Методические указания и рекомендации «Оценка уровня достижений учащихся по физике»
Оценка уровня достижений учащихся по физике.
Зезина Марина Олеговна
учитель физики высшей категории
Система оценки достижений - один из инструментов реализации требований стандарта. Контроль знаний, проводимый в процессе обучения, призван соотнести достижения обучающегося с планируемыми результатами, заложенными в образовательную программу.
В 70-е – 80-е годы прошлого века была разработана система оценивания, основанная на «методе вычитания». Описывались критерии правильной работы (на «5»), затем из нее «вычитались» недочеты, негрубые ошибки и т.д. В итоге строилась шкала оценок, которой мы пользуемся до сих пор. (Табл.1 «Оценка письменных работ»)
Оценка |
Критерии оценки |
«5» |
Ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов. |
«4» |
Ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов. |
«3» |
Ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов. |
«2» |
Ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. |
«1» |
Ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания. |
При работе с такой системой требуется типизация ошибок и недочетов (Табл.2).
Виды ошибок |
Критерии ошибки |
Грубая ошибка |
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения. Неумение выделить в ответе главное. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы. |
Негрубая ошибка |
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия |
Недочет |
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки. |
При работе с такой шкалой оценивается не то, что ученик знает и умеет, а то, что у него пока не получается. Кроме того, размытость формулировок об ошибках и недочетах иногда приводит к необъективности выставления оценок.
Комплексный подход к оценке результатов образования включает предметную группу достижений обучающегося. В основе современной оценочной деятельности лежит «метод сложения», при котором фиксируется и достижение необходимого уровня, и его превышение. Такой способ оценки позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития учебных достижений обучающегося.
Реализация «метода сложения» требует разработки принципа оценивания любой предметной деятельности. Качественная оценка предметных результатов позволяет выявить возможности каждого обучающегося в решении учебно – познавательных и учебно – практических задач, основанных на изучаемом учебном материале.
В стандартах любого поколения заложена система оценки предметных результатов с учетом уровневого подхода. Планируемые результаты – это необходимый базовый уровень достижений, заложенный в систему оценки. Реальные достижения обучающегося могут соответствовать базовому уровню, а могут и отличаться от него. Различают пять уровней достижений: низкий, пониженный, базовый, повышенный и высокий. В переводе в традиционную оценочную шкалу низкий уровень соответствует оценке «1», пониженный –«2», базовый – «3», повышенный – «4», высокий – «5». При выставлении оценки следует понимать, чему соответствует каждый уровень учебных достижений.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о фрагментарности знаний по предмету, при этом дальнейшее обучение такого ученика практически невозможно. Таким обучающимся требуется не только помощь в изучении отдельных предметов, но и в формировании мотивации к учению.
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической подготовки, о невозможности освоения и половины планируемых результатов. Учитель в этом случае должен понимать, что у таких обучающихся (по статистике они составляют около 10%) наличествуют значительные пробелы в знаниях, они практически не владеют необходимыми способами деятельности. Поэтому при их обучении необходимо проводить специальную предметную диагностику и строить индивидуальную траекторию обучения для достижения ими базового уровня.
Базовый уровень достижений соответствует достижению учебных действий с опорной системой знаний в рамках данного круга предметной области. Базовый минимум соответствует планируемым предметным результатам учения и позволяет такому обучающемуся и позволяет без коррекции переходить к другому кругу предметной области.
Повышенный и высокий уровни свидетельствуют не только об овладении учебными действиями в рамках очерченного круга предметной области, но и о широте интересов, о стремлении к развитию кругозора, об успешном формировании мышления. У этих обучающихся следует развивать и укреплять интерес к изучаемому предмету.
Подробная оценка предметных достижений применима ко всем формам контроля: текущему, промежуточному и итоговому. Критерием достижения освоения учебного материала является выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получением не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. На стадии изучения тематического материала учитель должен разделять задания по их типологии, выделяя при этом базовый уровень. Это необходимо для последующей рефлексии обучающегося, адекватности его самооценки, разграничения «могу» и «хочу».
К базовому уровню следует отнести задания, которые ученик сможет выполнить сам или при минимальной помощи учителя. Так, базовому уровню в физике соответствуют задания:
- на узнавание физических явлений по описанию их признаков или наблюдению;
- на поиск в тексте определения физической величины или явления, определение по описанию его признаков;
- на сопоставление условного обозначения физической величины и единицы ее измерения;
- на знание основных физических законов и умение применять их на практике при решении простейших физических задач по алгоритму;
- на выбор правильного ответа из данных графика, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка.
