12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Николаевна Голина477
Украина, ДНР, г. Донецк
4

Справочный материал на тему «PISA-Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся»



Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ( Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.

Проходит раз в три года.

В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.

Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году.

Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития совместно  с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров. Руководит работой Австралийский совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии Нидерландского национального института педагогических измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT) и других авторитетных в мире образования организаций.

Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования  в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

  Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по 4 основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность.

Согласно итогам исследования PISA 2000—2015 лучшее среднее образование в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии, в Европе в десятке лидеров Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды.

В 2015 году участие в PISA принимали 70 стран.

Наряду с ранее известными методами тестирования, было проведено исследования финансовой грамотности, согласно которому Россия заняла 4-е место в мире. По другим критериям у России средний результат.

Несколько поразительных фактов, которые выявила PISA.

1. Внеаудиторная практика, возможно, не всего лишь дополнение.

Для работников сферы образования и политиков, которые стремятся урезать расходы на образование, внеаудиторная практика является наиболее очевидным подходящим для этого пунктом. Однако данные PISA говорят о возможном влиянии внеаудиторной практики на общий показатель. В 2006 году для PISA был проведен опрос среди директоров о том, какие виды внеаудиторной практики они организуют, среди них – практика на предприятиях, научные ярмарки и научные кружки. Оказалось, что студенты школ, в которых данная деятельность предусматривается, более успешны в науке. Студенты в этих школах заметно более уверены в собственных возможностях и попросту больше наслаждаются наукой.

2. Большие расходы не всегда способствуют улучшению школьной системы.

Множество школьных систем, имеющих наилучшие результаты, на самом деле имеют умеренные траты на студента. Суть в том, что не имеет значения, сколько ты тратишь, а важно- каким образом.

Например, траты Кореи и Люксембурга сопоставимы. Однако в то время, как большую часть расходов в Корее составляют оплата преподавателей и развитие школ, а также затраты на обеспечение более длительного учебного дня — в Люксембурге большее внимание уделяется маленькому количеству учеников в классах.

3. Зарплаты, основанные на успеваемости, не подходят для хороших учителей.

В последнем исследовании PISA провела исследование о том, влияет ли на эффективность учителей введение базовой ставки заработной платы, определяемой успеваемостью учеников. Они исследовали школьные системы, где успеваемость формировала базовую ставку заработной платы, а также годовую премию и периодические премии. В результате, получилось, что связи между успеваемостью учеников и заработной платы учителей не существует.

Однако если разделить страны на две группы: такие, где профессия учителя низкооплачиваемая (менее 15% от ВВП на душу населения), и страны, где учителя получают хорошую оплату (более 15% ВВП на душу населения), то выявляется интересная зависимость. В странах, где заработная плата учителей низкая, но зависит от успеваемости, студенты имеют более высокие показатели PISA. С другой стороны, в странах, где учитель – хорошо оплачиваемая профессия, использование базы, зависимой от успеваемости, снижает общий уровень успеваемости.

Частные школы далеко не по всем параметрам лучше государственных школ.

Это вопрос, на который хотят знать ответ множество родители: в какой школе мой ребенок получит лучшее образование, в частной или в государственной? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Анализ данных PISA говорит о том, что ученики частных школ в среднем имеют результаты лучше, чем ученики государственных школ.

Однако на этот счет есть несколько важных возражений. Когда они ограничивают социально-экономический фактор т.е. рассматривают частные и государственные школы, принадлежащие к одному определенному социальному уровню – успеваемость для них равнозначна. Также интересно, что в странах, где частных школ в процентном отношении больше, ученики не показывают общий результат, превосходящий страны с низким процентом частных школ.

Пример задания : «Синдром гибели пчелиных семей»

Вопрос №1(слайд 11)

Для получения балла за правильный ответ на этот вопрос, учащиеся должны были дать объяснение, что цветы не смогут образовывать семена без опыления.

Компетенция для этого задания - «Научное объяснение явлений», от учащихся требуется дать объяснение на основе имеющихся у них естественнонаучных знаний

Уровень – средний.

Вопрос № 2 (слайд 12)

Учащихся просят выбрать один из трех вариантов в каждом выпадающем меню, чтобы продемонстрировать понимание вопроса, изучаемого в исследовательском эксперименте. Эти варианты включают:

- гибель пчелиных семей

- концентрация вещества имидаклоприда в пище

-невосприимчивость пчѐл к имидаклоприду

Ответ, что исследователи тестировали воздействие концентрации вещества имидаклоприда в пище на гибель пчелиных семей, правильно идентифицирует независимые и зависимые переменные в эксперименте.

Компетенция - Применение методов естественнонаучного исследования

Уровень – средний

* PISA – не единственное международное массовое испытание в образовании. Раз в 4 года проводится международное тестирование четвероклассников и восьми-классников по программе TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), имеющее свою специфику. Отношение к рейтингам настолько серьезное, что в ряде стран они послужили толчком к серьезным реформам школьного образования.

При этом в мире существует и движение Anti-PISA, выступающие против «пизафикации» образования. Обсуждается сама возможность единообразного однозначного перевода тестовых заданий на множество языков (несоответствия имеются), закрытость математических процедур рейтингования и др.

Но «на то и щука, чтобы кот не дремал»: можно ожидать, что задания PISA, не будучи ни идеалом, каковой невозможен, ни единственным источником стандартов, будут при этом устанавливать важные ориентиры в содержании оценивания образовательных достижений и совершенствоваться дальше, а содержательная критика этому поспособствует.


PISA
PPTX / 1.32 Мб

Опубликовано


Комментарии (1)

Ватолина Светлана Анатольевна, 09.12.18 в 15:16 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, за интересную информацию.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.