Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (3мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
| Организует проговаривание правил поведения на уроке. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира? -Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в пары, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить?
- Молодцы! Правила работы вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы! | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Отвечают на вопросы учителя. -Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты. Вспоминают и проговаривают правила работы в группе. 1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук.
| Л- мотивация к учебной деятельности К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; - умение оформлять свои мысли в устной форме |
2.Актуализация знаний.(15 мин) Цели: - актуализировать знания учащихся по теме «Растения».
| Выявление уровня знаний. На прошлом уроке мы рассматривали любимую нами пищу и обнаружили, что некоторые продукты питания изготавливаются из растений, а другие - животного происхождения. Какие продукты изготавливаются из растений? Что вы знаете о растениях? Где мы можем увидеть растения? У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией пополам. Слева - сад/поле/огород. А справа - лес/луг/озеро. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в парах: где растёт ваше растение? Разместите его в нужном месте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание? Учитель помогает распределить работу. Последующим парам учитель предлагает договориться и разместить свой лист рядом с листом первой пары, если у них сделано так же; и разместить подальше от работы первой пары, если сделано по-другому. Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе. - Посмотрите, всё ли правильно у нас размещено?
| При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции. Отвечают на вопросы учителя.
Ученики работают в паре Первая пара, показавшая готовность, вывешивает результаты на доску.
Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы. | Л – мотивация к познанию окружающего мира Р- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками П- анализ объекта с целью выделения признаков; выбор К –сотрудничество в поиске и выборе информации |
3. Постановка учебной задачи (2 мин) Цели: - организовать формулировку темы урока детьми; - организовать постановку цели урока детьми. | Создание проблемной ситуации. - А теперь внимательно послушайте сообщение Чэлгийээни и определите тему сегоднешнего урока. - Какой вопрос у нас возник?
- Какая же цель сегодняшнего урока? | Растения –источники пищи. В старину, якуты, по исследованиям известного ученого и писателя А.Е.Кулаковского, кроме ягод, употребляли в пищу 19 видов съедобных трав. Наши предки употребляли в пищу одних только травянистых растений около 50 видов: щавель, ревень, лук, чеснок, лилию даурскую, полынь, иван-чай и др. В.Л. Серошевский, живший в Якутии в 19 веке, выявил важную роль растительной пищи в питании якутов. Он писал, что первое место занимала молочная, на втором месте была растительная пища, а мяса якуты употребляли мало. По его словам, богатые якуты варили похлебки из душистых трав, ягод и кореньев. Наши предки употребляли много сосновой, лиственничной заболони – молодого слоя древесины, который лежит прямо под корой. По заболони от корней к кроне дерева поднимается насыщенная минеральными веществами вода, и поэтому в ней накапливаются питательные вещества. Эвенки также с давних времен использовали в пищу растения – голубику, чернику, морошку и другие; березу (пили сок); корни зонтичных растений (делали из них муку); кедровые орехи (свежие пекли в золе и толкли, а затем заливали кипятком до образования кашицы).
Показывают знак согласия/несогласия
-Когда мы чего-то не знаем. Формулируют тему и цель урока.
| Р– целеполагание |
4. Формирование нового знания (6 мин) Цель: - организовать формирование различать лекарственные растения. | Организация учащихся к исследованию проблемной ситуации. В ходе фронтальной беседы выявляются существенные признаки лекарственных растений - Что вы можете сказать о лекарственных растениях? - Сегодня ребята подготовили сообщения о растениях Послушаем их. -Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам? | Отвечают на вопросы учителя. -человек использует их (например, в пищу, как лекарство) Рассказывают о растениях нашего села. Из множества лекарственных помощников давайте познакомимся с некоторыми из них, которые чаще всего используются жителями нашего села. Слайд 1. Лапчатка кустарниковая (курильский чай). Этот кустарник, иногда называемый пятилистник, относится к семейству розоцветных. У него красновато – коричневые ветви, в молодом возрасте с шелковисто опущенными листьями. В народной медицине курильский чай применяется как средство, помогающее остановить кровотечение, снимающее воспаление и успокаивающее нервную систему. Настой курильского чая применяется для лечения ран, ожогов, фурункулов, для полоскания рта и горла при ангине, стоматите. Слайд 2. Белозор болотный. Это многолетнее травянистое растение с коротким корневищем и несколькими прямостоячими ребристыми стеблями, достигающими высоты 20 см. Её цветы и траву можно пить в отварах, от разных внутренних кровотечений и от завалу в печени, а снаружи на кровавые раны толченую прикладывать и на больные глаза. Но официальная медицина это растение не использует, потому что белозор – ядовитое растение. Слайд 3. Тимьян (чабрец) – это маленький душистый полукустарничек с ветвистыми, стелющимся по земле стеблем из семейства губоцветных. В нашем селе тимьян применяется для совершения обряда очищения человека его окуривают дымом этой травы, так как по якутскому поверью, злые духи не переносят запах дыма. Тимьян богат эфирными маслами, поэтому он является естественным антисептиком и хорошо помогает при лечении простудных заболеваний. Слайд 4. Чага (березовый гриб). Гриб чага содержит в себе биологически активные вещества, способствующие устранению воспалительных явлений и язв, улучшению зрения и избавлению от онкологических заболеваний. Из чаги готовят препарат бефунгин, который можно купить в аптеке. Он помогает при заболеваниях желудочно – кишечного тракта и при опухолях. Но чага недостаточно исследовано учеными, поэтому принимать её нужно с осторожностью. Слайд 5. Сосна сибирская кедровая. В нашем селе это дерево именуют просто – кедр. Наш кедр – вечнозеленое, долгоживущее, похожее на сосну дерево с раскидистой кроной, достигающее иногда 40 метров в высоту и изредка 1,5 – 2 метра в диаметре ствола. Медики утверждают Вспоминают правила поведения в лесу. | П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений; -анализ объекта с целью выделения признаков; К –сотрудничество в поиске и выборе информации; Л - умение оценивать поступки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
5.Физминутка.
6. Первичное закрепление знаний (10 мин) Цель: - организовать работу по закреплению знаний. | Загадки о растениях.
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. -Посмотрите на доску. Там написаны названия растений. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в парах: как называется ваше растение? Разместите его в нужном месте доски с помощью магнита. Учитель обращает внимание на детей, которые не взаимодействуют в парах, помогает им наладить обсуждение. При обсуждении важно использовать слова: лекарственные растения - Ребята, а где мы можем зафиксировать наше открытие? И как удобнее это сделать? Устно отвечаем на вопросы: Какие растения в давние времена применялись в пищу нашими предками? Какие пищевые растения тебе известны? Почему некоторые растения, в том числе пищевые, называем лекарственными? Что нужно знать , прежде чем приступить к сбору лекарственных растений? Используете ли вы растения как лекарство при заболеваниях? Если используете, то какие? Спасибо всем, молодцы. | Отгадывают.
Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски.
- зафиксировать мы можем в тетради
Отвечают на вопросы |
Р – контроль, коррекция П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое моделирование; К – умение выслушать и поддержать мнение собеседника или построить опровержение |
7. Итог урока (2 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока.
| Организация фиксирования нового содержания. - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
знаю Я запомнил смог | Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
| П -умение обобщать, осознавать качество и уровень усвоения, подводить итог работы, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. К - умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
8.Рефлексия (2 мин) Цели: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Строит рефлексию
-Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя «волшебные» линеечки.
-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждой пары можно сравнить с работой учёных. Спасибо вам за активную работу. | Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности Учащиеся высказываются о работе: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д. Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы. Делают самооценку в рабочей тетради. | К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Л‑умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
|