Достижение учащимся базового уровня позволяет учителю предлагать более сложные задания (повышенный уровень). Это могут быть задания, в которых приходится:
- осуществлять перевод единиц в систему СИ;
- задания, в которых самостоятельно составляется таблица, схема, план по параграфу учебника или по физическому тексту;
- ответ как на прямые вопросы по тексту, так и на вопросы, требующие сопоставления различных блоков информации;
- задания, в которых необходимо установить причинно – следственные связи;
- задания на составление структурно – логической схемы по тексту;
- проводить анализ информации, представленный графиком, схемой, таблицей и т.д.;
- формулировать определение физической величины и уметь сопоставить его с формулой;
- проводить алгебраические преобразования формул, поверять правильность преобразования по физическому смыслу величины;
- уметь найти сходство и различие объектов по основному признаку, уметь группировать объекты;
- уметь выделить существенные свойства объекта или явления;
- уметь решать задачи по алгоритму с применением нескольких формул;
- уметь решать задачи на применение знаний в незнакомой ситуации.
Устойчивый интерес к предмету, основательная подготовка позволяет ряду учащихся перейти на высокий уровень достижений. При этом такие учащиеся осваивают выполнение следующих заданий:
- составление таблиц, вопросов, структурно – логических схем по всей теме;
- иллюстрирование материала своими примерами;
- поиск и сопоставление информации по теме с использованием различных источников;
- установление логической связи между элементами, физическими величинами и явлениями;
- применение структурно – логических схем при решении задач;
- при решении графических задач проводить экстраполяцию, искать по графику неявную величину, устанавливать функциональную зависимость между величинами;
- объяснять зависимость между величинами на основе соответствующей теории, уметь осуществить математическую запись такой зависимости;
- формулировать определение величины и закона по формуле и наоборот;
- проводить математическое преобразование формул и проверять правильность преобразования по физическому смыслу величины;
- выполнять задания на доказательства, установление причин явления или процесса;
- задания на решение задач, требующих привлечение информации из других тем;
- задания на составление задачи по схеме;
- задания на решение задачи разными способами;
- задания творческого и исследовательского характера.
Подобная типизация позволяет учителю легко классифицировать задания при подготовке письменных работ, т. к. в литературе они не всегда делятся на уровни. Подобрав задания с учетом уровня, учитель вправе ожидать соответствующий результат.
Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося в терминах знаний и умений на базовом уровне, за который он получает оценку «удовлетворительно». В таблице представлены предметные знания и умения по физике, от которых нужно отталкиваться при оценке уровня достижений обучающегося. (Табл. 3)
Предметные знания и умения по физике
Знание… |
Умение… |
основных фактов |
описать физические явления |
основных физических законов |
объяснять физические законы |
основных понятий и физических терминов |
· давать точные определения понятий и терминов; |
· буквенных обозначений физических величин; |
пользоваться математическим оформлением физических определений и закономерностей. |
названий, устройства и принципа действия основных физических приборов и другого физического оборудования |
· обращаться с физическими приборами и оборудованием; |
|
· производить несложные математические операции; |
· применять физические закономерности для объяснения явлений природы; |
|
применять знания в области основных физических теорий к объяснению отдельных явлений и законов |
|
работать с учебником (учебным текстом); |
|
оформлять все виды работ и ответов (записи, рисунки, схемы, графики и т. п.) |
|
Основные представления… |
|
- о материальности мира, его познаваемости; - роли физики в развитии других областей человеческого знания (естественные науки, медицина, техника и пр.) |
Учитель должен совершенно отчетливо представлять себе, какие предметные знания и умения должны приобрести его ученики по каждой теме. Тогда он сможет сформулировать и предъявить учащимся четкое описание требований к их знаниям и умениям. Анализируя каждую тему, учитель устанавливает основные вопросы, по которым ученики должны иметь точные и прочные знания, и менее важные вопросы, по которым достаточно иметь только представление.
Внешний контроль, осуществляемый учителем с целью определения уровня достижений обучающегося, традиционно можно проводить в устной и письменной форме.
К формам текущего письменного контроля относятся:
- физический диктант, целью которого является проверка знаний и умений учащегося, информация о пробелах в знаниях, готовность воспринимать новый материал, а так же контроль домашнего задания;
- кратковременная самостоятельная работа, целью которой является оперативный контроль знаний, умение работать с формулами, проводить математические вычисления, переводить величины из одной системы в другую;
- тестовая самостоятельная работа, которая позволяет выявить знания и умения по текущему материалу, остаточные знания, позволяет получить конкретные сведения о пробелах в знаниях;
- релейная контрольная работа, позволяющая осуществить контроль усвоения текущего материала и формирование умений в рамках темы;
- тематическая контрольная работа, позволяющая провести итоговый контроль и выявить результаты обучения в рамках темы;
- зачет, с помощью которого осуществляется индивидуальный итоговый контроль.
Во все виды работ учитель включает задания, определяемые основными вопросами в теме (базовый уровень), дополняя их в определенном соотношении заданиями повышенного и высокого уровня. Задания могут быть расчетными и качественными.
