План профилактической работы с детьми девиантного поведения на 2016-2017 учебный год
План работы социального педагога
с детьми девиантного поведения на 2016-2017 учебный год
для учащихся среднего звена (возраст 11-14 лет)
№п/п |
Содержание работы (решаемые задачи) |
Сроки исполнения |
Применяемые технологии |
1. |
Изучение личности подростка: собрать общие данные о подростке (ф.и.о., возраст, состав семьи, состояние здоровья, возможности к обучаемости и т.д.); поставить психолого-педагогический диагноз |
сентябрь |
Социально-педагогическая профилактика |
2. |
Изучить положение подростка классе, в социуме; |
октябрь |
Социально-педагогическая профилактика |
3. |
Диагностическая работа с подростками: исследование характерологических и личностных особенностей; индивидуальное консультирование учащихся и их родителей |
октябрь |
психолого-педагогическое сопровождение |
4. |
Изучить процесс реализации социальных потребностей подростка: |
ноябрь |
Социально-педагогическая профилактика |
5. |
Распознавание на базе полученных результатов причины трудновоспитуемости подростка и составление психолого-педагогической характеристики подростка |
декабрь |
психолого-педагогическое сопровождение |
6. |
Коррекционная работа: психологические игры; коррекция школьной тревожности; коррекция самооценки ученика и учителя; игры и тренинги на снятие агрессивности; игры и тренинги повышения уверенности в себе; тренинг общения; тренинг волевых качеств личности; развивать умения и навыки к самовоспитанию |
январь-апрель |
социально психологическая реабилитация. |
7. |
Разработка рекомендаций для классных руководителей, учителей-предметников, родителей по работе с педагогически запущенными подростками и детьми девиантного поведения |
в течение года |
социально психологическая реабилитация. |
Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:
дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);
нарушения физического или психического здоровья;
акцентуация характера, темперамент;
проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);
педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);
социальные причины.
План реализации программы "Ты не один" 2015 - 2018 гг.
№ п/п |
МЕРОПРИЯТИЯ |
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
1. |
Работа с педагогическим коллективом. Семинар "Отклоняющееся поведение как проявление отклоняющегося развития и одна из форм школьной дезадаптации". |
Сентябрь |
Психолог Социальный педагог |
2. |
Подбор литературы по проблеме девиантного поведения. |
Регулярно в течение года |
Библиотекарь Психолог |
3. |
Выступление на заседании педагогического совета: "Нарушение речи - как один из факторов, влияющий на отклоняющееся поведение". |
Октябрь |
Логопед |
4. |
Сотрудничество с детским психиатром: - консультирование педагогов; - индивидуальное консультирование учащихся и их родителей. |
Регулярно в течение года |
Психолог Социальный педагог |
5. |
Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по поводу обучения и воспитания "проблемных детей". |
Раз в четверть |
Психолог Социальный педагог Зам. директора по учебной части |
6. |
Анкетирование педагогов: "Как помочь ребенку справиться с проблемами?". "Пожелания, замечания, предложения по работе с "особенными" детьми" |
Ноябрь Декабрь |
Социальный педагог |
7. |
Сотрудничество с организациями дополнительного образования: ДДЮ, спортивной школой олимпийского резерва, центром трудовой адаптации, станцией юных техников и натуралистов, с центром занятости населения по поводу организации досуга учащихся. |
Регулярно в течение года |
Классные руководители Зам. директора по воспитательной работе |
1. |
Работа с родителями учащихся Анкетирование родителей: "Мой ребенок. Его особенности". "Прошу помочь". "Что нового я узнал(а) о своем ребенке?" |
Сентябрь Октябрь Апрель |
Социальный педагог Классные руководители |
2. |
Индивидуальное консультирование родителей по волнующим их вопросам. |
Регулярно в течение года |
Социальный педагог Психолог |
3. |
Родительские собрания: "Гиперактивные дети". "Межличностные отношения в разных возрастных группах". "Мы вместе". |
Октябрь Декабрь Январь |
Психолог Зам. директора по воспитательной работе Социальный педагог |
4. |
Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия. |
Регулярно в течение года |
Классные руководители |
5. |
Привлечение родительской общественности к дальнейшей социализации "проблемных" детей. |
Июнь |
Классные руководители Зам. директора по воспитательной работе |
1. |
Работа с учащимися. Создание банка данных "Особенные дети". |
Сентябрь |
Социальный педагог |
2. |
Разработка индивидуального и группового исследования личности: -самооценка; - особенности темперамента и характера; |
Сентябрь |
Психолог Социальный педагог |
3. |
Индивидуальные коррекционные занятия с психологом. |
Регулярно в течение года |
Психолог |
4. |
Индивидуальные занятия с логопедом. |
Регулярно в течение года |
Логопед |
5. |
Выявление интересов и увлечений детей, имеющих проблемы в поведении. |
Регулярно в течение года |
Социальный педагог Классные руководители |
6. |
Вовлечение в кружки и секции проблемных учащихся. |
Регулярно в течение года |
Социальный педагог Классные руководители |
7. |
Учет посещаемости и успеваемости "особенных" детей. |
Регулярно в течение года |
Классные руководители Социальный педагог |
8. |
Рекомендации родителям от проблемных детей по их воспитанию и обучению. |
|
Социальный педагог Психолог |
9. |
Проявление интереса к созданию портфолио личных достижений у детей девиантного поведения. |
Регулярно в течение года |
Социальный педагог |
10. |
Прослеживание за дальнейшей социализацией выпускников, имевших проблемы в поведении и общении. |
|
Социальный педагог Классные руководители |
3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально психологическая реабилитация.
Аксёнова Т.Г.