План–конспект урока по русскому языку «Систематизация и обобщение по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография"» (6 класс)
План –конспект урока русского языка в 6 классе.
Тема: Систематизация и обобщение по теме «Словообразование. Культура речи. Орфография».
Цели: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации материала, изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи»;
3) выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями по изученному материалу.
Задачи: 1) совершенствовать умение группировать слова по общности словообразовательных признаков, производить словообразовательный и морфемный разбор слова;
2) развивать орфографическую зоркость в процессе анализа морфемной структуры слова; умение обосновывать выбор орфограмм ;
3)воспитывать культуру речи, стимулировать интерес к предмету.
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
I.Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит серьёзно поработать. Пожелаем друг другу удачи! И пусть у нас всё получится.
II. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.
- Сегодня последний урок по теме «Морфемика и словообразование». А если это последний урок, то чем мы будем заниматься?
-Правильно, будем обобщать изученное. Напишем тему урока.
-Поставим перед собой цели.
(Ребята ставят цели урока)
-Предлагаю небольшую разминку в виде кроссвордного диктанта.
1. Кроссвордный диктант.
-Раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы… (морфемика)
- В основе слова выделяются морфемы… (Приставка, корень, суффикс)
- Для образования новых слов используются… (приставка и суффикс)
- Для изменения форм слова используется… ( окончание)
-Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и при помощи чего
образуются новые слова… (словообразование)
III. Систематизация и обобщение изученного.
1. Обратимся к эпиграфу:
Живут слова единою семьёй
И от родных корней берут начало.
Растет язык наш бесконечно молодой.
Так будет впредь, так исстари бывало.
Вс. Рождественский
- Как вы понимаете выражение «Растёт язык наш бесконечно молодой»?
-Значит, словообразование не только один из важнейших разделов, но и один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
-Декабрь – первый месяц зимы.
-Давайте подумаем, какой запах у зимы, и запишем на этих карточках-снежинках. (раздаются заготовки)
(студёный, охлаждённый, свежий, холодный, морозный, ледяной, мандариновый)
- Прочитайте, что у вас получилось. Очень хорошо.
2. Работа с текстом.
-А вот как описывает детская писательница Татьяна Викторовна Бокова приход зимы: (карточка 2)
В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.
- Произведём синтаксический разбор 1-ого предложения.
3. -Чтобы пребывание наше в стране «Морфемика и Словообразование» было плодотворным, произведём морфемный и словообразовательный разбор слов зимушка, холодный, морозный, ледяной.
Оказывается, не так всё просто в этой стране! Надо держать ухо востро ! Как называется это неделимое словосочетание – держать ухо востро? Правильно, фразеологический оборот.
4. Теперь к этому фразеологическому обороту подберите глаголы-синонимы с приставками ПРИ-.
Конечно, прислушиваться, приглядываться.
5. Укажем «Четвёртое лишнее!» ( с объяснением!)
Преогромный, преинтересный, прибрежный, превесёлый.
Дождинка, снежинка, жемчужинка, изюминка.
Касательная, прикоснуться, прикасаться, прикасание.
( Физпауза).
6. Работа у доски. «Восстанови словообразовательную цепочку».
Снежочек, снег, снежок.
Влага, влажность, влажный.
7. Игра «Словесный портрет»: подобрать сложные слова, описывающие внешность, черты характера друг друга.
8. - Друзья, мы отправляемся с вами на прогулку по зимнему лесу.
Впереди нас ждёт работа в паре. (карточка 3)
Задание : составьте связный текст, озаглавьте его. Объясните правописание пропущенных орфограмм и знаков препинания.
А) Лишь иногда лё (г, х) кое дуновение в…терка тревож…т лес.
Б) Но вот лучи со (?) нца бер…жно к…снулись з…мли, и от их пр…к…сновения
на б… лизне снега заиграли разн…цветные искорки.
В) Ничто (не) нарушает т…шину зимнего утра.
Г) Как бы ни был сладок сон, наступает пробуждение.
1) А, В, Г, Б 2) В, А, Б, Г 3) А, Г, Б, В 4) Г, Б, А, В
9.- Прогуливаясь, мы немножко замёрзли. Но дома нас ждёт шиповниковый
чай, вкусный и полезный. А я вам предлагаю «Лингвистическое
расследование». (карточка 4)
Определите, являются ли однокоренными слова шиповник, шипы, шипит в стихотворении А.Кушнера:
У шиповника – шипы.
На шиповнике – бутоны.
Вот он блещет у тропы,
Ярко-красный и зелёный.
Он глаза мои слепит,
Он костёр напоминает.
Он шиповник. Он шипит.
Искры алые роняет.
- Установив значения слов, приходим к выводу, что однокоренными являются только слова ШИПОВНИК и ШИПЫ. А какому же предложению по своему значению равно слово ШИПИТ? Да, конечно, предложению ИСКРЫ АЛЫЕ РОНЯЕТ. Это контекстуальные синонимы (знакомство с понятием).
10. «Мозговой штурм».
-Все знают, что такое петрушка? Когда в слове ПЕТРУШКА выделяется суффикс –УШК-? ( когда Петрушка –имя собственное, название куклы)
(карточка 5, раздаётся после ответов учащихся)
IV. Обобщение материала.
-Вот теперь вы у меня большие молодцы и. конечно, вам нетрудно сказать: приставочный или суффиксальный способ образования слов наиболее плодотворный?
V. Рефлексия.
VI. Дом .задание: написать небольшой рассказ на новогоднюю тематику, используя сложные слова и словосочетания: новогодние праздники, самовар, снегопад, красногрудые снегири, белоснежная зима и т. д.
Раздаточный материал к уроку « Систематизация и обобщение по теме
«Словообразование. Культура речи. Орфография».
Карточка- снежинка
Карточка 2.
В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.
Т. В. Бокова
Карточка 3.
Работа в паре.
Задание : составьте связный текст, озаглавьте его. Объясните правописание пропущенных орфограмм и знаков препинания.
А) Лишь иногда лё (г, х) кое дуновение в…терка тревож…т лес.
Б) Но вот лучи со (?) нца бер…жно к…снулись з…мли, и от их пр…к…сновения
на б… лизне снега заиграли разн…цветные искорки.
В) Ничто (не) нарушает т…шину зимнего утра.
Г) Как бы ни был сладок сон, наступает пробуждение.
1) А, В, Г, Б 2) В, А, Б, Г 3) А, Г, Б, В 4) Г, Б, А, В
Карточка 4.
Лингвистическое расследование
Определите, являются ли однокоренными слова шиповник, шипы, шипит в стихотворении А.Кушнера:
У шиповника – шипы.
На шиповнике бутоны.
Вот он блещет у тропы,
Ярко-красный и зелёный
Он глаза мои слепит,
Он костёр напоминает.
Он шиповник. Он шипит
Искры алые роняет.
А.Кушнер
Карточка 5.
«Мозговой штурм»
Источники.
1.nsportal.ru›nachalnaya-shkola/chtenie/2013/08/01/…
2. poembook.ru
3. school-brain.ru
4. multiurok.ru
Селиванова Галина Геннадьевна
Исаева Лиана Вахтанговна
Колышкина Елена Владимировна
Исаева Лиана Вахтанговна
Легоцкая Вера Сергеевна
Исаева Лиана Вахтанговна
Климова Людмила Петровна
Исаева Лиана Вахтанговна
Горбачёва Марина Юрьевна
Исаева Лиана Вахтанговна