Методическая разработка занятия по ИЗО «Плакат, посвящённый Дню защитника Отечества» (3–4 классы)
Методическая разработка занятия по изобразительному искусству
«Плакат, посвященный Дню защитника Отечества»
Автор: педагог дополнительного образования, руководитель изостудии «Мастер-класс» Демиденко Алла Юрьевна
Сведения об авторе: Демиденко Алла Юрьевна
Место работы: Муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области дополнительного образования – Дом детского творчества «Мастер» (МКУ ДО – ДДТ «Мастер»), р.п. Краснообск; педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
master@edunor.ru.
Цель занятия: формирование у обучающихся патриотических чувств, в процессе работы над плакатом, посвященном Дню защитника Отечества.
Задачи: 1.Познакомить детей со значением праздника День защитника Отечество и историей его возникновения.
2.Знакомство с плакатом, как видом графики и использованием символов, как средства реализации идеи в плакате.
3.Закреплять знания и умения по компоновке на плоскости листа и построению изображения.
4.Формировать у обучающихся навыки владения гуашью и графическими материалами.
Вид деятельности: плакат.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (репродуктивный),
- частично-поисковый (эвристический),
- проблемное изложение.
Возраст обучающихся: 9-10 лет (третий год обучения)
Материалы: Карандаш простой, ластик, бумага для черчения А3 гуашь, кисти плоские синтетические № 2, № 4, круглая № 1, палитра, банка для воды, маркеры чёрные с широким и тонким стержнем.
Зрительный ряд: Репродукции картин В. Маторина «Куликовская битва», Ф.Д. Рубо «Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии», В. Нестеренко «Мы - русские, с нами бог», А. А. Дейнека «Оборона Севастополя», подборка слайдов с фотографиями Вооружённых Сил Российской Федерации, образец плаката.
Оборудование: мультимедийное оборудование, доска, мольберты, подставки для красок, стулья.
Ход занятия.
Теоретическая часть.
23 февраля – День защитника Отечества. Уже более восьмидесяти лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра.
Педагог предлагает детям поразмышлять над тем, что означает слово Отечество. (Отечество — родная страна. Это слово обозначает страну предков, отцов. Поэтому мы испытываем к нашему отечеству - России любовь, преданность и чувство долга - патриотизм.)
Этот праздник напоминает нам о том, что всё самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если придется, защитить своё Отечество. Ещё в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою родину.
Во все века героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.
23 февраля - это день воинской славы России, которую российские войска снискали себе на полях сражений. Изначально в этом дне был заложен высокий смысл - любить свою Родину и в случае необходимости уметь ее отстоять. А защищать родную землю русским воинам приходилось неоднократно, и всегда русский солдат с честью выполнял свой долг.
Педагог демонстрирует репродукцию картины В. Маторина «Куликовская битва» русские воины освобождали Русь от войск хана Мамая в 14 веке.
На картине Ф.Д. Рубо «Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии» изображена Бородинская битва 1812 г.
В. Нестеренко в полотне «Мы - русские, с нами бог» отразит события первой мировой войны. Русская армия воевала с немецкими захватчиками.
23 февраля 1918 года после Октябрьской революции отряды Красной гвардии одержали свои первые победы над регулярными войсками Германии. Вот эти первые победы и стал и «днем рождения Красной Армии». В 1922 году эта дата была официально объявлена Днем Красной Армии.
Педагог демонстрирует картину А.А.Дейнека «Оборона Севастополя».
- Что художник изобразил на картине? (Великая Отечественная война. Битва за Севастополь.)
- Что он хотел сказать художник своей картиной? (Художник показал великий подвиг русских моряков. В смертельном бою с фашистами, ценой собственной жизни они сражаются за Родину. Несмотря на большие потери одержали победу.)
Позднее 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник День Советской Армии и Военно-Морского Флота. После распада Советского Союза дата была переименована в День защитника Отечества.
На плазменной панели демонстрируется слад – шоу с подборкой слайдов с фотографиями Вооружённых Сил Российской Федерации,
Российская армия - это вооруженные силы нашей Родины, которые защищают ее независимость и свободу. Военнослужащие готовы бесстрашно отразить любую военную угрозу по отношению к России.
Праздник 23 февраля это дань нашего уважения всем поколениям российских воинов, от древних времен до сегодняшнего дня, мужественно защищавших родную землю от захватчиков. В этот «мужской» день представители мужского пола, от мальчишек до стариков, принимают поздравления и подарки, а военнослужащие обязательно чествуются.
Сегодня на занятии мы нарисуем плакат, посвященный дню защитника Отечества. Этот плакат вы можете подарить дедушке, отцу, брату, которые уже отслужили в армии, или тем, кто только готовится стать защитником Отечества.
Педагог задаёт вопрос: «Что такое плакат?»