При проверке самостоятельных и контрольных работ, состоящих из расчетных задач, во-первых, необходимо оценить каждую отдельную задачу, во-вторых, всю работу в целом. Наиболее простым и наименее информативным является способ оценки задачи в целом: решена задача или нет. Этот способ проверки создает большие проблемы, особенно когда количество задач в работе невелико. В таком случае для качественной проверки любой письменной работы лучше всего воспользоваться принципом оценивания, заложенным КИМ ОГЭ и ЕГЭ. Каждой задаче присваивается определенное количество баллов (т. е. задача имеет свой «вес», определяемый степенью ее сложности) и при проверке оценивается ход решения по «шагам», которые совершают в ходе ее решения обучающиеся. Затем все баллы за верные «шаги» складываются, и выставляется итоговая оценка.
«Шаги», которые необходимы для решения задачи базового уровня, необходимо соотнести с баллами (1 шаг-1 балл). В любой базовой задаче максимально выделяются 6 «шагов» (Табл.4).
Задача на прямую подстановку в формулу
Номер «шага» |
«Шаг» |
Варианты оценивания «шагов» в баллах |
||||
1 |
Записать «Дано» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Выбрать и записать основную (и единственную) формулу |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
3 |
Подставить в формулу значения величин с наименованием |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Провести расчет |
1 |
1 |
|||
5 |
Определить наименование величины |
1 |
||||
6 |
Записать ответ |
1 |
1 |
1 |
||
ИТОГО |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
При обучении эти «шаги» должны быть учителем четко определены, а при контроле оценены. При этом оценивается не то, что ученик не сделал, а то, что у него получилось. Например, оценим базовую задачу для 8-го класса (№ 1281)
«Электрический утюг включен в сеть с напряжением 220 В. Какова сила тока в нагревательном элементе утюга, если сопротивление его равно 48,4 Ом?»
Такая задача однозначно относится к базовому уровню и при правильном решении, т. е. при соблюдении всех «шагов» выглядит следующим образом:
1 шаг - записать "Дано"
2 шаг - записать расчетную формулу
3 шаг - подставить в формулу значения физических величин
4 шаг - провести вычисление и записать его результат
5 шаг - записать единицу измерения рассчитанной величины
6 шаг - записать ответ
Таким образом, если верно совершены все 6 шагов, то обучающийся получает за такую задачу 6 баллов. Отсутствие шага или неверный шаг снижают общий «вес» задания. Если самостоятельная работа состоит из 3-х задач базового уровня (18 баллов), оценки можно выставить следующим образом (Табл.5)
Оценка |
% выполнения задания |
Баллы |
«1» |
Менее 25% |
0 - 4 |
«2» |
26 % - 49 % |
5 - 8 |
«3» |
50% - 70% |
9 - 12 |
«4» |
71% - 90% |
13 - 16 |
«5» |
91% - 100% |
17-18 |
Однако включать в работу только базовые задания нецелесообразно. Вторым, более сложным видом задания является задание «на связи», относящееся к повышенному уровню. Количество «шагов» в такой задаче прежнее, а «вес» ее выше, чем у базовой. Например, задание по теме «Механические колебания» (№ 859, сб. задач Лукашик В.И., Иванова Е.В.):
«Частота колебаний крыльев вороны в полете равна в среднем 3 Гц. Сколько взмахов крыльями сделает ворона, пролетев путь в 650 м со скоростью 13 м/с? (задачу можно решать поэтапно, с промежуточными расчетами).
Такая задача требует для решения знания нескольких формул и умения связать их между собой.
Задания высокого уровня так же решается по «шагам», однако требует идеи, положенной в основу решения. Поэтому, если в работу включаются задания повышенного и высокого уровня, то «шаги» в базовой задаче можно группировать, уменьшая «вес» задания в 2-3 раза (см. табл.3). Дифференцирование «веса» задания позволяет в небольшой по объему работе оценить степень владения обучающимся различными способами деятельности и провести в дальнейшем соответствующую их корректировку. Так, если в работу включены базовая задача и две задачи повышенного уровня, то «вес» первой задачи можно снизить до 3 –х баллов (объединив «шаги» 3-6), задачу повышенного уровня оценив в 6 баллов. Итого вся работа составляет 3+6+6=15 баллов. Критерии оценки работы могут быть следующими: (Табл. 6)
Оценка |
% выполнения заданий |
Баллы |
«1» |
Менее 30% |
0 - 4 |
«2» |
31 % - 50% |
5 - 7 |
«3» |
51% - 65% |
8 -10 |
«4» |
66% - 90% |
11 - 13 |
«5» |
91% - 100% |
14 - 15 |
Подобным образом можно оценить любую работу. При этом надо четко определить тип задания и количество «шагов», необходимых для их выполнения.
