План работы в адаптационной группе

0
0
Материал опубликован 14 October 2018

ПРОГРАММА

по дополнительной образовательной услуге «Веселые пальчики» (развитие мелкой моторики у детей раннего возраста)

Составитель: воспитатель группы раннего возраста

Тухватуллина З.Н.

 


 


 


 

Истоки способностей и дарований детей

 – на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки, которые питают

 источник творческой мысли.

 

В.А. Сухомлинский

 

Пояснительная записка: Содержание данной программы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника; Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Кружок «Ладушки-ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5 – 3 лет.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

- самомассаж кистей рук

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

- работа с сыпучими материалами (крупа, песок), работа со шнурками, нитками - лепка, изготовление поделок из различных материалов

Суть инициативы: Организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через кружковую работу с использованием разных видов продуктивной деятельности.

Участники: Дети раннего возраста, родители воспитанников, воспитатель.

Актуальность проблемы: Программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста актуальна, так как малыши с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Очень часто дети раннего возраста не могут держать карандаш и рисовать им. От степени развития моторики руки в дальнейшем зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе. Вот почему важно развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах.

Задачи: побуждать детей использовать в игре различные настольные игры с мелкими деталями; развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, способствовать овладению детьми пальчиковыми играми; развитию тактильных ощущений, мелкой моторике пальцев рук, глазомера, логического мышления, воображения, создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики; побуждать применять полученные навыки в повседневной жизни.

Режим работы кружка: Образовательная деятельность проводятся 2 раз в неделю в течение всего учебного года. Продолжительность занятия: 10-15 минут. Форма работы: групповая.

Предполагаемый результат: У детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики; умеют выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту; проявляется интерес к различным настольным играм с мелкими деталями; имеются навыки работы с разнообразным материалом (бумагой, пластилином, тестом); проявляется желание применять полученные умения в повседневной жизни.

Взаимодействие с семьей: коллективные формы: устные журналы: «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики», «Пока мама готовит, или во что можно поиграть на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей ,чем занять ребенка»; детско-взрослые игротеки: «Будем пальчиками рисовать, ручки деток развивать», «Игры с прищепками», «Игры с крупами»; родительские творческие мастерские по изготовлению пособий и игр для развития мелкой моторики; индивидуальные формы: консультирование; мастер-класс для одной семьи

Диагностика знаний и умений детей:

Высокий уровень: Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки). Знает и умеет рисовать красками, карандашами, фломастерами. Умеет расстёгивать и застёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы. Умеет выполнять действия пальчиковых игр, согласно тексту.

Средний уровень: Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого. Выполняет движения пальчиковых игр совместно с педагогом.

Низкий уровень: Пытается рисовать, лепить, конструировать, составлять аппликацию при поддержке и побуждении взрослого, выполнять движения пальчиковых игр.

Структура занятия: самомассаж пальчиков, занятие по теме, пальчиковая игра

Техническое оснащение: картотека пальчиковых игр; перспективный план по развитию мелкой моторики; образцы поделок из сыпучего материала, из пластилина, природного материала. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань, песок, нитки, крупы, прищепки, пуговицы и др.)


 

Календарно-тематическое планирование кружка

Срок реализации

Тема занятия

Задачи

Ход игры

Оборудование

Октябрь

1 неделя:

Собираем пирамидку. Кубик на кубик.

Научить ребенка результативным действиям. Развивать мелкую моторику, координацию движений, умение различать цвета и дать первоначальные счетные навыки.

Помогать малышу разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывать ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое. Научить ребенка ставить кубик на кубик, получая, при этом, самостоятельный результат своих действий.

Пирамидка

2 неделя:

Игра: «Спрячь в ладошке» 

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Раздать детям небольшие кусочки поролона и предложить спрятать их в ладошке так, чтобы поролона было не видно. Дети у кого поролона не видно оставляют его себе, у кого видно воспитатель забирает.

Поролон.