Выслушивает ответы детей и подводит итог. Плакат-это броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровождённое кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных целях. Специфика образного языка плаката: ясность, лаконичность образа, броскость, декоративность, использование символов (смысл плаката должен быть понятен с первого взгляда).
Педагог демонстрирует образец плаката.
- По каким признакам мы понимаем, что этот плакат посвящен Дню защитника Отечества? (На плакате написана дата праздника, изображены символы: звезда, георгиевская лента и лавровая ветвь.)
- А какое значение имеют эти символы?
Педагог выслушивает ответы детей и подводит итог.
Георгиевская лента всегда ассоциировалась с ратными подвигами русских воинов.
Ордена, обладающие такими цветами, считались исключительно воинской наградой. Екатерина II своим приказом 1769г. основала орден Святого Георгия Победоносца, им награждали отличившихся солдат. К этому ордену крепилась лента такой же расцветки и из-за этого ее называли георгиевской.
А о чем говорит нам Красная звезда? История отечественных побед и военных достижений ХХ века неотделима от главного символа Красной, позднее — Советской армии: красной звезды. Лаконичный и простой, легко запоминающийся и видный издалека, этот опознавательный знак русских воинов двадцатого столетия знают по всему миру. Красная звезда стала таким же знаменитым символом победы в Великой Отечественной войне, как танк Т-34 или штурмовик «Ил-2», автомат Калашникова.
Лавровая ветвь-это древний символ победы. Ещё в древней Греции лавровая ветвь или лавровый венок превратились в эмблему славы.
В Древнем Риме лавровые ветви и венки стали высшими знаками воинской доблести и славы. Этой же символикой Лавровая ветвь наделена и в наше время.
Значит цель изображения нашего плаката - это прославление доблестных защитников российского Отечества.
Практическая часть занятия.
Используя репродуктивный метод, педагог показывает на доске и подробно объясняет каждый этап работы над плакатом. Он контролирует, как справляются с заданием обучающиеся. При необходимости помогает детям, испытывающим затруднение.
1 этап.
Компоновка в листе изображения.
Вертикальной линией отмечаем центр листа. Эта линия будет осью симметрии звезды. Штрихом отмечаем середину на линии. Пересечение вертикальной линии и штриха - это центр звезды.
Учитывая центр, рисуем звезду. Немного расширяем лучи звезды к центру.
2 этап.
Размещение надписи 23 февраля.
Проводим две горизонтальные линии, ограничивающие высоту букв и цифр. Центр надписи - буква е совпадает с осью симметрии (уже проведенной вертикальной линией). Учитывая это, размещаем надпись.
3 этап.
Изображение под звездой лавровой ветви.
Намечаем направление ветви, немного перекрывая звезду. Прорисовываем листья. Для уравновешивания композиции можно додавить несколько небольших элементов. Это могут быть маленькие бронзовые звёздочки, как показано на образце. Можно пофантазировать и добавить салют, рассыпающийся от звезды.
4 этап.
Завершающий этап построения.
Удаляем линии построения. Прорисовываем линии разграничения граней на ветви и маленьких звёздочках. Отступив от края звезды примерно два сантиметра, намечаем георгиевскую ленточку, которая обрамляет звезду.
5 этап.
Работа в цвете.
Берём плоскую кисть № 4. Красной гуашью
равномерно перекрываем звезду и аккуратно обводим цифры и буквы. Следим за консистенцией гуаши. Используем палитру.
На палитре получаем необходимый оттенок зеленого для лавровой ветви, смешав зелёную тёмную и умбру жжёную. Кистью № 2 прописываем теневую сторону листьев и ветку.
Звезда подсохла, теперь мы можем обрамить её георгиевской лентой. Смешиваем на палитре желтую и красную гуашь. Получаем оранжевый цвет. Перекрываем георгиевскую ленту.
Завершаем лавровую ветку. Для этого на палитре получаем оттенок для светлых граней листочков, смешав уже имеющийся оттенок зелёного с титановыми белилами.
Цвет маленьких звёздочек будет бронзовым. Для светлых граней мы используем охру золотистую, для теневых – охру красную. Цвет для салюта подбираете сами.
Убедившись, что гуашь высохла, приступаем к прорисовке чёрных полос на георгиевской ленте. Для этого используем чёрный маркер с широким стержнем. Оставшееся изображение обводим тонким маркером. Плакат готов.
Подведение итогов занятия.
В завершении занятия педагог спрашивает у детей кому подарят они плакат.
Закрепление пройденного материала. Обучающиеся отвечают на вопросы педагога: «Что такое плакат, в чем его отличие от других видов графики?»
Почему в России принято широко праздновать День защитника отечества?
Варианты выполнения задания.
В этой работе можно заменить гуашь на акварель.
Для упрощения построения композиции плаката можно использовать шаблоны звёзд.