Урок по окружающему миру «Культурные и дикорастущие растения»
Урок по окружающему миру
1 «Б» класс МБОУ Лицей №1 г. Аксай
Учитель начальных классов Кордубан Елена Васильевна
Тема урока: Культурные и дикорастущие растения
Цели урока :
- Образовательная – создать условия для формирования умения различать культурные и дикорастущие растения
- Развивающая –создать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления
- Воспитательная – создать условия для воспитания бережного отношения к природе, культуры поведения.
Планируемые результаты:
- Личностные – формирование мотивации к познанию окружающего мира, умения оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- Метапредметные –
Регулятивные – формирование умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, предметами, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, работать по заданному учителем плану;
Коммуникативные – формирование умения оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
Познавательные - формирование умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, знаково-символическое моделирование
- Предметные – формирование умения различать культурные и дикорастущие растения.
Оборудование:
- ЭФУ электронная форма учебника, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Планета знаний»
- Компьютер
- Презентация на доске SMART Board
- фломастеры, цветные карандаши, клей ;
- заготовки на ватмане: дерево, листочки
- Карточки с изображениями растений - для размещения на доске (подбирает учитель - по числу пар учеников - изображения культурных и дикорастущих растений, среди которые есть растение, которое можно отнести и к той и к другой группе);
Технологическая карта урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (2мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; |
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира? -Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить?
- Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы! |
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. СЛАЙД !
Отвечают на вопросы учителя. -Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты. Вспоминают и проговаривают правила работы в паре. 1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук. |
Л- мотивация к учебной деятельности К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; - умение оформлять свои мысли в устной форме |
2. Актуализация знаний. (10 мин) Цели: - актуализировать знания учащихся по теме «Растения». |
Выявление уровня знаний. СЛАЙД 2
На прошлом уроке что вы запомнили о растениях? На какие группы их можно разделить? У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией, а также конверты с изображениями растений. Обсудите в парах: к какой группе относится ваше растение? Разместите его в нужном месте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание? Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе. - Посмотрите, всё ли правильно у нас размещено? СЛАЙД 3 СЛАЙД 4
слайд 4
|
При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции.
Отвечают на вопросы учителя.
Ученики работают в парах
На доске два правильных ответа
Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы. |
Л – мотивация к познанию окружающего мира Р- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками П - анализ объекта с целью выделения признаков; выбор К – сотрудничество в поиске и выборе информации |
3. Постановка учебной задачи (2 мин) Цели: - организовать формулировку темы урока детьми; - организовать постановку цели урока детьми. |
Создание проблемной ситуации. - А теперь внимательно посмотрите на группы растений, которые мы выделили и скажите, где их можно встретить? чем же они еще отличаются?
- Когда у нас возникают разногласия, затруднения? - Какой вопрос у нас возник?
- Какая же цель сегодняшнего урока? Чему мы должны научиться на уроке? |
Отвечают на вопросы учителя.
СЛАЙД 5 слайд 5
-Когда мы чего-то не знаем.
- На какие группы можно разделить растения и почему? Формулируют тему и цель урока.
|
Р – целеполагание |
4. Формирование нового знания (8 мин) Цель: - организовать формирование отличия между культурными и дикорастущими растениями. |
Организация учащихся к исследованию проблемной ситуации. В ходе фронтальной беседы выявляются существенные признаки культурных растений - Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде? Учитель дает название и формулирует определение культурных растений. Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свойствами. -Ребята, как вы думаете всегда ли были культурными растения? Внимание на экран. Видео интернет-урок «Дикорастущие и культурные растения» https://interneturok.ru/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/dikorastuschie-i-kulturnye-rasteniya?seconds=0&chapter_id=2283
А какое же название получила другая группа растений? - Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое?
-Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам?
МУЛЬТЗАРЯДКА
|
Отвечают на вопросы учителя.
-их выращивает человек, он о них заботится (поливает, рыхлит, подкармливает удобрениями) -человек использует их (например, в пищу) Дети зачитывают определение в справочнике учебника с.149
Слайд 6 слайд 6
Отвечают на вопросы учителя. Выявляют существенные признаки дикорастущих растений и по аналогии с культурными растениями дают определение дикорастущим растениям Слайд 7 слайд 7
Вспоминают правила поведения в лесу |
П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений; - анализ объекта с целью выделения признаков; К – сотрудничество в поиске и выборе информации; Л - умение оценивать поступки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
5. Первичное закрепление знаний (5 мин) Цель: - организовать работу по закреплению знаний о культурных и дикорастущих растениях. |
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. -Посмотрите на доску. ЭФУ с.74 На нужно распределить растение по группам: культурное растение – в саду или в огороде находится, дикорастущее – в лесу или на лугу. При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, |
Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски.
|
Р – контроль, коррекция П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое моделирование; К – умение выслушать и поддержать мнение собеседника или построить опровержение |
6. Итог урока (1 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока. |
Организация фиксирования нового содержания. - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке. знаю Я запомнил смог |
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. |
П -умение обобщать, осознавать качество и уровень усвоения, подводить итог работы, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. К - умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
7. Рефлексия (2 мин) Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Строит рефлексию
-Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя «волшебные» листочки» Если вы все запомнили на уроке и вам все понятно – приклейте листочек на крону дерева. Если вы ничего не поняли – на траву. Если у вас остались вопросы, сомнения – приклейте лист, как будто он падает с дерева и летит по воздуху.
-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждого из вас можно сравнить с работой учёных. Спасибо вам за активную работу.
карточка дикорастущие растения |
Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности Учащиеся высказываются о работе в паре: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д. Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы. Делают самооценку на доске.
Слайд 8
|
К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Л‑умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |