседание коллегии при Петре Первом» Что вы можете сказать о работе коллегий?
Чем были вызваны изменения в системе органов местного управления? Обучающиеся по ходу изучения этого вопроса, составляют схему « Реформы местного управления» Проблемный вопрос 2. Необходимость реформы местного управления Неспособность местных властей эффективно подавлять бунты и восстания Усиление централизации государственного управления Необходимость эффективной борьбы с бегством крестьян Неспособность воевод обеспечить своевременный сбор налогов 1708-1710 гг. – Россия разделена на 8 губерний. Их возглавляли назначенные царем губернаторы Ужесточение сбора налогов Увеличение штата местных чиновников
Раздаточный материал 2. Работа с текстом Система государственных органов создавалась по шведскому образцу, правда, с оговоркой: « А которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или сетуациею сего государства несходны и оныя ставить по своему разсуждению» Характерно изменение, которое внес Петр в шведскую модель. Нижним звеном ее был приход (кирхшпиль),им руководил пастор при участии выборных от крестьян. Задание. Почему не было заимствовано крестьянское самоуправление?
Рассмотрите рисунки XVIII века «Ассамблея времен Петра Первого» « Возвращение беглых крестьян Пензенской губернии» Расскажите о влияние петровских преобразований на различные слои население
Проблемный вопрос 3. Что означала служба «по отечеству» ? Обучающиеся по ходу изучения данного вопроса, составляют схему « Изменения в положении дворянства при Петре I» Необходимость изменений положения дворянства Необходимость создания регулярной массовой армии Стирание граней между разрядами служилых людей 1714 г. Указ о единонаследии. Разрешалось передавать поместье только одному наследнику, остальные должны были жить на жалование за службу. Перевод дворян на регулярную службу 1722г. Введен «Табель о рангах», в основу поставлены личные заслуги при продвижении по служебной лестнице из 14 рангов.
Раздаточный материал 3. Работа с текстом Петр I начал службу бомбардиром,он стал получать звания за конкретные дела и заслуги. Но незадолго до Гангутского сражения Сенат отказал Петру Алексеевичу в присвоении ему звания вице-адмирала, так как посчитал, что у Петра I недостаточно заслуг. Задание. Чем это объяснить и можно ли это явление считать типичным для правления Петра I ?
Рассмотрите рисунок: Дворец Меньшикова в Петербурге Объясните как вы понимаете слова Петра I : «Знатное дворянство по годности считать» Гравюра 18 века Фото 2004 г.
Практические результаты работы в группах Составление схем Составление обобщенных выводов 1 группа. Проводя реорганизацию государственного управления Петр стремился создать государство с абсолютной властью императора. 2 группа. Местное управление не отвечало новым государственным потребностям. Реформы местного управления были направлены на усиление централизации государственного управления. 3 группа. Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок занятия должностей. Источником благополучия становилось не знатность происхождения, а служба отечеству. Это способствовало продвижению достойнейших.
Закрепление изученного материала Чем петровские центральные государственные учреждения отличались от центральных органов XVI-XVII вв.? Как местные органы власти при Петре I обеспечивали большую централизацию страны, чем местные власти России в XVII веке? К каким результатам привели петровские преобразования? Определите значение реформ Петра I.
Домашнее задание § 15, работа над вопросами Опережающее задание подготовка сообщений : « Демидовы» « Петр I в оценке историков и современников»
Похожие публикации