12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ненашева Татьяна Анатольевна26
В педагогике музыкального дополнительного образования 30 лет. Преподаватель по классу домры и мандолины. Высшая квалификационная категория. Профессор института культуры.
Россия, Пермский край, Пермь

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

преподаватель МАУ ДО ДМШ №6 Ненашева Т.А.

учащийся 2 класса Пискунов Кирилл (домра)

14.09.2023


Тема урока: К вопросу комплексности начального обучения игре на народных инструментах в контексте освоения жанровости музыкальных произведений


Цель урока:

Образовательная цель:

приобретение нового знания на основе начальных умений и навыков игры на домре; осмысленное и эмоциональное восприятие учеником понятий «марш, песня, танец», как первичных музыкальных жанров

Деятельностная цель: формирование способности учащегося к практическому применению новых приемов игры на домре и штрихов в исполнении различных жанров.


Задачи урока:

ознакомление с первичными музыкальными жанрами музыки;

усвоение учеником определённых приемов и штрихов в зависимости от средств музыкальной выразительности произведения;

развитие творческого потенциала учащегося, его музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, воображения, фантазии.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: словесный метод обучения (объяснение, беседа), игровой, наглядно-иллюстративный.


Структура урока (45 минут):

повторение пройденного, проверка домашнего задания - 5 минут

2. подготовка учащегося к усвоению нового знания, к изучению новых жанров – танец и марш – 4 минут

изучение нового материала, разбор 2-х новых пьес – 20 минут

первичная проверка усвоения знаний – 3 минуты

первичное закрепление знаний, проигрывание с аккомпанементом – 7 минут

контроль и самопроверка знаний – 4 минуты

подведение итогов урока; информация о домашнем задании – 2 минуты.


Краткая творческая характеристика учащегося: учащийся Пискунов Кирилл (9 лет) обладает музыкальными способностями – чувством ритма, слухом, памятью; хорошим природным аппаратом – пластичностью, мягкостью рук; устойчевой психикой – превалируют процессы возбуждения над торможением; при публичном выступлении показывает стабильные результаты в освоении новых приемов, штрихов игры на домре, но не достаточно проявляет свои качества в плане выразительности произведений, их образного содержания, не хватает яркости и артистизма ученика.


Развернутое описание открытого урока


1/Повторение пройденного, проверка домашнего задания

Практическая часть

Прогрывание выученных 2-х пьес «Пойду ль я, выйду ль я» и «Степь, да степь кругом», закрепление жанра песни (взаимосвязь музыки и поэтических образов, стихотворных строк), характерность (веселая и грустная), напевность, распевность, куплетная форма.

Плясовая – Обработка русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я»

Слова: народные, музыка: народная

Пойду ль я, выйду ль я, да,

Пойду ль я, выйду ль я, да,

Во дол, во долинушку, да,

Во дол, во широкую.

Сорву ль я, вырву ль я, да,

Сорву ль я, вырву ль я, да,

С винограда ягодку, да,

С винограда винную и т.д.

Лирическая - Обработка русской народной песни «Степь, да степь кругом».

Музыка С. П. Садовского. Фольклорная переработка стихотворения Ивана Сурикова «В степи» навеянное старинной ямщицкой песней «Cтепь Моздокская».

Степь да степь кругом,

Путь далек лежит,

В той степи глухой

Умирал ямщик и т.д.

ПРИЕМЫ ИГРЫ И ШТРИХИ

Пиццикато большим пальцем, ровность ударов вниз/вверх, срывы левой рукой, изучение пиццикато-вибрато средним пальцем, освоение высоких позиций, связь разных приемов. Закладывается рациональная техника игры на домре. Минимум движения, работа предплечья левой руки при переходе в верхние позиции. Свобода движений.


2/Подготовка учащегося к усвоению нового знания, к изучению новых жанров – танец и марш.

Теоретическая часть

Музыкальный жанр (от лат. genus – род) – вид музыкального произведения. Танец и марш, которые мы рассмотрим на нашем урок - массово-бытовые жанры в которых музыка использовалась в различных трудовых, обрядовых ситуациях. Песню мы знаем уже, а теперь изучим жанры Танец и Марш.

Танец (от нем. Tanz) – вид искусства, основным художественным средством которого является движение. История танца насчитывает тысячи лет. На начальной стадии своего формирования танец существовал как единство пения, танца и звукового сопровождения. Много видов: Гавот, Менуэт, Полонез, Вальс и т.д.

Марш (от франц. marche – шествие, движение вперед) – музы­кальный жанр, характерными чертами которого являются стро­гий, размеренный темп, чёткий ритм. Разновидности марша: во­енный, спортивный, траурный. Помимо прикладного значения марш является жанром сценической музыки (Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского) и концертной музыки («Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского). Р. Шуман - немецкий композитор 19 века, педагог и музыкальный критик. Широко известен как один из самых выдающихся композиторов эпохи романтизма.


3/Изучение нового материала, разбор новых пьес

Практическая часть

Определение мажорного или минорного лада, характера мелодии; движение мелодии; гармонические тяготения, фразировка, изучение ямбических, затактовых построений, определение музыкальной формы: куплетно- вариационная, простая трехчастная форма.

Танец Камаринская – русская народная плясовая, перепляс, веселого, шуточного характера. Музыкальный размер 2/4.

В. Глейхман Игровая шуточная «Козел»

ПРИЕМЫ ИГРЫ И ШТРИХИ

Сочетание уже выученных приемов, срывы левой руки, закрепление игры в высоких позициях, усложнение задач координации, введение новых ритмоформул.

Марш прикладного значения, активный, упругий ритм.

Р. Шуман Марш

ПРИЕМЫ ИГРЫ И ШТРИХИ

Сочетание уже выученных приемов, пиццикато большим пальцем с введением новых штрихов - пунктир, закрепление игры в высоких позициях.


4/Первичная проверка усвоения знаний

Теоретическая часть

Выявление характерных особенностей жанров Танец (размер, характер, темп) и Марш (размер, пунктир, темп): что можно сделать под эту мелодию: шагать, танцевать или петь, мечтать; определять строение произведения: марша, танца; понимать сочетание разных жанров (в Марше Шумана в средней части - песенность) в одном произведении; проверка усвоенной аппликатуры, штрихов, счета пунктира, его ритмической точности.


5/Первичное закрепление знаний, проигрывание с аккомпанементом

Практическая часть

Финальное проигрывание пьес по нотам в медленном темпе с аккомпанементом.

В. Глейхман Игровая шуточная «Козел»

Р. Шуман Марш


6/Контроль и самопроверка знаний

Практическая часть

Проигрывание трудных в техническом плане мест в пьесах: срывы, пиццикато, выполнение штриха в пунктире, его ритмическая организация.


8/Подведение итогов урока; информация о домашнем задании

Краткая информация домашнего задания – грамотный разбор данных произведений в медленном темпе. Проучивание отдельно технологически и аппликатурно сложных мест.


Открытый урок соответствовал заявленной теме.


Цель урока достигнута: учащийся на начальном этапе осмыслил и сравнил жанры «марш, песня, танец», при этом в игре на домре использовал новые приемы игры и штрихи, которые способствовали раскрытию характерных черт данных жанров.


14.09.2023 Ненашева Т.А.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.