3 неделя:

«Разноцветные камушки».

Доставить детям радость и удовольствие от игры со шнурками. Развиваем мелкую моторику рук.

Малыш может отличить большой камушек, от маленького.

Разноцветные камушки.

4 неделя:

Игра: «Спрячь и найди»

В сухом бассейне с горохом предложить «зарыть», а затем отыскать шарик.

подносы с песком или с манной крупой

Ноябрь

1 неделя:

Игры с прищепками.

Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, мышления.

С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т.д.

Прищепки.

2 неделя:

Сортируем прищепки по цвету.

Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, мышления

Попросим ребенка рассортировать прищепки по цветам. Прищепки соответствующего цвета прикрепить к краю коробочки такого же цвета.

Прищепки.

3 неделя:

Игра: «Чтобы мишке было теплее»

Учить мелко, рвать бумагу. Развивать мелкую моторику рук.

Иллюстрация «Мишка в берлоге».

Медвежонок хочет спать, давайте закроем его берлогу маленькими снежинками?

Бумажные салфетки.

4 неделя:

Раскопки и рисование на манке.

развивать мелкую моторику рук; аккуратность.

Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка. 

Можно рисовать вместе с мамой, например, лучики для солнышка, снежинки, елка и т.д.

Манная крупа, поднос.

Декабрь

1 неделя:

Игра «Ежики и ежата»

совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию

(втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) .

2 неделя:

Игра: «Угостим петушка»

Предложить детям разобрать зерна и угостить петушка горошком.

Тарелочки с фасолью и горохом, петушок.

3 неделя:

«Снежная горка»

Предложить детям сделать из салфеток снежную горку.

С помощью отрывания салфеток.

Бумажные белые салфетки, поднос.

4 неделя:

Игра «Не просыпь»

Дети аккуратно зачерпывают крупу ложкой и переносят в тарелочки.

Сухой бассейн с крупой, ложки, тарелочки.

Январь

2 неделя:

Пазлы, разрезанные картинки.

Развиваем мышление, мелкой моторики и пространственного представления.

Вначале мамы собирают картинку и показывают ее малышу, после чего разбирают и помогают ребёнку ее собрать заново.

Разрезные картинки.

3 неделя:

Игры с лего.

Развивать быстроту и точность движений рук при действии с лего.

Сначала детали конструктора выкладываются друг за другом - «дорожка», затем надеваются друг на друга - «башня», затем из частей различной формы делаются «ступеньки».

Лего.

4 неделя:

Игра «Отожми губку»

Дети опускают губки в тазик, наполняя их водой, затем отжимают их, наблюдая, как из губки вытекает вода.

Тазик с теплой водой, поролоновые губки.

Февраль

1 неделя:

Игра «Все по порядку»

Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук и цветовое восприятие ребенка.

Оборудование: 3 тарелки и бусинки двух разных цветов. Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 3 тарелки. В одну из них поместите бусинки. Предложите ребенку рассортировать бусинки по цветам в разные тарелки. Покажите малышу, как надо перекладывать бусинки — по одной, беря тремя пальцами

2 неделя:

Игры "Дьеныша"

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

Сложить рисунок по образцу.

3 неделя:

Массаж «Губка»

Игра: Солим капусту

губку для мытья посуды сжимаем и разжимаем поочередно правой и левой рукой.

«Эта ручка правая, эта ручка левая. Я на губку нажимаю, я зарядку делаю»

 

Ход игры. Воспитатель делает жесты руками, аналогичные словам стишка:

Мы капусту рубим, рубим, (ладонь к ладони, изображаем топорик)

Мы капусту мнем, мнем, (раскрываем и сжимаем кисти рук, шевеля пальцами)

Мы капусту солим, солим (перебираем пальчиками)

Мы морковку трем, трем. ( трем воображаемую морковь на терке, кулаком одной руки водим по ладони другой)

Губка для посуды.

4 неделя:

Пальчиковый сухой бассейн”

Развивать сенсомоторное развитие, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки.

Манная крупа и мелкие игрушки.

Март

1 неделя:

«Бусы для мамы»

Учить детей нанизывать полые макароны на шнурки. Развивать творческое воображение, согласованные движения обеих рук.

Макароны, разноцветные шнурки

2 неделя:

Игры со счётными палочками.

Развитие у детей мелкой моторики пальцев.

развивать конструктивные навыки, координацию движений;

развивать творческое воображение, фантазию.

Выкладывание геометрических фигур.

Составление узоров.

Выкладывание предметов.

3 неделя:

Пальчиковая игра «Моя семья»

Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья. Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

 

Апрель

1 неделя:

Игра с песком «Солнышко»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, длинные, короткие - лучики

Песочные столы, подносы с песком, с манной крупой

2 неделя:

Игры с водой и в воде.

Развитие мелкой моторики рук, усидчивости, аккуратности, внимания, рациональности мышления

В тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии. Выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает. Не забывайте, что всё должно иметь игровой подтекст. Например, возьмите тарелку с изображением зверька и скажите малышу, что зверёк шел по мостику через речку и обронил все «грибочки» из корзинки. Попросите малыша выловить их для бедной зверюшки! В тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии. Выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает. Не забывайте, что всё должно иметь игровой подтекст. Например, возьмите тарелку с изображением зверька и скажите малышу, что зверёк шел по мостику через речку и обронил все «грибочки» из корзинки. Попросите малыша выловить их для бедной зверюшки!

3 неделя:

Сказка "Ёжик" - игровой массаж с мячиком ёжиком.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, повышать чувствительность пальцев.

Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр).

Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки).

 Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони).

 Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно),

вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони),

опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по      безымянному пальцу),

снова вернулся на полянку (между ладонями),

посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику),

вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони),

увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).

   Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.

4 неделя:

«Положи шарик, «киндер – яйцо» в свой домик

Развивает зрительные внимание, память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

перед ребенком стоят лотки желтого и зеленого цветов. Воспитатель достает из мешочка шарик и спрашивает: «Какого цвета шарик? Где домик такого же цвета? Положи туда шарик». Далее предлагает ребенку проделать то же действие самостоятельно.

На первом этапе обучения игре детям предлагают только два цвета: желтый и зеленый.

Май

1 неделя:

Кто скорее свернёт ленту?».

Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами « длинный», «короткий».

две ленты, закреплённые одним концом на палочках: одна из них длинная ( 50см), а другая короткая ( 20см); ленты одинаковой ширины и одного цвета.

Воспитатель предлагает детям свёртывать ленту, показывает, как это делать, даёт каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру « Кто скорее свернёт ленту». Вызывает двоих, даёт одному длинную, а другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернёт свою ленту. Естественно побеждает тот , у кого лента короче. После этого воспитатель раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин хорошо была видна детям, но ничего не говорит.

После ответа детей называет ленты « короткая», « длинная». Короткая лента свёртывается быстро, а длинная медленно.

2 неделя:

Игра: «Прячем ручки»

Развивает зрительные внимание, память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Оборудование и материалы: миска, крупа (гречка, рис или пшено)

Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Малыш непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».

3 неделя:

«Палочки – выручалочки»

Учить детей выкладывать из палочек различные геометрические фигуры, развивать пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Счетные палочки, геометрические фигуры

4 неделя:

«Украшаем лепешки»

Развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, повышать чувствительность пальцев.

Оборудование и материалы: кусок пластилина в виде лепешки.

Теперь можно «угощение» сделать и поизысканнее. Пусть малыш «испечет» для кукол блины. То есть повторим все, что делали раньше: украшаем лепешку с бусинками, фасоью и горохом.


 

Литература:

1.Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006 - 192 с.-(Ранний возраст)

2.Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – синтез, 2007, - 56 с.: цв. вкл.

3.Погудкина И. С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: . – 72 с. Книголюб, 2006. - (Психологическая служба)

4.Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2007 – 56 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.