План работы с одарёнными и способными детьми на 2014/2015 учебный год.
4 класс
Учитель: Антипина Ольга Владимировна, учитель начальных классов.
Цели работы с одаренными и способными детьми: создание условий для оптимального развития одаренных и способных детей.
Задачи работы с одаренными и способными детьми:
- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- выявление одарённых и способных детей;
- проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих обучающимся проявить свои возможности;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем и через самостоятельную работу.
| № п/п | Мероприятия | Дата | ||
| 1. | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. | в течение года | ||
| 2. | Разработка целостной системы поиска и выявления, отбора, обучения, развития одарённых и способных детей с учетом сохранения здоровья и преемственности. | в течение года | ||
| 3. | Создание банка данных по одарённым и способным детям класса. | сентябрь, январь | ||
| 4. | Проведение работы с родителями одарённых и способных детей. | в течение года | ||
| 5. | Изучение опыта работы учителей, работающих с одарёнными и способными детьми.
| в течение года | ||
| 6. | Создание условий для работы с одарёнными и способными детьми и подготовки их к конкурсам. | в течение года | ||
| 7. | Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад обучающихся 4 классов. Подготовка к конкурсам разного уровня. | ноябрь, декабрь | ||
| 8. | Активизация работы по участию детей в конкурсах разного уровня: «Кенгуру», «Русский медвежонок» Чемпионат начальной школы “Вундеркинд” “Золотое руно”, «Я живу в Сибири» | в течение года | ||
| 9. | Сетевые проекты | В течение года. | ||
| 10. | Участие в общешкольных праздниках. | В течение года. | ||
| 10.1 | КТД “День чтения” | ноябрь | ||
| 10.2 | КТД «День науки" | Февраль | ||
| 10.3 | Конкурс “ Творческая неделя-2015”, исследовательская конференция, фестиваль творчества. | в течение года | ||
| 10.4 | КТД «Чествование победителей олимпиад и отличников учебы» | декабрь | ||
| 11 | Анализ результатов и выработка рекомендаций. | в течение года | ||
Главные принципы реализации плана:
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные направления и содержание деятельности.
Во время уроков и при организации внеурочной деятельности предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения обучающихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы обучающихся;
- задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого обучающиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с детьми;
- подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения НОО “НОО - ХАУ”;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными и способными детьми.
Условия успешной работы с одаренными и способными обучающимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы организации.
Формы работы:
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
дополнительные занятия с детьми по предметам;
участие в школьных и районных олимпиадах;
проектная деятельность обучающихся;
посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; интеллектуальный марафон;
создание детских портфолио.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Лекция “Развитие личности ребенка”.
Общественный смотр знаний.
Анализ работы с одарёнными и способными детьми за 2014/2015 учебный год.
Активность и результативность участия обучающихся 4 класса в конкурсах, проектах
| Фамилия, имя. | Региональный конкурс " Я живу в Сибири" | международный уровень проект " Под крышей дома твоего" | конкурс рисунков спорт | 26.09.2014г Акция 4 Мировой День Таблички Умножения | Международный конкурс " Золотое Руно" | Международный конкурс "Кириллица" | Муниципальный конкурс рисунков по противопожарной безопасности | Региональный конкурс "Золотое перо" | 09.02.2015 День Науки школьный уровень | 27.02.2015г парад малышковых войск школьный уровень | 06.02.15 Муниципальный конкурс рисунков по противопожарной безопасности | 20.03.2015,Муниципальные олимпиады по предметам | 4.04.2015 муниципальный парад малышковых войск | Конкурс чтецов к 70 Победы | Школьный уровень, проекты | Муниципальный уровень,Первые шаги в науку | Всероссийский проект" Вашей славы наследники мы" | Соревнования по бегу ДЮШС | Чествование ветеранов | |
| Арбаринин И. | ||||||||||||||||||||
| Богданова П. | ||||||||||||||||||||
| Визирякин Д. | ||||||||||||||||||||
| Воронцова Э. | ||||||||||||||||||||
| Евстафьев С. | ||||||||||||||||||||
| Забелин Е. | ||||||||||||||||||||
| Зубова К. | ||||||||||||||||||||
| Ивакина И. | ||||||||||||||||||||
| Караваева Н. | ||||||||||||||||||||
| Корикова Н. | ||||||||||||||||||||
| Красовский Д. | ||||||||||||||||||||
| Кузнецов С. | ||||||||||||||||||||
| Лапыренок Л. | ||||||||||||||||||||
| Лесников Н. | ||||||||||||||||||||
| Мурашев А. | ||||||||||||||||||||
| Непутаева В. | ||||||||||||||||||||
| Перфильев С. | ||||||||||||||||||||
| Рыбак С. | ||||||||||||||||||||
| Сафронова Л. | ||||||||||||||||||||
| Сизых С. | ||||||||||||||||||||
| Смолина Ю. | ||||||||||||||||||||
| Снегирев Д. | ||||||||||||||||||||
| Сергеева Д. | ||||||||||||||||||||
| Серебренников М. | ||||||||||||||||||||
| Шляхов. Э |
В течение года ребята активно участвовали в конкурсах разного уровня и показали следующие результаты:
| Название конкурса /уровень участия | Результативность участия (с указанием Ф.И., класса) | |
| 1. Региональный уровень | ||
| 4. Региональный конкурс “Золотое перо” | Зубова Кристина, 4 класс, призёр. Богданова Полина, 4 класс, призёр. | |
| 2. Федеральный уровень | ||
| 9. Всероссийский проект “Вашей славы наследники мы” | Сизых Александра, 4 класс, финалист. Зубова Кристина, 4 класс, финалист. Богданова Полина, 4 класс, финалист. | |
| 3. Международный уровень | ||
| 1. Международный сетевой проект «Под крышей дома своего» | Богданова Полина, обучающая 4 класса, финалист. Зубова Кристина, обучающаяся 4 класса, финалист. Сизых Александра, обучающаяся 4 класса, финалист. | |
| 7. Международный конкурс “Кириллица” | Сизых Александра, 4 класс, призёр. Зубова Кристина, 4 класс, призёр. Богданова Полина, 4 класс, призёр. | |
| 8. Муниципальный уровень | ||
| «Первые шаги в науку» проект | Сизых Александра, 4 класс, призёр. | |
| Конкурс «Не шути с огнем» | Непутаева Валя, 4 класс, победитель. | |
Были проведены беседы и с родителями по вовлечению детей в конкурсы, проекты.
Самыми активными являются: Богданова Полина, Сизых Александра, Зубова Кристина, Непутаева Валя, Евстафьев Александр.Из 26 обучающихся 5 учеников не принимали участия в конкурсах.
Вывод: необходимо на следующий год взять на контроль малоактивных детей. Продолжить работу по повышению активности и результативности участия обучающихся в мероприятиях разного уровня.