При составлении самостоятельной или контрольной работы можно пользоваться следующим принципом:
- задания базового уровня составляют не более 75% от общего количества;
- задания повышенного уровня не более 30% от общего количества;
- задания высокого уровня не более 10% от общего количества.
Еще одной формой текущего контроля знаний и умений в физике может служить физический диктант, который проводится после изучения единого тематического блока. В диктант включаются 2/3 базовых заданий по теме и 1/3 заданий повышенного и высокого уровней. Оценить физический диктант также можно по баллам. Так, базовому заданию присваиваем 1 балл, заданию повышенного уровня – 2 балла, высокого – 4. Таким образом, диктант из 10 заданий может содержать 7 вопросов базового уровня, два – повышенного и одно – высокого. Общее количество баллов в таком случае составляет 7+2∙2+4=15. Распределение оценок в таком случае выглядит следующим образом (Табл. 7)
Оценка |
% выполнения заданий |
Баллы |
«1» |
Менее 30% |
0 - 4 |
«2» |
31 % - 50% |
5 - 7 |
«3» |
51% - 65% |
8 -10 |
«4» |
66% - 90% |
11 - 13 |
«5» |
91% - 100% |
14 - 15 |
Баллы на соответствующую оценку можно набрать за любые из выполненных заданий, а так же за его часть. Это касается заданий повышенного и высокого уровня. Их надо подобрать таким образом, чтобы «шаг» в них составлял 1 балл. Например, задание по теме «Испарение. Кипение.» для 8 класса (№ 834) содержит 4 вопроса и для ответа на которые требуется анализ графика, поэтому его можно отнести к заданию высокого уровня. Правильный ответ на каждый из вопросов позволяет ученику получить 1 балл.
Если в работу включена качественная задача, то также необходимо выделить отдельные «шаги», выполнение которых необходимо и достаточно для ее обоснованного решения. Здесь ориентиром может стать обобщенная схема оценивания качественной задачи в ОГЭ или ЕГЭ (табл. 8)
Номер «шага» |
«Шаг» |
Варианты оценивания «шагов» в баллах |
||||
1 |
Изобразить пояснительный рисунок, схему, структурно – логическую схему, график (если нужно) |
1 |
1 |
нет |
нет |
2 |
2 |
Перечислить основные физические явления (например, 2 явления) |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
3 |
Назвать признаки, закономерности или законы, которые позволяют предсказать или объяснить процессы, происходящие в задаче |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
Провести рассуждение |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Сделать выводы |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Записать ответ |
1 |
1 |
|||
ИТОГО |
8 |
7 |
6 |
5 |
6 |
Например, выделим «шаги», необходимые для успешного решения следующей задачи:
« В цилиндрическом сосуде под поршнем длительное время находятся вода и ее пар. Поршень начинают медленно выдвигать из сосуда. При этом температура воды и пара остается неизменной. Как будет меняться при этом масса жидкости в сосуде?»
1 «шаг» - пояснительный рисунок предлагаемого процесса;
2 «шаг» - т.к. вода и ее пар находятся в сосуде длительное время и внешние условия не меняются, то успевает установиться динамическое равновесие между водой и ее паром, поэтому пар является насыщенным;
3 «шаг» - при выдвигании поршня пар изотермически расширяется, а его давление и плотность при этом не должны изменяться (процесс проходит медленно);
4 «шаг» - это происходит потому, что для сохранения давления и плотности пара его количество (масса) должно увеличиваться, поэтому для пополнения числа молекул пара процесс испарения жидкости должен происходить интенсивнее;
5 «шаг» - при усилении испарения воды ее количество будет уменьшаться;
6 «шаг» - Ответ: масса жидкости в сосуде будет уменьшаться.
Оцениваю «пошагово» качественную задачу, можно выставлять за нее соответствующее количество баллов. Качественные задачи так же можно делить на уровни. Каждая задача при этом должна иметь свой «вес» в зависимости от степени ее сложности. При проверке учитель определяет количество верно совершенных «шагов», оценивает задание.
Какую бы форму не принимала письменная работа, учитель всегда должен определиться с критериями выставления оценки и познакомить с ними учащихся перед ее проведением. При пошаговой оценке учебных достижений легко отследить их динамику, определить «слабые места» и провести необходимую корректировку. В сочетании с другими методами и формами контроля, взаимно дополняющими друг друга, можно обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения планируемых результатов обучения.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Критерии оценок по физике. Методическое пособие для учителей физики. – М., МИОО, 2013.
3. Иванова Е.Ю., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011.
4. Степанова Г. Н. Оценка образовательных достижений учащихся по физике: Методические рекомендации. – СПб.: СПб АППО, 2014
5. Демидова М.Ю. Методологическая система оценки учебных достижений учащихся по физике в условиях введения ФГОС (общее образование)- http://www.diss.selik.ru